Введение
Актуальность. Для того чтобы управленческая деятельность руководителя ДОУ была эффективной, она должна быть структурированной. Опираться на анализ образовательной ситуации в селе, районе и запросы родителей, носить преобразующий характер (по результатам исследований Л.И.Фалюшиной) – быть направленной на совершенствование профессиональных умений с целью изменения и преобразования педагогической деятельности, и обязательно – объединять всех сотрудников ДОУ. При этом, важное значение приобретает организационная структура управления ДОУ.
Управление образовательным учреждением – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности детей, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательного учреждения.
По определению М.М. Поташника, организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнения управленческих функций. Существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения, т.е. организационная структура управления – это способ разделения управляющей системы на части и одновременно ее интеграции в целое.
Для анализа системы управления качеством в ДОУ и влияния на нее руководителя детского сада можно использовать методику Й. Ниссинен и Э. Водтилайнен с оценками. Однако, особый интерес вызывает методика оценки эффективности управления образованием И.К. Шалаева, разработанная на основе мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), включающего в себя достоинства рационалистического и поведенческого направлений науки управления. В рамах курсовой подготовки мне представилась возможность принять участие в разработке модели деятельности дошкольного образовательного учреждения. Были разработаны критериальные характеристики функциональных обязанностей заведующего детским садом и критериальные характеристики конечных результатов деятельности детского сада. Используя квалимитрическое правило оценки интегративного показателя, разработанное И. К. Шалаевым, я определила аттестационный рейтинг детского сада и своей управленческой деятельности, что обеспечивает адекватное планирование и повышение эффективности управления ДОУ.
Цель: Повышение эффективности управления ДОУ на основе МПЦУ.
Задачи:
- Представить функциональные обязанности в виде квалиметрических эталонов.
- Разработать критериальные характеристики конечных результатов деятельности ДОУ.
- Оценить эффективность управления, через экспертизу ДОУ.
Объект: детский сад
Предмет: деятельность заведующего ДОУ
Методы исследования:
- Методология МПЦУ.
- Метод экспертных оценок.
Глава 1. Программно-целевая самоаттестация ДОУ
1.1. Системный анализ воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Анализ стратегический
Социально-психологическое состоянии коллектива | Качественные характеристики |
Отношение к труду | 60% педагогов осознанно относятся к своей профессиональной деятельности. Способны организовать свой труд и труд воспитанников. Прогнозируют результаты собственного труда, его перспективы. Не всегда изучается процесс труда. Глубокие и распространенные знания профессионального труда способствуют выработке индивидуальных способов и приемов работ, направленной на достижение показателей результатов собственной трудовой деятельности. |
Отношение к коллегам по труду | 80% педагогов владеют умением найти адекватные средства позитивного общения с каждым членом педагогического коллектива, соответствующего требованием педагогического сотрудничества. |
Отношение к самому себе | 80% убеждены в правильности профессионального выбора, умеют организовать свою педагогическую деятельность, планировать и корректировать в рамках образовательной программы. Имеют достаточные знания теории и методики дошкольного воспитания, но предпочтение в работе отдают устоявшимся, методам и приемам. Также наблюдаются затруднения в использовании современных психолого-педагогических концепциях, технологиях, неумение использовать их как основу в своей педагогической деятельности. Отмечены затруднения, касающиеся обобщения передового педагогического опыта (занижена самооценка педагогов, низкий теоретический уровень, неудовлетворенность стимулированием). |
Анализ тактический
База убеждений и уровень реализации социально-психологических функций | Качественные характеристики |
Целенаправленность коллектива | Деятельность каждого педагога выражается в стремлении реализации программы “Программы воспитания и обучения в детском саду”. Отмечается активное выполнение общественных поручений, но без особого энтузиазма. |
Уровень воспитанности и профессионализма. | В МДОУ детский сад “Ракета” над
реализацией “Программы обучения и воспитания в
детском саду” М.А.Васильевой работает 10
педагогов, из них 6 воспитателей, 1 старший
воспитатель, 1 музыкальный руководитель, 1
преподаватель немецкого языка, 1 заведующая.
Высшее педагогическое образование – 40% (4
человека), среднее специальное педагогическое у
60% (6 человек), из них обучается заочно в высшем
учебном заведении – 30% (три человека). Высшую
квалификационную категорию имеет 10% (1 человек),
первую квалификационную категорию – 80% (8
человек), вторую квалификационную категорию – 10%
(1 человек). Стаж педагогической деятельности от 5
до 10 лет – 20% (2 человека); от 15 до 25 лет -60% (6
человек); свыше 25 лет – 20% (2 человека). В коллективе общение взаимно-вежливое, доброжелательное, тактичное, в рамках педагогической этики. 40% педагогов отличаются умением строить деятельность детей на перспективу, умеют строить модель собственной деятельности; владеют содержанием инновационных технологий, имеют представления о современных достижениях науки и практики, но не способны перенести приемы и методы работы из одной области в другую. 60% владеют твердыми познаниями в рамках общеобразовательной программы, относятся к работе с интересом, но не всегда могут адекватно прогнозировать результат собственной педагогической деятельности. Положительно относиться к новым педагогическим идеям, и не всегда реализуют их в собственной практики, без определенного воздействия администрации. |
Ценностно-ориентированное единство | Ориентация на развитие личности ребенка, формирование моральных, интеллектуальных, физических способностей ребенка. |
Стимулирование | Имеет место моральное стимулирование, при низком уровне финансирования. |
Анализ традиционный:
Рассматриваем поставленные задачи на год совместно с содержанием, анализируем положительные и отрицательные результаты и, исходя из этого перспективы, которые вытекают на дальнейшую деятельность.
