Цель: добиться усвоения знаний о строении и работе сердца. Ознакомить учащихся с современными достижениями в кардиологии.
Задачи:
Образовательные:
- изучить строение сердца;
- сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца;
- раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца.
Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы;
- формирование умений работать в группе с дидактическим материалом и муляжами;
- развитие умений самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины в области кардиологии.
Методы:
- Объяснительный (лекция, беседа).
- Иллюстративный (демонстрация схем, таблиц, презентаций, электронных пособий).
- Поисково-исследовательский (работа в группах с муляжами).
- Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа).
Наглядно-демонстрационная база: таблица кругов кровообращения, дидактические карточки, муляжи сердца, схемы, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I
. Проверка домашнего задания:1.Учащиеся у доски рисуют схемы кругов кровообращения.
2. Фронтальный опрос по вопросам и заданиям изученного материала:
- Назовите функции большого (малого) круга кровообращения?
- Что такое аорта, нижняя полая вена?
- Какая кровь течет по артериям большого и малого круга кровообращения?
- Какая кровь течет по венам большого и малого круга кровообращения?
- Куда впадают лимфатические протоки?
- Чем артерии отличаются от вен по строению?
3. По рисункам на доске показать, где начинается и где заканчивается большой и малый круг кровообращения?
4. Один из учащихся по ранее подготовленным рисункам должен определить сердце рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих и ответить на вопрос: какие изменения произошли в их сердце в процессе эволюции? (Работа на магнитной доске).
5. Самостоятельная работа учащихся по дидактическим карточкам (с последующей взаимопроверкой):
I вариант:
Установить соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел.
Отдел сердца | Вид крови | |
1) левый желудочек | А) артериальная | |
2) правый желудочек | Б) венозная | |
3) правое предсердие | ||
4) правый желудочек |
1 |
2 |
3 |
4 |
II
вариант:Установить соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них.
Отдел сердца | Вид крови | |
1) артерии большого круга кровообращения | А) артериальная | |
2) вены большого круга кровообращения | Б) венозная | |
3) артерии малого круга кровообращения | ||
4) вены малого круга кровообращения |
1 |
2 |
3 |
4 |
II
. Актуализация опорных знаний учащихся:Учитель, обращаясь к ребятам, говорит о том, что на уроке речь пойдет об одном очень важном органе, предлагает составить сенквейн, а в помощь на экране появляются следующие поговорки:
- Сердце матери – вещун.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Сердце не камень – тает.
- Сердце сердцу весть подает.
- Сердце соколье, а смелость воронья.
- Сердцу не прикажешь.
Учащиеся самостоятельно работают по парам, составляя синквейн. Несколько учащихся зачитывают свои варианты сейнквейна.
Выясняется, что сердце: беспокойное и равнодушное, горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга т.д.
В качестве примера на экране появляется один из вариантов:
Сенквейн - (от франц.) означает пять. Это стихотворение из пяти строк:
Первая строка - название сейнквейна. Сердце.
Вторая строка - два прилагательных. Золотое, отзывчивое.
Третья строка - три глагола. Работает, движет, доставляет.
Четвертая строка – фраза на тему сенквейна. Кровь по организму качает.
Пятая строка – существительное. Насос.
III
. Мотивация учебной деятельности учащихся.1.Учащиеся формулируют тему урока.
2. Учитель корректирует тему урока. Знакомит с целями и задачами.
IV
. Изучение нового учебного материала.(При объяснении темы используется презентация Приложение 1 – "Сердце и фазы его работы".)
1. Строение сердца:
Сердце – полый мышечный орган, разделенный на четыре полости, расположенный в левой части грудной клетки, масса его около 300 грамм. Размер – примерно с левый кулак человека.
Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащей серозную жидкость, предохраняющую от трения.
Стенка сердца состоит из трех слоев:
1.- эпикард – наружный слой (срастается с перикардом);
2.- миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;
3.- эндокард – внутренний слой. Между левым предсердием и левым желудочком находится двустворчатый клапан (митральный). Между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Сухожильные нити, прикрепленные к сосочковым мышцам, связывают клапаны с дном желудочков. Между желудочками и артериями имеются полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечет в обратном направлении, кармашки заполняются кровью и их кроя плотно сомкнуться, не давая крови течь в сердце. Поэтому кровь движется только в одном направлении.
2. Работа сердца:
Сокращения сердца взрослого человека в состоянии относительного покоя происходит примерно 70-75 раз в минуту. Непрерывно проталкивая кровь по сосудистой системе, сердце человека совершает большую работу. Только за сутки желудочки сердца совершают работу, которая равна подъему груза в 1 тонну на высоту пятиэтажного дома.
За 18 ч сердце совершает работу, за счёт которой можно поднять человека массой 70 кг на высоту телебашни в Останкино - 533м!
Несмотря на то, что сердце работает в течение всей жизни человека, сердечная мышца сохраняет свою работоспособность. Одна из причин такой работоспособности неодновременное сокращение отделов сердца.
