Принимая учеников первого класса каждый раз понимаю, что не все дети умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку, сочинять, фантазировать на определенную тему. Нужны такие приемы обучения, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – “развивай свою речь” – и одновременно служили бы этой цели. И таким эффективным приемом является творческая речевая игра.
Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Использование на уроках речевых игр очень привлекает и радует младших школьников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предмету. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение.
Немаловажно также и то, что творческие речевые игры способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
О
бразцы творческих речевых игр1. Игры с буквами
Дидактическая цель: в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение, речь.
“Буквы вокруг меня”
Учитель просит учеников оглядеться в классе и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке.
Например: А – азбука, Б – бант, В – вешалка, Г – гардины и т. д.
“Картина”
Рассмотрите картину художника (читается название картины и имя автора). Учитель просит найти на картине все предметы на определенную букву.
“Портреты букв”
Во время изучения букв, учитель спрашивает о том, на кого или на что похожа та или иная буква.
Например: А – крыша дома, В – бабочка, сложившая крылья и т. д.
Ученик рисует портреты букв, придумывает слова на данную букву.
“Цепочка”
Учитель определяет тему игры, например: “Птицы на букву с”.
Первый ученик называет слово: снегирь.
Второй ученик должен повторить это слово и прибавить свое: снегирь, соловей.
Например: снегирь – соловей – свиристель – сорока – синица – сова – сыч – стриж – сокол – сорокопуд.
“Замените букву”
Учитель предлагает заменить в словах одну букву, образовать новые слова. Сом (дом), сук (сок), рама (мама), мука (муха), карта (парта), стол (стул), корка (горка) и т. д.
“Спрячь слова в букву”
Учитель предлагает спрятать некоторые слова в букву “О” (по принципу ребуса):
в “о” л – вол |
в “о” т – вот |
в “о” з – воз |
в “о” р – вор. |
Спрятать имена в букву “А”:
В “а” ля – Валя
В “а” ря – Варя
В “а” ня – Ваня.
“Вычитание букв”
Учитель предлагает от слова “победа” отнимать по 1 букве. Получать новые слова. Чтобы было интересно, можно прочитать сказку С. Погореловского “Что случилось с буквой П?”.
Варианты для игры:
Коля – Оля – ля – я
Малина, овраг, спор, улей, муха, уход.
С одним из слов можно сочинить сказку.
“Волшебный домик”
Учитель прикрепляет к доске домик (вырезан из плотной бумаги) и в пустые окошки вписывает буквы. Ученики должны отгадать, какие слова живут в этом домике.
Например:
к, т, о, л, я (кот, кто, ток, Толя, Коля).
о, с, а, к (оса, коса, сок).
л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак).
“Сказка про буквы”
После того как ученики познакомились с буквами, подружились с ними, полюбили их, узнали их “характер”, можно предложить им сочинить сказку про буквы.
Она может начинаться так: “В некотором царстве, в Азбучном государстве жили – были 33 красавицы – буквы…”.
2. Игры со словамиДидактическая цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.
“Собери словечко”
Учитель предлагает задание: из каждой строчки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать новые слова.
в с о р н в о р е г (снег)
н а ж м м ж а н е й (иней)
ю ф к у т д б д о л ю (футбол)
р и з б м о к р и м с з (бокс).
“Добавь букву”
К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова.
М г з н (магазин)
П с д (посуда)
Р б т (работа).
“Конструктор”
1. Переставить местами слоги так, чтобы получились слова. Из каждой строчки исключи лишнее слово.
а) кейхок |
нистен |
вотжи |
болфут |
(хоккей) |
(теннис) |
(живот) |
(футбол) |
Б) расест |
разеб |
бакабут |
тецо |
(сестра) |
(зебра) |
(бабушка) |
(отец) |
2. Слова разбить на слоги. Из слогов составить новые слова.
По – мол, тка – ни, я – ма | (молния). |
Ве – нок, ка – тер | (ветер). |
Вью – нок, га – раж | (вьюга). |
“Составь слова”
Можно составить такие слова: ропот, рот, порт, пот…
Слова для игры: комар, человек, полька.
Т, у, ш, а, к.
О, к, т.
М, г, з, н.
Р, б, т.
В с о р н в о р е г (снег)
И а ж м м ж а н е й (иней).