1.2. Модель ДОУ
Проблема получения модели реальной системы была и остается актуальной. Модели должны отражать реальные системы не только определенными параметрами, но и описывать количественные соотношения их функционирования. Применительно к процессам управления количественные модели должны позволять численно оценивать результаты управляющего действия. Модель деятельности ДОУ была разработана д.п.н., профессором И.К. Шалаевым.
Для успешного управления и получения высоких результатов управленческой деятельности руководителю необходимо иметь определенные качества. Как показывают специальные исследования и практика реализации мотивационного программно-целевого управления востребованными являются такие качества как:
- самоактуализация (А);
- идейность и личностные ценности руководителя, убеждения, воля, мужество, трудолюбие инициативность, организованность, человечность (И);
- эрудиция и рост профессионализма, глубина и практичность ума, знания (Э);
- организаторские способности и умение управлять собой, организаторские умения и навыки, умение читать человека, умение влиять на людей (О);
- человечность и личные цели, общительность (Ч);
- стиль управления и знание современных управленческих подходов (С);
- управленческая эмпатия и рефлексия (Р).
Квалиметрические эталоны профессионально-личностных качеств разработаны д.п.н., профессором И.К. Шалаевым [5; c.291–295].
Эффективность деятельности любой организации зависит от того, насколько эффективно осуществляется процесс управления. Одни руководители (преимущественно левополушарные) избирают рационалистические технологии, другие (преимущественно правополушарные) – поведенческие технологии. Я избрала технологические параметры МПЦУ как интегративного образования рационалистического и поведенческого подходов: са, Пдц, Рип, сп, со, ск, ср.
Технология МПЦУ может быть выражена последовательностью управленческих функций:
- ас – анализ стратегический, предметом которого является социально-психологическое состояние коллектива (отношение к труду, к товарищам по труду, к самому себе);
- ат – анализ тактический, предметом которого является база убеждений под новые задачи управления и уровень реализации социально-психологических функций управления;
- а – традиционный анализ, предметом которого является учебно-воспитательный (производственный) процесс;
- Пдц – построение дерева целей управления;
- Рип – разработка исполняющей программы;
- пс – планирование стратегическое, результатом которого являются конструкции стимульных ситуаций, адекватные показаниям ас;
- пт – планирование тактическое, адекватное показаниям ат;
- п – традиционное планирование, адекватное показаниям а;
- ос – организация стратегическая, направленная на осуществление пс;
- от – организация тактическая, направленная на осуществление пт;
- о – организация традиционная, направленная на осуществление п;
- кс – контроль стратегический, предметом которого является процесс достижения цели стимульной ситуации;
- кт – контроль тактический, предметом которого является процесс достижения базы убеждения под новые задачи управления;
- к – контроль традиционный, предметом которого является соответствие учебно-воспитательной работы государственным стандартам;
- рс – регулирование стратегическое, направленное на процесс осуществления социально-психологической стратегии;
- рт – регулирование тактическое, направленное на процесс осуществления социально-психологической тактики;
- р – регулирование традиционное как составляющая управленческого цикла применительно к учебно-воспитательному процессу.
Квалиметрические эталоны процесса управления разработаны д.п.н., профессором И.К. Шалаевым [5; С. 295 – 300].
Известно, что от субъекта управления социальный заказ и функциональные обязанности не зависят – они предписываются ему одновременно с приказом о назначении на должность. Поэтому параметры по функциональным обязанностям (ф1 – ф10), вписываются в модели субъектов управления соответственно уровням. Разработанные нами квалиметрические эталоны функционально-ресурсного обеспечения дошкольного образования см. в Приложении 1, а разработанные нами квалиметрические эталоны педагогической деятельности см. в Приложении 2.
В настоящее время я не ставлю цель разработать модель выпускника, но в перспективе такая модель будет востребована в практике, так как обеспечит целенаправленность деятельности каждого члена коллектива на формировании определенных качеств выпускника, а также позволит обеспечить преемственность “ДОУ – Школа”, что повысит эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Проект модели выпускника ДОУ
1.3. Экспертиза ДОУ
Под программно-целевой самоаттестации понимаю самоаттестацию, в которой измеряемые параметры определяются по дереву целей (см.Дерево целей), а критериальные характеристики – по исполняющей программе (см. критериальные характеристики). При этом извечные вопросы “то ли мы измеряем?” и “Так ли мы измеряем?” в силу законов МПЦУ и правил квалиметрии получают свое положительное разрешение.
