Урок "Строение и работа сердца"

Разделы: Биология


Цель: добиться усвоения знаний о строении и работе сердца. Ознакомить учащихся с современными достижениями в кардиологии.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить строение сердца;
  • сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца;
  • раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца.

Развивающие:

  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • формирование умений работать в группе с дидактическим материалом и муляжами;
  • развитие умений самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

  • продолжить формирование научного мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины в области кардиологии.

Методы:

  1. Объяснительный (лекция, беседа).
  2. Иллюстративный (демонстрация схем, таблиц, презентаций, электронных пособий).
  3. Поисково-исследовательский (работа в группах с муляжами).
  4. Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа).

Наглядно-демонстрационная база: таблица кругов кровообращения, дидактические карточки, муляжи сердца, схемы, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

1.Учащиеся у доски рисуют схемы кругов кровообращения.

2. Фронтальный опрос по вопросам и заданиям изученного материала:

  • Назовите функции большого (малого) круга кровообращения?
  • Что такое аорта, нижняя полая вена?
  • Какая кровь течет по артериям большого и малого круга кровообращения?
  • Какая кровь течет по венам большого и малого круга кровообращения?
  • Куда впадают лимфатические протоки?
  • Чем артерии отличаются от вен по строению?

3. По рисункам на доске показать, где начинается и где заканчивается большой и малый круг кровообращения?

4. Один из учащихся по ранее подготовленным рисункам должен определить сердце рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих и ответить на вопрос: какие изменения произошли в их сердце в процессе эволюции? (Работа на магнитной доске).

5. Самостоятельная работа учащихся по дидактическим карточкам (с последующей взаимопроверкой):

I вариант:

Установить соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел.

Отдел сердца Вид крови
1) левый желудочек А) артериальная
2) правый желудочек Б) венозная
3) правое предсердие
4) правый желудочек

 

1

2

3

4

       

II вариант:

Установить соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них.

Отдел сердца Вид крови
1) артерии большого круга кровообращения А) артериальная
2) вены большого круга кровообращения Б) венозная
3) артерии малого круга кровообращения
4) вены малого круга кровообращения

 

1

2

3

4

       

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

Учитель, обращаясь к ребятам, говорит о том, что на уроке речь пойдет об одном очень важном органе, предлагает составить сенквейн, а в помощь на экране появляются следующие поговорки:

  • Сердце матери – вещун.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Сердце не камень – тает.
  • Сердце сердцу весть подает.
  • Сердце соколье, а смелость воронья.
  • Сердцу не прикажешь.

Учащиеся самостоятельно работают по парам, составляя синквейн. Несколько учащихся зачитывают свои варианты сейнквейна.

Выясняется, что сердце: беспокойное и равнодушное, горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга т.д.

В качестве примера на экране появляется один из вариантов:

Сенквейн - (от франц.) означает пять. Это стихотворение из пяти строк:

Первая строка - название сейнквейна. Сердце.

Вторая строка - два прилагательных. Золотое, отзывчивое.

Третья строка - три глагола. Работает, движет, доставляет.

Четвертая строка – фраза на тему сенквейна. Кровь по организму качает.

Пятая строка – существительное. Насос.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Учащиеся формулируют тему урока.

2. Учитель корректирует тему урока. Знакомит с целями и задачами.

IV. Изучение нового учебного материала.

(При объяснении темы используется презентация Приложение 1 – "Сердце и фазы его работы".)

1. Строение сердца:

Сердце – полый мышечный орган, разделенный на четыре полости, расположенный в левой части грудной клетки, масса его около 300 грамм. Размер – примерно с левый кулак человека.

Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащей серозную жидкость, предохраняющую от трения.

Стенка сердца состоит из трех слоев:

1.- эпикард – наружный слой (срастается с перикардом);

2.- миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;

3.- эндокард – внутренний слой. Между левым предсердием и левым желудочком находится двустворчатый клапан (митральный). Между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Сухожильные нити, прикрепленные к сосочковым мышцам, связывают клапаны с дном желудочков. Между желудочками и артериями имеются полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечет в обратном направлении, кармашки заполняются кровью и их кроя плотно сомкнуться, не давая крови течь в сердце. Поэтому кровь движется только в одном направлении.

2. Работа сердца:

Сокращения сердца взрослого человека в состоянии относительного покоя происходит примерно 70-75 раз в минуту. Непрерывно проталкивая кровь по сосудистой системе, сердце человека совершает большую работу. Только за сутки желудочки сердца совершают работу, которая равна подъему груза в 1 тонну на высоту пятиэтажного дома.

За 18 ч сердце совершает работу, за счёт которой можно поднять человека массой 70 кг на высоту телебашни в Останкино - 533м!

Несмотря на то, что сердце работает в течение всей жизни человека, сердечная мышца сохраняет свою работоспособность. Одна из причин такой работоспособности неодновременное сокращение отделов сердца.