В работе сердца различают три фазы: первая- сокращение предсердий, вторая- сокращение желудочков - систола, третья - одновременное расслабление предсердий и желудочков - диастола.
Первая фаза - в течение 0,1 секунды сокращаются оба предсердия, при этом створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты, кровь движется из предсердий в желудочки.
Вторая фаза – в течение 0,3 секунд сокращаются оба желудочка, при этом полулунные клапаны открыты, створчатые закрыты, кровь движется из желудочков в аорту и легочную артерию.
В третью фазу вся сердечная мышца остается в расслабленном состоянии в течение 0,4 секунды. В это время притекающая к сердцу по венам кровь заполняет предсердия. Таким образом, сердечный цикл состоит из 0,8 секунд.
3. Регуляция работы сердца:
А). Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), поэтому например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения.
Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую. Оба эти центра управляются так же импульсами, поступающие от рецепторов сердца в центральную нервную систему. Нарушение иннервации может привести к тахикардии (повышение частоты сердечных сокращений), или к брадикардии – снижение их частоты. Условно-рефлекторная деятельность сердца определяется активностью коры головного мозга. Так, например, у спортсмена перед стартом изменяется ритм работы сердца, расширяются коронарные сосуды, что приводит к улучшению кровоснабжения миокарда. Отрицательные эмоции так же изменяют деятельность сердца, ускоряя его сокращения. Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая замедляет, высокая усиливает сокращения). Это используется в современной хирургии как метод охлаждения тела оперируемого.
Б). Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови. Работу сердца замедляют и ослабляют соли калия в крови, гормон ацетилхолин (Для блуждающих нервов медиатором служит ацетилхолин, для симпатических — норадреналин).
Усиливают работу сердца гормон адреналин (при остановке сердца его водят прямо в сердечную мышцу), соли кальция. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.
В). Для сердечной мышцы характерна автоматия – способность сокращаться под влиянием нервных импульсов, возникающих в самом сердце. Это связано с особыми клетками, залегающими в сердечной мышце, в которых ритмично появляются возбуждения. Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.
Г). Во время работы сердца по всему телу человека распространяются его биотоки. Запись биотоков сердца с различных участков тела (поверхности грудной клетки, запястьев рук и щиколоток ног) с помощью специального прибора — электрокардиографа — называют электрокардиограммой — ЭКГ.
V
. Систематизация и обобщение полученных знаний:1.Работа учащихся в группах с муляжами сердца:
А). Рассмотрите на модели сердца его внешний вид. Найдите изображение мышечных слоев, коронарных сосудов, верхней и нижней полых вен, аорты, легочной артерии и легочных вен.
Б). Разберите модель сердца.
В). Найдите внутри ее правое и левое предсердия, правый и левый желудочки.
По каким признакам вы их определили?
Г). Что препятствует смешиванию крови?
Д). В каком отделе сердца наибольшая толщина стенки? Объясните, почему?
Е). Какой тканью образована стенка сердца? В чем особенность ее строения и функции?
Ж). Найдите в сердце створчатые клапаны?
З). Определите местоположение в сердце полулунных клапанов?
И). Какие функции выполняют створчатые, а какие полулунные клапаны?
2.Используя схему фазы работы сердца, ответьте на вопросы и заполните таблицу:
А). Из каких фаз складывается сердечный цикл?
Б). Какова длительность (в секундах) каждой фазы сердечного цикла?
В). Что происходит с кровью: а) при сокращении предсердий; б) при сокращении желудочков; в) во время общего расслабления (паузы)?
Г). Какие клапаны открыты при сокращении предсердий, а какие закрыты?
Д). Какие клапаны открыты при сокращении желудочков, а какие закрыты?
Е). Что происходит с клапанами в третью фазу?
Таблица:
Фазы сердечного цикла |
Длительность (сек) |
Движение крови |
Состояние клапанов |
|
створчатые |
полулунные |
|||
Какой вывод можно сделать о соотношении времени, затраченного сердцем на работу и на отдых?
Взаимопроверка результатов заполнения таблицы.
3. Презентация Приложение 2 – “Последние достижения в кардиологии”.
VI
. Итог урока:1. Рефлексия:
А). Какие сложные моменты урока вам были понятны и почему?
Б). Насколько тема нашего урока актуальна в жизни современного человека?
В). Как вы оцениваете свою работу на уроке?
2. Домашнее задание: § 22, творческая работа: составить тест по изученной теме.
Список используемой литературы
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. "Биология. Человек", учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2007. – 336 с.
- Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: книга для учителя. – М.: "Первое сентября". – 256 с.
- Резанова Е.А. Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека в таблицах и схемах. – М. "Издат-школа 2000", 1999 г. – 2008 г.
- Гуленков С.И., Дмитриева Т.А. Тестовые задания для проверки знаний по биологии. Человек (анатомия, физиология, гигиена). – М., ТЦ "Сфера", 1999 – 88 с.
- Биология в школе № 2, 2008 г.