Цели урока:
- ознакомить учащихся с историей освоения кубанских земель черноморскими казаками;
- оценить роль отдельных личностей в истории заселения Тамани;
- актуализировать полученные знания;
- развивать у учащихся умение спорить, толерантность поведения, способность к рефлексии, оценке собственных возможностей;
- воспитывать патриотизм, гражданственность;
- развивать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников, традиций, преемственности поколений.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карты “Россия во второй половине 18 века”, “Кубанские земли во время русско-турецких войн 1768-1774 гг.”
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами проводим урок гражданственности и патриотизма, посвященный Тамани.
Рисунок 1
Во все времена наша малая Родина – Кубань оставалась “дорогой жизни” и местом обитания многих племен и народов. Меоты и сарматы, скифы и греки, итальянцы и половцы, ногайцы и адыги, запорожские казаки и русские крестьяне – кто только не оставил след на этой благодатной земле.
Рисунок 2
Ведущий 1. В Х веке укреплявшая свою мощь Древняя Русь расширяла владения за счет походов воинственных князей. Около 965 года один из них – Святослав – появился со своей дружиной на Тамани, и с этого времени в летописях стало часто упоминаться новое русское княжество – Тмутараканское.
Ведущий 2. Просуществовав почти полтора столетия, оно как-то незаметно исчезло из исторической памяти, и лишь неожиданная находка на Тамани в конце 18 века вновь напомнила о нем. Археологические раскопки приоткрыли завесу над жизнью самого далекого от исконных русских земель княжества, мирно сосуществовавшего рядом с кочевниками. Так было до принятия князем Владимиром христианства.
Рисунок 3
Ведущий 1. В 11–13 веках в состав Древней Руси входило множество отдельных княжеств. Летописец Нестор в “Повести временных лет” не раз упоминал Тмутараканское княжество, но не указывал его местоположение. Очевидно, его современникам это княжество было хорошо известно.
Рисунок 4
Опережающее задание.
Детям было дано задание по группам (подготовить
и защитить проект по истории Тамани).
Выступление первой группы. Тема. Как был
обнаружен таинственный камень?
Выступление второй группы. Тема. Достопримечательности Тамани.
Учитель. Сегодня на нашем первом уроке мы постарались воссоздать лишь малую часть героической истории Тамани. Именно отсюда начиналась жизнь нашей малой Родины, и мы надеемся, что вы молодые жители Кубани будете помнить об этом всегда и везде. Историю делают люди. Именно их умом, их руками создаются творения духовной и материальной культуры. Память поколений бережно хранит имена тех, кто прославил родной край своими достижениями. И сегодня богата талантами земля кубанская. Здесь жили и продолжают жить и трудиться сотни замечательных людей. Они многое сделали и продолжают делать все для развития нашего края.
Рисунок 5