Коррекционное занятие "Сказка зимнего леса"

Разделы: Начальная школа


Цели. Закрепить умение детей внимательно слушать учителя и воспитателя; формировать общечеловеческие ценности: добро, бережное отношение друг к другу; воспитывать нравственные чувства; коррекция слухового восприятия, внимания, аналитического мышления.

Использование дидактического наглядного материала: изображение сыновей: Старшего и Младшего; индивидуальные карточки для каждого ребёнка, карандаши трёх цветов, простой карандаш, образцы всех заданий для учителя и воспитателя.

Литература: материал из журнала “Дошкольное воспитание” №4 1997г. /авторы: В. Ковалёв, Т. Котова, Т. Филиппова/

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается наше занятие. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей.

II. Сообщение темы и целей

Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный лес. Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте, что написано. Наше занятие так и будет называться “Сказка зимнего леса”. Вы будите нас внимательно слушать. Вместе с героями сказки сможете попробовать свои силы в преодолении всех испытаний, стоящих у них на пути. Первое испытание это трудные слова. Я буду называть их, а вы объясните, как вы понимаете / лесничий, бродит, хмурился, я даю вам шанс, противоположный угол, обеими руками/. Вы должны вспомнить названия цвета, т.к. вы будите раскрашивать и штриховать предметы, считать. И ещё вы оцените поступок одного из героев. Согласны? Начинаем!

III. Основная часть

В огромном лесу жил со своей семьёй лесничий. Целыми днями он бродил по лесу и был всегда весел. Зато дома часто вздыхал и хмурился: очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Ребята, где Старший и Младший? Как вы узнали? Старшему было девять лет, а Младшему – шесть, и они каждый день ссорились.

И вот однажды – было это 28 декабря – лесничий сообщил сыновьям о том, что надо ехать в город за украшениями для новогодней ёлки. “Маму одну послать нельзя, – сказал он. – Её по дороге волки съедят. Самому мне ехать, так я не умею ходить по магазинам. А поехать родителям вдвоём, так вы и вовсе переругаетесь”. Даю честное слово, – сказал Старший, – всё будет в порядке”. “Хорошо, – ответил лесничий, – но запомни: ты отвечаешь за дом и главное – за брата. Будешь ему вместо отца”. На том и порешили. Мать приготовила детям еду на три дня. Отец принёс дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого лесничий запряг лошадь в сани, бубенчики зазвенели и родители уехали.

Первый день прошёл хорошо. С утра и до вечера братья играли в игры, которые предлагал Младший. Одну из таких игр и мы попробуем с вами.

Пожалуйста, посмотрите на рисунок под цифрой 1 /см. приложение/.

  • Штриховка. Что нарисовано? Круги верхние и нижние одинаковые? А одинаково ли они заштрихованы? Заштрихуйте, так как у вас нарисовано. Рекомендации детям: смотрите внимательно на образец, старайтесь не выходить за контуры фигур.Выполнили? Молодцы!

Второй день прошёл ещё лучше. С раннего утра и до самого вечера братья играли в игры, придуманные Старшим. В одну из таких игр мы сыграем сейчас.

Пожалуйста, посмотрите на рисунок под цифрой 2 /см. приложение/.

  • Закройте фишками игрушки. Посмотрите, пожалуйста, на мой образец у всех так? Назовите предметы, которые остались не закрытыми? Как назвать, одним словом? Где они применяются?

Молодцы! Справились с заданием!

Наступил день третий. С утра Старший взялся читать книгу и на все просьбы Младшего поиграть с ним отвечал: “Оставь меня в покое!” на этот раз дело кончилось худо. Старший терпел, а потом схватил брата за шиворот и вытолкнул его из дома. Правда, на миг сердце Старшего сжалось, но потом он подумал: “Ладно, я прочту ещё пять строчек, а за это время с ним ничего не случится”. Он продолжал чтение и только через два часа опомнился.

Мальчик бросился во двор и стал обыскивать все уголки двора. Чтобы не запутаться, Старший нарисовал план двора и отмечал цветными карандашами места, где он уже смотрел. Давайте и мы попробуем повторить, как он это делал.

Пожалуйста, посмотрите на рисунок под цифрой 3 /см. приложение/. Какие геометрические фигуры нарисованы? Теперь внимательно слушайте и выполняйте задания:

  • Красным карандашом закрасьте маленький треугольник выше квадрата;
  • Синим карандашом – треугольник, который находится в круге.
  • Зелёным карандашом – оставшийся треугольник.

Проверьте по моему образцу, у всех ли так? Молодцы!

Продолжаю свой рассказ. К сожалению, брата во дворе нигде не было. Старший громко заплакал и попросил у Младшего прощения.

