"Легенды Тамани"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • ознакомить учащихся с историей освоения кубанских земель черноморскими казаками;
  • оценить роль отдельных личностей в истории заселения Тамани;
  • актуализировать полученные знания;
  • развивать у учащихся умение спорить, толерантность поведения, способность к рефлексии, оценке собственных возможностей;
  • воспитывать патриотизм, гражданственность;
  • развивать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников, традиций, преемственности поколений.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карты “Россия во второй половине 18 века”, “Кубанские земли во время русско-турецких войн 1768-1774 гг.”

Ход урока

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами проводим урок гражданственности и патриотизма, посвященный Тамани.

Рисунок 1

Во все времена наша малая Родина – Кубань оставалась “дорогой жизни” и местом обитания многих племен и народов. Меоты и сарматы, скифы и греки, итальянцы и половцы, ногайцы и адыги, запорожские казаки и русские крестьяне – кто только не оставил след на этой благодатной земле.

Рисунок 2

Ведущий 1. В Х веке укреплявшая свою мощь Древняя Русь расширяла владения за счет походов воинственных князей. Около 965 года один из них – Святослав – появился со своей дружиной на Тамани, и с этого времени в летописях стало часто упоминаться новое русское княжество – Тмутараканское.

Ведущий 2. Просуществовав почти полтора столетия, оно как-то незаметно исчезло из исторической памяти, и лишь неожиданная находка на Тамани в конце 18 века вновь напомнила о нем. Археологические раскопки приоткрыли завесу над жизнью самого далекого от исконных русских земель княжества, мирно сосуществовавшего рядом с кочевниками. Так было до принятия князем Владимиром христианства.

Рисунок 3

Ведущий 1. В 11–13 веках в состав Древней Руси входило множество отдельных княжеств. Летописец Нестор в “Повести временных лет” не раз упоминал Тмутараканское княжество, но не указывал его местоположение. Очевидно, его современникам это княжество было хорошо известно.

Рисунок 4

Опережающее задание.

Детям было дано задание по группам (подготовить и защитить проект по истории Тамани).
Выступление первой группы. Тема. Как был обнаружен таинственный камень?

Приложение 1

Выступление второй группы. Тема. Достопримечательности Тамани.

Приложение 2

Учитель. Сегодня на нашем первом уроке мы постарались воссоздать лишь малую часть героической истории Тамани. Именно отсюда начиналась жизнь нашей малой Родины, и мы надеемся, что вы молодые жители Кубани будете помнить об этом всегда и везде. Историю делают люди. Именно их умом, их руками создаются творения духовной и материальной культуры. Память поколений бережно хранит имена тех, кто прославил родной край своими достижениями. И сегодня богата талантами земля кубанская. Здесь жили и продолжают жить и трудиться сотни замечательных людей. Они многое сделали и продолжают делать все для развития нашего края.

Рисунок 5