Цели:
- Отработка умений самостоятельно применять арифметические действия в комплексе, в переносе на новые условия.
- Развитие логического мышления, речи, внимания, воображения.
- Повторение и обобщение знаний обучающихся по истории Древнего Египта
- Формирование мировоззрения (связь с другим предметом), ответственности за качество выполненной работы, стремление к успеху, выработка навыков самооценки
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Учебное оборудование: магнитная доска, кодоскоп, кодопозитивы, карта-пирамида, иллюстрация саркофага, камертон, мел, свиток в виде папируса.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель истории: Здравствуйте ребята, садитесь. (В это время вбегает учитель математики со свитком в руке, запыхался).
2. Актуализация знаний, умений и навыков
Учитель математики: Ух! Едва успела! Ой, ребята, мне только что директор школы передал вот этот свиток, здесь какое-то странное сообщение для учащихся 5 “а” класса и его надо прочитать. Свиток завязан тесемками с берестой. Что же здесь написано? (Показывает ученику запись на бересте)
Ученик: Здесь написано уравнение.
Учитель математики: Как ты узнал, что это уравнение?
Ученик говорит определение уравнения.
Учитель математики: Что же мы будем делать с этим уравнением?
Ученик: Решать.
Учитель математики: А что значит решить уравнение?
Ученик говорит определение.
Учитель математики: Тогда возникает еще один вопрос: “Что называется корнем уравнения?”
Кто-то один из учеников отвечает на вопрос.
Учитель математики: Ребята, поднимите руку, кто умеет решать уравнение? Все!? Тогда докажите!
Свиток связан тремя тесемками, на каждой висит береста с уравнением. Уравнения решают устно, в тетрадь записывают только ответ. За правильно решенное задание ставят себе плюс.
X + 5 = 13
X – 11 = 6
4 • X = 36
Когда решили первое уравнение, одну тесемку развязали и т.д.
Учитель математики: Ура! Все тесемки сняты. Ребята, я так волнуюсь, что же там написано.
Разворачивает свиток. Читать можно дать ученику. Текст на свитке:
– Ребята, я приглашаю вас отправиться в
экспедицию на археологические раскопки в
Древний Египет к пирамиде Тутанхамона. С уважением археолог Говард Картер”. |
Учитель математики: Ребята, а вы хотите отправиться в такую экспедицию?
Дети: Да!
Учитель математики: Я только не поняла! У нас ведь сейчас урок математики, при чем здесь Египет, какая связь между математикой и Египтом?
Дети объясняют
Учитель математики: Ну, тогда вы возьмете меня с собой?
Дети: Да.
Учитель математики: Значит, нам необходимо определить тему нашей экспедиции.
Дети предлагают свои варианты. Итак, тема нашей экспедиции “Древний Египет и математика”. В это время раскрываем тему урока, она на плакате, на откидной доске.
Учитель истории: Как вы думаете, почему нас пригласили в историческую экспедицию к пирамиде Тутанхамона?
Дети рассказывают, что эта пирамида одна осталась не разграбленной.
– Ну, что согласны отправиться? Закройте глазки, сидите тихо, чтобы никто не остался в классе.
Звук камертона, в это время открываем еще откидную доску, где в разрезе изображена пирамида со своими лабиринтами и картой движения.
– Откройте глаза. Итак, мы находимся у гробницы Тутанхамона. Чтобы открыть вход в пирамиду, надо снять заклятье. Читаем заклятье: “Смерть раскроет свои крыла над каждым, кто нарушит покой фараона”.
Ребята вспоминают примеры зловещих событий, произошедших в XX веке, связанных с пирамидой.
– А для этого вы должны найти священное число.
Учитель математики: Священное число вы получите, если найдете значение следующего числового выражения:
30 • (588 : 49 + 728 : 56) • 4 (Ответ: 3000)
– Какое же получилось число? (Спросить трех учеников). Давайте проверим, а вдруг неверно, тогда духи пирамиды рассердятся и не впустят нас в нее.
Проверяем по действиям, показать, как быстро решить после трех действий:
30 • 25 • 4 + (25 • 4) • 30 = 3000
Учитель истории: Почему 3000 – священное число?
Дети: 3000 лет до н.э. возник Египет и т.д.
Учитель истории: Вход в пирамиду открыт. (Открываем его на карте.)
3. Систематизация и обобщение знаний и способов деятельности
Испытание 1 (на карте № 1)
Учитель математики: Я все еще оглядываюсь на вход. 3000 лет до н.э. Как давно это было. Ребята, а сколько же лет прошло с тех пор до нашего времени? Кто затрудняется ответить, то посмотрите на ленту времени.
Дети отвечают: 5005 лет и рассказывают, как сосчитать.
А сколько это месяцев? Посчитайте в тетрадях и проверьте в парах за партой, у кого сходятся ответы, поднимите руку. Так сколько же это месяцев?