В эту минуту Старший услышал, как где-то в лесу зазвенели бубенчики. Их звон неумолимо приближался. И вот уже сани въехали во двор. Отец и мать были веселы, они не знали, что дома случилось несчастье. “Где Младший?” – спросил отец. Старший заплакал и честно рассказал обо всём, что произошло. “Одевайся и уходи, – сказал отец. – И не смей возвращаться без Младшего брата”.

Старший оделся, взял фонарь и вышел из дома. Знакомый лес стоял стеной, но мальчику казалось, что он на свете совсем один. В ночи он шёл дорогой, которой никогда прежде не ходил.

Хотите помочь ему? Тогда возьмите красный карандаш, покажите его. а теперь внимательно выполняйте то, что я скажу. Вы помните, где у вас правая рука? Правильно, это та, в которой карандаш. Вытяните её в сторону. Куда она показывает? /На дверь/. Значит, когда я скажу провести линию вправо, вы проведёте её в сторону двери.

А куда показывает левая рука? /На окно/. Когда я скажу влево, вы проведёте линию по направлению к окну. Я буду говорить не только, в какую сторону проводить линию, но и какой она должна быть длины – в одну клеточку, две, три, четыре. Когда проведёте линию, остановитесь и ждите, пока я не скажу, как проводить следующую.

Пожалуйста, на рисунке под цифрой 4/см. приложение/ найдите начало пути Старшего. Приготовьтесь, не отрывая карандаша от бумаги, точно по клеточкам проводить линию:

  • Вверх – 1 клеточку и вправо – 2 клеточки;
  • Вниз – 4 клеточки и вправо – 2 клеточки;
  • Вверх – 2 клеточки и влево – 1 клеточку;
  • Вверх – 2 клеточки и вправо – 4 клеточки;
  • Вниз – 3 клеточки и вправо – 2 клеточки.

Сверьтесь с образцом. Все вышли из леса? Получилось? Молодцы!

Вот так Старший вышел на поляну, где повстречал старика. “Вы Дедушка Мороз?” – спросил мальчик. “Нет, – ответил старик. – Дедушка Мороз – мой сын. Следуй за мной, – повторил старик. – Твой брат у меня!”

IV. Физкультминутка

Давайте остановим на немного нашего героя и отдохнём. Встаньте, пожалуйста, поставьте ноги на ширине плеч, руки внизу. Я буду говорить слова, и показывать движения, а внимательно смотрите и повторяйте за мной.

К солнцу руки поднимаем –
Вырастаем, вырастаем.
Дети к солнцу потянулись.
Потянулись – дотянулись.
Солнце плавно опустилось,
Спать за горку закатилось.
Плавный выдох – ручки вниз,
Ещё раз – и не ленись. / И тихонечко садись./

Тихонько садитесь на свои места.

V. Продолжение основной части

Долго ли, скоро они шли, но подошли к жилью старика, и ворота со звоном захлопнулись. Дворец был построен из льдин определённой формы. Мальчику захотелось его нарисовать и пересчитать фигуры. Вот что у него получилось.

Пожалуйста, посмотрите на рисунок под цифрой 5 /см. приложение/.

  • Возьмите простой карандаш и подсчитайте, сколько здесь использовано материла различной геометрической формы, а ответы запишите цифрами в своих листочках. Рекомендации: смотрите внимательно в домиках, имеются окошки. Какие это фигуры? Подсчитали? А теперь сверьтесь с образцом.Выполнили? Хорошо!

Я продолжаю свой рассказ. “Ты выгнал Младшего брата на мороз, чтобы он оставил тебя в покое, – сказал старик. – Мне нравится этот поступок. Ты останешься со мной навеки”. “Я убегу!” – крикнул мальчик. “Пока твой брат здесь, ты никуда не убежишь. Со временем ты привыкнешь ко мне, – настойчиво продолжал старик. – Но я дам вам шанс вернуться домой, если ты сможешь справиться с тремя моими испытаниями. Готов? Итак, первое испытание:

  • Пожалуйста, посмотрите, справа от цифры 6 /см. приложение/. Какую фигуру надо нарисовать, чтобы не нарушить порядок? Какого цвета должна быть эта фигура? Рекомендации: не торопитесь, внимательно рассмотрите два ряда фигур, а только потом рисуйте недостающую. Закрасьте фигуру. Сверимся с образцом. Все сделали? Молодцы!

Теперь слушай второе испытание:

  • Пожалуйста, посмотрите, под цифрой 7 /см. приложение/. К каждой цифре нарисуй в прямоугольнике соответствующее количество любых геометрических фигур. Рисуйте внимательно, посчитайте, соответствует количество ваших фигур данной цифре. Получилось? Хорошо!