В работе сердца различают три фазы: первая- сокращение предсердий, вторая- сокращение желудочков - систола, третья - одновременное расслабление предсердий и желудочков - диастола.

Первая фаза - в течение 0,1 секунды сокращаются оба предсердия, при этом створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты, кровь движется из предсердий в желудочки.

Вторая фаза – в течение 0,3 секунд сокращаются оба желудочка, при этом полулунные клапаны открыты, створчатые закрыты, кровь движется из желудочков в аорту и легочную артерию.

В третью фазу вся сердечная мышца остается в расслабленном состоянии в течение 0,4 секунды. В это время притекающая к сердцу по венам кровь заполняет предсердия. Таким образом, сердечный цикл состоит из 0,8 секунд.

3. Регуляция работы сердца:

А). Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), поэтому например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения.

Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую. Оба эти центра управляются так же импульсами, поступающие от рецепторов сердца в центральную нервную систему. Нарушение иннервации может привести к тахикардии (повышение частоты сердечных сокращений), или к брадикардии – снижение их частоты. Условно-рефлекторная деятельность сердца определяется активностью коры головного мозга. Так, например, у спортсмена перед стартом изменяется ритм работы сердца, расширяются коронарные сосуды, что приводит к улучшению кровоснабжения миокарда. Отрицательные эмоции так же изменяют деятельность сердца, ускоряя его сокращения. Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая замедляет, высокая усиливает сокращения). Это используется в современной хирургии как метод охлаждения тела оперируемого.

Б). Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови. Работу сердца замедляют и ослабляют соли калия в крови, гормон ацетилхолин (Для блуждающих нервов медиатором служит ацетилхолин, для симпатических — норадреналин).

Усиливают работу сердца гормон адреналин (при остановке сердца его водят прямо в сердечную мышцу), соли кальция. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.

В). Для сердечной мышцы характерна автоматия – способность сокращаться под влиянием нервных импульсов, возникающих в самом сердце. Это связано с особыми клетками, залегающими в сердечной мышце, в которых ритмично появляются возбуждения. Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.

Г). Во время работы сердца по всему телу человека распространяются его биотоки. Запись биотоков сердца с различных участков тела (поверхности грудной клетки, запястьев рук и щиколоток ног) с помощью специального прибора — электрокардиографа — называют электрокардиограммой — ЭКГ.

V. Систематизация и обобщение полученных знаний:

1.Работа учащихся в группах с муляжами сердца:

А). Рассмотрите на модели сердца его внешний вид. Найдите изображение мышечных слоев, коронарных сосудов, верхней и нижней полых вен, аорты, легочной артерии и легочных вен.

Б). Разберите модель сердца.

В). Найдите внутри ее правое и левое предсердия, правый и левый желудочки.

По каким признакам вы их определили?

Г). Что препятствует смешиванию крови?

Д). В каком отделе сердца наибольшая толщина стенки? Объясните, почему?

Е). Какой тканью образована стенка сердца? В чем особенность ее строения и функции?

Ж). Найдите в сердце створчатые клапаны?

З). Определите местоположение в сердце полулунных клапанов?

И). Какие функции выполняют створчатые, а какие полулунные клапаны?

2.Используя схему фазы работы сердца, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

А). Из каких фаз складывается сердечный цикл?

Б). Какова длительность (в секундах) каждой фазы сердечного цикла?

В). Что происходит с кровью: а) при сокращении предсердий; б) при сокращении желудочков; в) во время общего расслабления (паузы)?

Г). Какие клапаны открыты при сокращении предсердий, а какие закрыты?

Д). Какие клапаны открыты при сокращении желудочков, а какие закрыты?

Е). Что происходит с клапанами в третью фазу?

Таблица:

Фазы сердечного цикла

Длительность (сек)

Движение крови

Состояние клапанов

створчатые

полулунные

         

Какой вывод можно сделать о соотношении времени, затраченного сердцем на работу и на отдых?

Взаимопроверка результатов заполнения таблицы.

3. Презентация Приложение 2 – “Последние достижения в кардиологии”.

VI. Итог урока:

1. Рефлексия:

А). Какие сложные моменты урока вам были понятны и почему?

Б). Насколько тема нашего урока актуальна в жизни современного человека?

В). Как вы оцениваете свою работу на уроке?

2. Домашнее задание: § 22, творческая работа: составить тест по изученной теме.

Список используемой литературы

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. "Биология. Человек", учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2007. – 336 с.
  2. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: книга для учителя. – М.: "Первое сентября". – 256 с.
  3. Резанова Е.А. Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека в таблицах и схемах. – М. "Издат-школа 2000", 1999 г. – 2008 г.
  4. Гуленков С.И., Дмитриева Т.А. Тестовые задания для проверки знаний по биологии. Человек (анатомия, физиология, гигиена). – М., ТЦ "Сфера", 1999 – 88 с.
  5. Биология в школе № 2, 2008 г.