Показатели деятельности самоаттестации заведующего МДОУ д/сада “Ракета” c.Гальбштадт Немецкого национального района – АРЗ
1/ Развитие профессионально-личностных качеств субъектов управления:
А | И | Э | О | Ч | Р |
10 | 9 | 9 | 10 | 9 | 8 |
Всего: 65
2. Технологическое обеспечение управления образованием:
4Са | 4Пдц | 4сп | 12со | 8ск | 3ср |
9 | 8 | 8 | 10 | 9 | 9 |
Всего: 319
3. Функционально-ресурсное обеспечение учреждения образования:
Ф1 | Ф2 | Ф3 | Ф4 | Ф5 | Ф6 | Ф7 | Ф8 | Ф9 | Ф10 |
8 | 8 | 10 | 8 | 8 | 9 | 9 | 10 | 9 | 10 |
Всего: 89 • 2 = 178
4. АДР – Квалиметрическое правило оценки интегрированного показателя конечных результатов, деятельности коллектива детского сада.
Д1 | 2Д2 | 2Д3 | 4Д4 | 3Д5 | 3Д6 | 5Д7 | 7Д8 | 7Д9 |
9 | 10 | 9 | 8 | 10 | 9 | 10 | 9 | 9 |
Всего: 312
340 АРД 289 – интервал показателей оптимального рейтинга (коллектив заслуживает поощрения)
АРЗ = 65 + 319 + 178 + 312 = 874
1000 АРЗ 850 – интервал показателей оптимального рейтинга (заведующий детским садом заслуживает поощрения).
Заключение
– Итак, в результате проведенной экспертизы показателей деятельности заведующей детского сада “Ракета” были выявлены следующие проблемы, которые западают:
- взаимоотношения межу “стажерами” и более молодыми коллегами; чрезмерное желание самоутвердиться; отсутствие у некоторых педагогов внешней или внутренней мотивации и т.д. Для решения проблем, возможно, создать стимульные ситуации с использованием методов МПЦУ, таких как ситуацию критической самооценки, ситуации делегирования инициативы, ситуацию установки и др. т.к. данные методы позволяют снять противоречие, сплотить коллектив и создать благоприятный климат в коллективе.
Исследовательский подход призван служить целям оптимизации и повышения эффективности управления. Данная исследовательская основа управления помогает мне обеспечить повышение обоснованности управленческих решений. Именно решение составляет сердцевину управления, поскольку управленческая деятельность представляет собой систему действий по подготовке, принятию и реализации управленческих решений. Объективность оценки собираемой в детском саду педагогической информации, доказательность делаемых выводов и принятие адекватного решения в соответствии с поставленной целью возможно на исследовательской основе.
Т.И. Шамова формулирует требования к директору школы, необходимые для реализации данного подхода в управлении, считаю эти требования возможным применить и к заведующим ДОУ:
- достаточная профессиональная компетентность;
- знание сущности управляемых процессов, закономерности управления, психологических основ сотрудничества;
- владение методами сбора, анализа и оценки информации о ходе и результатах управляемых процессов;
- соблюдение принципов объективности и доказательности управленческой информации;
- умение осуществлять системное видение педагогического процесса в целом;
- умение выделять главное звено, и воздействуя на него, выявлять влияние этого воздействия на связи, а значит, и на целое, в которое оно входит. [9; 5-8]
Вышеперечисленные подходы объединяет одно – решить проблему повышения уровня эффективности управления детским садом. Принципиально новым решением данной проблемы может быть не автономное использование одного из управленческих подходов, а их интеграция. Такой вариант решения был предложен И.К.Шалаевым в своей концепции мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ).[5; 205].
Список литературы
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. – Москва: Творческий центр, 2006.
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. – Москва: Айрис пресс, 2007.
- Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методологическое пособие. – Москва: Творческий центр, 2007.
- Шалаев И.К. Повышение эффективности управления образованием. – Барнаул: ГОУДПО АКИПКРО, 2007.
- Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления. Учебное пособие. – Барнаул: БГПУ, 2007.
- Шалаев И.К. Методика оценки эффективности управления образованием: программно-целевой подход. – Барнаул: БГПУ, 2005.
- Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под редакцией Поташника М.М. – Москва, 1992.
- Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход. Под редакцией Шалаева И.К. – Барнаул: БГПУ, 2003.
- Шамова Т.И. Исследовательский подхода в управлении школой. – Москва, 1992.
- Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления.– Барнаул: БГПУ, 2005.
- Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. – М: МГПИ, 1987.
- Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом: результаты исследования и их использование в школах алтайского края. – Барнаул: БГПИ, 1989.
- Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления. – Барнаул: БГПИ, 1995.
- Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления образованием. – Барнаул: БГПУ, 2000.
- Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности: Учебное пособие по психологии управления. – Барнаул: БГПУ, 2003.