Открытый урок по теме "Электрическое поле" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель урока: Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах. Отработать понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрических зарядов.

Тип урока: комбинированный

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать

План урока:

  1. Проверочная работа по карточкам
  2. Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”
  3. Работа у доски
  4. Проверка домашнего задания
  5. Постановка задачи урока
  6. Доклады
  7. Основной материал
    • Введение понятия электрическое поле
    • Введение понятия электрическая сила
    • Демонстрация взаимодействия заряженных тел
    • Демонстрация электрических спектров
    • Видеоматериал о спектрах
  1. Закрепление нового материала
  2. Домашнее задание

1. Проверочная работа по карточкам (см. приложение 1)

Каждому ученику раздаются карточки по вариантам. Через 3 минуты откладывают ручки и передают для проверки работу своему соседу. На доске записываются ответы. Ученику ставят себе оценку по определенной шкале.

Ответы: Вариант 1: А, В, А, А, В. Вариант 2: Б, Б, Б, Б, Б.

2. Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”

    1. Какими приборами проверяют наличие заряда? (Электроскоп и электрометр)
    2. Чем электроскоп отличается от электрометра? (У электрометра – стрелка указатель, у электроскопа – лепесточки)
    3. Какие тела называются проводниками? (Это тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженных тел к незаряженным)
    4. Приведите примеры проводников. (Металлы, почва, водные растворы солей, кислот и щелочей, человеческое тело и др.)
    5. Что такое диэлектрики? (Это тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженных тел к незаряженным)
    6. Приведите примеры диэлектриков. (Резина, воздух, пластмасса и т.д.)
    7. Как называются тела, изготовленные из диэлектриков? (Изоляторы)

3. Работа у доски

На доске нарисованы рисунки взаимодействия зарядов (рис. 1). Необходимо определить знак шарика со знаком вопроса.

Рис. 1

Учитель: Мы повторили изученный материал. А для того, чтобы узнать новую тему, проверим домашнее задание. На дом был задан кроссворд. (На доске нарисован кроссворд) Проверим, что у вас получилось.

4. Проверка кроссворда (рис.2)

Рис. 2

Вопросы:

  1. Маленькая масса (молекула).
  2. Кинетическая, внутренняя, потенциальная… (энергия).
  3. Величина, которую на Руси измеряли в верстах в час (скорость).
  4. Элемент периодической таблицы Менделеева под номером три (литий).
  5. Прибор для измерения температуры (термометр).
  6. Тепловой процесс, интенсивное испарение жидкости по всему объему (кипение).
  7. Единица измерения времени (час).
  8. Создатель температурной шкалы (Цельсий).
  9. Мера инертности и гравитации (масса).
  10. Тепловой процесс, переход из газообразного состояния в жидкое (конденсация).
  11. Составляющий молекулы (атом).
  12. …внутреннего сгорания (двигатель).
  13. Процесс обратный кристаллизации (плавление).
  14. Первый химический элемент (водород).
  15. Единица измерения количества теплоты (джоуль).

Один из примеров конвекции воздуха в огромных масштабах (ветер).

Ключевое слово ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

5. Постановка задачи урока

Механическое действие тел друг на друга происходит или при непосредственном соприкосновении тел (например, при ударе шариков друг о друга), или при наличии между ними какого-либо материального посредника (при буксировке одного автомобиля другим).

Вопрос классу: Какое третье тело здесь участвует? (Трос)

Во всех случаях, когда между взаимодействующими телами нет контакта, можно обнаружить такое “третье тело”, которое являясь посредником, передает действие от одного тела к другому, причем действие передается с конечной скоростью. Например, действие звучащего тела на барабанную перепонку уха передается через воздух с конечной скоростью (скорость звука).

Совсем другое дело – взаимодействие электрических зарядов. Заряженные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними. Так как электрическое взаимодействие происходит не только в воздухе, но и в вакууме.

Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. У нас имеется небольшая информация об этих ученых.

6. Ученики рассказывают приготовленные доклады.

7. Основной материал.

Выводы, сделанные этими великими учеными, заключался в том, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии будет являться электрическое поле.

Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества [1]. (Определение записывается под диктовку учителя). То есть, это форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел.

Наши органы чувств не воспринимают электрическое поле (например, мы не можем его потрогать). Но оно окружает любое заряженное тело и соответственно проявляет себя по действию на заряженное тело.

Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой.

Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой [1]. (Определение ученики записывают под диктовку)

Демонстрация взаимодействия заряженных тел

Оборудование: гильза из фольги на шелковой нити закрепляется на штативе, стеклянная или эбонитовая палочка, шерсть или шелк.

Когда мы подносим заряженную палочку к заряженной гильзе (заряд которой такой же, как у палочки), то наблюдаем отталкивание гильзы.

Вопрос классу: Какой вывод мы можем сделать? (Электрическое поле обнаруживалось по его действию на заряд на гильзе)

Вопрос классу: А вокруг заряженной гильзы существует электрическое поле? (Да, и оно действует на палочку)

Основной вывод: Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от них поле ослабевает.

Демонстрация электрических спектров

Оборудование: султанчики, высоковольтный преобразователь “Разряд”.

А теперь с помощью султанчиков посмотрим спектры электрических полей.

Подсоединим султанчики к прибору “Разряд”. Сначала один к “+”, а другой к “-”. Посмотрим как они взаимодействуют друг с другом.

Вопрос классу: Какой вывод можно сделать? (Лепестки султанчиков притягиваются друг к другу, так как разноименные заряды притягиваются)

Чем ближе подносим друг к другу, тем больше взаимодействие (рис. 3).

Рис. 3

А теперь присоединим оба султанчика к одному заряду и опять начнем подносить их друг к другу.

Вопрос классу: Что мы видим? (Они отталкиваются друг от друга, так как разноименные заряды отталкиваются) (рис. 4).

Рис. 4

(Оба рисунка зарисовываются в тетрадях)

В обоих случаях ленточки султанчиков располагаются вдоль силовых линий электрического поля – то есть вдоль линий, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с вектором силы, действующей со стороны поля на помещенный в эту точку заряд.

Другие свойства и виды силовых линий мы посмотрим по видеоматериалу [2].

8. Закрепление материала.

  1. Чем отличается пространство, окружающее заряженное тело, от пространства, окружающее незаряженное тело? (Существованием электрического поля)
  2. Как можно обнаружить электрическое поле? (При внесении электрического заряда)
  3. Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему? (Так как человек хороший проводник)
  4. Достаточно ли просто прикоснуться электрометра заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка отклонилась? (Да)

9. Домашнее задание.

Список литературы:

1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006. – 191.

Видеоматериал:

2. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Электростатика. Свойства силовых линий. Телекомпания СГУТВ, 2006.