(5005 • 12 = 60060 месяцев)
Учитель истории: Ой, как много ходов и лабиринтов!
Физкультминутка
Здесь какой-то низкий коридор, наклонитесь все, и такой узкий проход, осторожно, повернулись вправо, влево, еще вправо, опять влево. Стало просторней. Встали во весь рост, потрогаем своды руками, все в порядке. Идем дальше (можно сесть) Впереди новое испытание.
Испытание №2 (на карте №2)
Учитель истории: Вы находитесь у гробницы Тутанхамона. А какую еще древнюю пирамиду вы знаете? Чем она знаменита?
Дети: Пирамида Хеопса.
(Дети рассказывают, что знают, чем знаменита.)
Учитель математики: Тут еще что-то написано. Посмотрите на эту пирамиду с точки зрения математики. Учитель берет в руки модель пирамиды. Давайте разглядим ее, что здесь мы видим?
Дети: Треугольники, квадрат.
Учитель математики: Этот квадрат называется основанием пирамиды, а треугольники образуют боковую поверхность. Вы говорили, что чтобы обойти пирамиду, надо пройти один километр, чем же это расстояние является для квадрата? (Периметр.) Так, если есть периметр квадрата, то что можно вычислить у этого квадрата? (Сторону и площадь.) Посчитайте в тетрадях, чему равна сторона квадрата, т.е. сторона основания пирамиды.
(1 км = 1000 м, а = 1000 : 4 = 250 м).
Спрашиваю нескольких человек, затем прошу объяснить решение, верное решение оцениваем плюсом.
Учитель математики: Хорошо, мы нашли сторону, а теперь, что можно найти? (площадь) Вычислите площадь квадрата, т.е. площадь основания пирамиды Хеопса.
(250 • 250 = 62500 м2)
Спрашиваю нескольких человек, объясняем решение: S = а • а, оцениваем плюсом свою работу.
– Как иначе можно записать а • а (а2) Значит площадь квадрата можно найти по формуле: S = а2 Мы нашли площадь основания пирамиды Хеопса 62500 м2, а много ли это, вы можете представить? Нет? Тогда я вам помогу. На кружке, ребята, вы вычисляли площадь школьной территории. Так вот площадь основания пирамиды Хеопса примерно в три раза больше школьной территории.
Учитель истории: Сколько я еще узнала о пирамиде Хеопса! И с этим испытанием вы справились (на карте ставим на этом месте флажок) Наконец- то мы приближаемся к самому заветному. Перед нами новое испытание.
Испытание №3 (в нем три задания)
Учитель математики: 1) Расшифруй слово (через кодоскоп даются задания, а затем ключ к расшифровке).
- 32 + 22
- (3 + 2)2
- 23 + 5
- 53 • 8
- 82 – 24
Я | У | М | И |
40 | 25 | 13 | 1000 |
(мумия)
Учитель истории: Ребята, а что такое мумия? (дети объясняют)
2) Учитель истории: А теперь расшифруйте число (на доску вывешивается древнейшее число).
Что это за дата? (Гробница Тутанхамона была открыта в 1923г.)
Как много заданий в этом испытании… Настоящий блицтурнир!
3) Учитель математики: Магический квадрат. Кто знает, что такое магический квадрат? Дети объясняют.
Его надо решить.
|
|
Учитель истории: Вот и добрались мы до главного сокровища. Что же это?
(Открывается на карте саркофаг, дают определение.)
– Почему в испытании было три задания и только в четвертом саркофаг?
Дети рассказывают, что в главной комнате гробницы находился каменный саркофаг, а в нем – второй саркофаг, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом саркофаге из чистого золота покоилась мумия фараона. На доске открывается иллюстрация саркофага Тутанхамона.
4. Подведение итогов урока
Учитель истории: Ну, а теперь пора возвращаться домой. Закройте все глаза, чтобы никто не остался в пирамиде. (Звук камертона) Вот и все, мы снова в своем классе. Так почему же встретились две науки: история и математика? Есть ли связь между ними?
(Дети отвечают)
– Значит, не зря мы выбрали тему урока “Древний Египет и математика”.
Учитель математики: А теперь давайте посмотрим насколько удачно каждый из вас добрался до цели. Во время экспедиции вы на полях делали пометки (+). Подсчитайте свои плюсы и оцените себя.
20,21 (+) – “5”
18,19 (+) – 4
Если у кого-то получилось меньше, то в следующий раз постарайтесь набрать больше плюсов.
Учитель истории: Устали? Как вы себя ощущали
на уроке, было ли вам комфортно, сложно, все это вы
сейчас нам и покажите. На столах лежат две
полоски: цветная и белая. Если вам было интересно,
хорошо, комфортно, то поднимите цветную полоску,
если нет, то белую.
Спасибо за работу.
Учитель математики: Урок окончен. До свидания.