Мастер-класс "Синергический метод как методологическая ориентация на уроках русского языка" (построение на разделе языкознания "Лексика")

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Систематизация знаний о лексике; формирование умение находить синонимы, омонимы, антонимы, крылатые выражения и определять их в контексте.
  • Составление устного связного рассказа на лингвистическую тему, конструирование предложений.

Оборудование:

  • Муляжное яблоко; белая накидка.
  • Иллюстрация “Щит для Адама”; импровизированное “Дерево мудрости”.
  • Музыка в исполнении скрипачки Ванессы Мей.

Ход мероприятия

I. Сообщение темы урока

Звучит музыка в исполнении Ванессы Мей, на её фоне учитель начинает беседу.

Учитель: Скажите, пожалуйста, что за наука лексика?

Ученик: Лексика – это наука о значении слова.

Учитель: В наше время мы часто слышим слово “экология”. Из скольких слов оно состоит?

Ученик: Оно состоит из двух слов: “Эко” – (чистота), “логос”– ( слово ).

Учитель: А дословный перевод этого слова?

Ученик: “Чистое слово”, или “Слово о чистоте”.

Учитель: Возьмите таблицу №1, составьте словосочетания со словом “экология”, внесите их в таблицу. Скажите, что у вас получилось?

Ученики:

– Экология окружающей среды
– Экология природы
– Экология мира
– Экология души

Учитель: Вот оно экология души! Чистота души!

(Музыка продолжается.)

II. Создание мира

Учитель: А чистота души начиналась так… Сначала Бог создал мужчину и назвал его Адам.

(Выходит ученик и держит иллюстрацию с изображением щита и стрелами.)

– Как думаете, что обозначает имя Адам?

Таблица 1

Ученик: Разум, красота.

Учитель: Обратите внимание на доспехи. Как вы думаете, что такое “щит”?

Ученик: Защита.

Учитель: А стрелы?

Ученик: Дети.

Учитель: Бог видел, что Адаму не хватало друга. По Его воле из ребра вышла женщина, которую Он назвал Евой. Как думаете, что обозначает имя “Ева”?

Ученик: Нежность, терпение, мудрость. “Ева”– жизнь.

Учитель: Бог создал очень хорошие условия жизни. Мы бы сказали “экологию души”. Живи да радуйся, но нет… (появляется змей (ученик) с яблоком, в белой накидке). Змей предлагает яблоко Еве, та берёт откусывает и дает Адаму. Забыли! Бог говорил, что в раю много разных плодовых деревьев, но с одного есть нельзя.

Учитель: Стоп кадр! Что происходит?

Ученики:

  1. Обман
  2. Непослушание
  3. Изгнание
  4. Ложь (разрушение)

Учитель: Ложь разрушает – нарушается “экология души”. Как могла Ева взять яблоко у змея! Ведь это она вышла замуж, т.е. Ева должна стоять за мужем. Бог наблюдал за Адамом и Евой и спросил у Адама: “Ты ел яблоко?” А тот ответил: “Нет! Мне дала Ева!”

Вот оно “яблоко раздора”! Что проявил Адам? Заполните таблицу №2.

Ученики:

  1. Безответственность
  2. Ложь
  3. Неправду

(Звучит музыка.)

Таблица 2

Учитель: В высокой лексике, нейтральной, разговорной “яблоко раздора”, что обозначает?

Ученик: Противоречие, конфликт, ссора.

Учитель: Внимание на доску! Посмотрите ролик по теме “Лексика”. Лексика, лексикология (от греч. lexicos – словесный, словарный):

  1. Наука о значении слова.
  2. Словарный состав, совокупность всех слов языка.
  3. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

Лексикология изучает словарный состав русского языка с различных сторон:

  1. слово и его лексическое значение;
  2. основные лексические явления: омонимы, синонимы, антонимы;
  3. деление лексики на исконно русскую и заимствованную, активную и пассивную, общеупотребительную и ограниченную в употреблении.

Итак, работаем со словом по таблице №3. Тест “Угадай слово!” будет состоять из 5 вопросов:

1) человека, который контролирует постановку фильма, называют продюсером или менеджером?
2) кто торгует старинными книгами: “зодчий” или “букинист”
3) депутата назначают или выбирают
4) где больше исполнителей: в квартете или октете? (8).
5) интегрировать – значит объединять или отделять.

Таблица 3

Учитель: Перед нами “Дерево”…. через некоторое время будет называться “Деревом мудрости”, и вы мне поможете в этом. Напишите на одном листочке пословицу по теме “Чистота души”, а на другом “Яблоко раздора”. Например:

Тема: “Чистота души”.

– Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
– Один в поле не воин;
– Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Тема: “Яблоко раздора”.

Слово не воробей – вылетит не поймаешь.

Ученики прочитывают пословицы вслух и листочки прикрепляют к “Дереву мудрости”.

Учитель: Возвращаемся к таблице 4. Ваша задача написать значение крылатого выражения в таблицу и расставить цифры.

2. Бесследно исчезнуть из памяти людей (Кануть в Лету).
4. Дар врагу с целью его погубить (Троянский конь).
3. Самовлюбленный человек (Нарцисс).
1. Правосудие (Фемида)
5. То, что поражает ссору (Яблоко раздора).

Таблица 4

Учитель: Игра “Испытание на прочность”. Условие за определенное время решить тест.

1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а) невежественный
б) небрежный
в) непросвещенный
г) необразованный

2. Какое из данных слов является антонимом к слову “зной”?

а) стужа
б) дождь
в) жара
г) зима

3. Какое значение имеет фразеологизм “обрасти мхом”?

а) сильно разбогатеть
б) нравственно опуститься, одичать
в) терпеливо ждать
г) возмужать, повзрослеть

4. Укажите многозначное слово:

а) свежий
б) непоседа
в) запретный
г) отдых

5. Какая пара слов является антонимичной?

а) лук – луг
б) улучшаться – совершенствоваться
в) настоящий – фальшивый
г) соломенный – колючий

6. В каком выражении нарушены нормы лексической сочетаемости?

а) дать отпор
б) оказал впечатление
в) долгосрочный кредит
г) потерпеть поражение

Учащиеся решают тест, на доске появляются ответы– ключи. Ответы к опроснику:

  1. А
  2. А
  3. Б
  4. А
  5. В
  6. Б

Учитель: Хочу провести эксперимент как должны взаимодействовать ученик и учитель во время прохождения учебного материала на уроке русского языка и литературы. Игра “Кто внимательный?”

1. Ученики-мальчики:

– тум
– Бахчисарай

2. Ученицы-девочки:

– ба
– Корова в лес

3. Учителя:

– ди – ри
– Дрова в сарай

Учитель: Кто хочет жить в “чистоте души”?

Ученики: Все!

Учитель: Кто хочет жить без “яблока раздора”?

Ученики: Все!

Учитель: Если Вы хотите жить в “чистоте души” и быть счастливыми , то полюби раздел языкознания “Лексика” и окружающих тебя и все получится! Вот и все!

Такое обучение на уроках русского языка позволяет мне иметь добиваться хороших результатов по предмету! Моя методика позволяет использовать главным образом коммуникативную технологию (доверительное и творческое сотрудничество ученика и учителя); использование на уроках информативно – компьютерные технологии позволяют ориентироваться в выборе изученного материала

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4