Наконец, третье испытание:

  • Сложи из цветных ниток разные круги. Какой величины получились круги?/Большой, поменьше, маленький/. Большой какого цвета, поменьше и маленький?

Справились? Молодцы!

Итак, рассказ продолжается. “Я справился с испытаниями. Ты нас отпустишь?” – спросил мальчик. “Не спеши, – повелительно сказал старик. – Утро вечера мудренее”. И старик уложил мальчика спать на ледяную кровать, а сам улёгся на такую же кровать в противоположном углу зала.

Утром, когда мальчик проснулся, старика нигде не было. “Наверное, он ушёл в лес”, – подумал мальчик и решил, не теряя времени даром, поискать брата. Пошёл по дворцу и нашёл только один зал с закрытой дверью. Мальчик сразу догадался, что за этой дверью спрятан его брат. Старший попытался открыть дверь: цеплялся за неё ногтями, колотил ногами, кулаками – пока не выбился из сил. Но вдруг он вспомнил о спичках, которые лежали у него в кармане. Мальчик сообразил: надо набрать дров, развести костёр и растопить эту злополучную дверь. Старший заторопился, взял из кладовой топор, верёвку и выбежал из дворца.

Вокруг стоял лес, напомнивший мальчику тот, что был рядом с его домом, и всё же это был другой лес. Старший сделал рисунок чужого для него леса и дорисовал к нему легкоузнаваемые детали. Попробуйте и вы поступить так же.

Пожалуйста, посмотрите на рисунки под цифрой 9 /см. приложение/. Сравните верхний и нижний.

  • Возьмите синий карандаш и на нижнем рисунке дорисуйте недостающие детали. Их всего шесть. Рекомендации: смотрите внимательно, работайте с верхней картинкой.

Вы должны найти: 2 деревца, пенёк, травка на болоте, чёрточка, на тропинке пятно.

Мальчик быстро насобирал дров и вернулся во дворец к ледяной двери. Вспыхнула спичка, загорелись дрова, лёд начал таять, и дверь открылась. Войдя, он увидел стоящего в центре зала своего брата. Младший был холоден и неподвижен. Старший подхватил брата обеими руками и помчался из дворца.

Он благополучно выбрался из ледяного замка и теперь уже бежал между ледяных деревьев навстречу живому лесу. Старший нёс брата осторожно, крепко прижимая его к себе и боясь оступиться. “Смотри, подснежник!” – радостно крикнул Старший. Но Младший ни слова не ответил. Старший, счастливый, бежал со всех ног: ведь брата он всё-таки нашёл. И вдруг Старший брат поскользнулся и упал, а Младший, превращённый в льдину, ударился о выступающий из-под земли корень дерева и раскололся на кусочки.

Сразу в лесу стало тихо-тихо. Старший заплакал так горько, как не плакал ещё ни разу в жизни. Он плакал и плакал, пока не уснул с горя как убитый.

Нет, нет, не торопитесь расстраиваться, это ещё не конец нашей сказочной истории.

Прилетевшие птицы собрали все кусочки Младшего брата, а белки своими цепкими лапками сложили кусочек с кусочком и склеили их берёзовым клеем. Как же они смогли это сделать? – спросите вы. Давайте попробуем и мы свои силы.

Пожалуйста, посмотрите, под цифрой10 /см. приложение/ нарисована льдинка, которая раскололась на пять кусочков. Прежде каждый из них имел свой номер, например кусочек под номером “5”. А сейчас возьмите красный карандаш. Узнайте по форме остальные кусочки льдинки и проставьте их номера по образцу. Рекомендации: выполняйте работу не спеша, не торопитесь: фигуры внизу могут перевёрнуты. А теперь посмотрите на мой образец, у вас так же?

Теперь уже Младший брат лежал на солнышке, и оно тихонечко согревало его. Когда Старший проснулся, брат его, целый и невредимый, спал на холмике. Старший бросился к Младшему, обнял его, помог встать, и оба брата помчались домой.

В это время мать и отец сидели рядышком у окна и молчали. Наконец они увидели, как по лесу, взявшись за руки, бегут Старший и Младший. Родители бросились сыновьям навстречу. С тех пор семья лесничего стала жить дружно и счастливо.

VI. Подведение итогов

Вот и закончилась сказка. Вспомните всё, что произошло с нашими героями, и ответьте, какой из братьев совершил плохой поступок? Понял он свою вину? Как вы должны относиться к своим близким, знакомым, друзьям и к окружающим людям?

Молодцы! Вы замечательные ребята, нам было интересно вместе работать.

Мы отдыхали, пытались дотянуться руками до солнышка. Я хочу подарить вам солнышко и пожелать, чтобы ваши дела и поступки были всегда светлыми, приносите радость и добро своим родителям, не огорчайте их никогда, любите братьев и сестёр.

Приложение 1