“Снежно-звуковой ком”
Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно “слепить”ком из звуков и назвать его снежно – звуковым. Сначала договариваемся с детьми, из каких звуков гласных или согласных будем “лепить” наш ком.
Например, лепим ком из гласных звуков, обозначающих мягкость согласных.
Я
Я – е.
Я – е – ё.
Я – е – ё – ю.
Я – е – ё– ю – и.
“Лепим” ком из звуков согласных твердых.
Т
Т – р.
Т – р – н.
Т – р – н – д и т. д.
“Слоговые цепочки”
Учитель произносит первый слог: ма. Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой, начинающийся на тот же звук: (МА – МО – МИ – МУ…).
Выигрывает тот, кто повторит самую длинную слоговую цепочку.
Цепочки можно придумывать и с обратными слогами: ок – от – ор – ощ…
“Только веселые слова”
Учитель определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.
“Веселые слова”: клоун, радость, смех, цирк.
“Зеленые слово”: лист, арбуз, огурец, яблоко…
“Ласковые слова”: мамочка, сестренка, котенок…
“Ручеёк”
Учитель делит класс на 2 команды. Игроки каждой команды вынимают из своей коробки карточки со словами. Составляют пары из рифмующихся слов, сочиняют четверостишия.
1 коробка: ромашка, шишка, мяч, собака, сосна, полка, белка, чайник, сарай, лежит, новый, умная.
2 коробка: букашка, малышка, калач, бежит, весна, иголка, тарелка, начальник, загорай, забияка, толковый, шумная.
“Продолжи пару”
Учитель называет слова, ученики придумывают свои, которые будут соотноситься друг с другом:
Отлично – 5. |
Доска – мел. |
Хорошо – ? (4). |
Тетрадь – ? (ручка). |
“Слова – мячики”
Для игры нужен мяч. Учитель бросает мяч ученику и одновременно произносит слово, например, “горький”. Ученик должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением (“сладкий”).
Варианты задания: назвать слова – антонимы, синонимы, названия городов, цветов, животных и т. д.
“Слово – сказка”
Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется вертикально и “расшифровывается”.
Ц – царевна
В – весна
Е – ель
Т – тепло
О – ожерелье
К – красавица.
Дидактическая цель: научить строить логически завершенное предложение. Развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память, творческое воображение, стремление сочинять, фантазировать, мечтать, формировать навык разговорной речи.
“Общее предложение”
Учитель предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие учитель произносит первое слово, дети добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто – то из учеников почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит: “Стоп!”.
Например: “В красивом лесу…”
“На школьном празднике…”
“Морозным зимним…”
“Телеграмма”
Учитель пишет на доске слово и просит учеников придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.
Например, Сумка.
Телеграмма из зоопарка: “Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация.
“Узнай меня”
Учитель нескольким ученика дает предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и т. д. не называя сам предмет. Остальные ученики угадывают о чем шла речь, исправляют, дополняют сказанное.
Например: “Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно видеть на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду”. (Чайник).
“Что такое хорошо и что такое плохо”
Учитель делит класс на 2 команды. Показывает детям предмет (рисунок). Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош), а другая – недостатки (это плохо).
Например: Стакан.
Первая группа: стакан красивый, на нем оригинальный рисунок. Он прозрачный. Сквозь стенки хорошо виден цвет жидкости. (Это хорошо).
Вторая группа: стакан хрупкий. Его легко разбить. У него нет ручки, горячий чай трудно держать. (Это плохо).
“Продолжи пословицу”
Учитель читает начало пословицы, ученики подбирают продолжение.
Например:
Век живи…
Не в свои сани…
В гостях хорошо…
Без труда…
“Аукцион народных мудростей”
Учитель организует игру – аукцион. Выставленные товары (рисунки, открытки, фотографии и т. д.) можно купить только за знание пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, народных примет.
“Шкатулка сказок”
В конверте (шкатулке) лежат рисунки, загадки или карточки с именами сказочных героев. Дети отгадывают сказку, пересказывают понравившийся эпизод.
Сказки “наизнанку”
Детям предлагается в известной сказке поменять главных героев местами, то есть добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми, трусливых – храбрыми.
Например: Волк в сказке “Волк и семеро козлят” добрый, заботливый, а Коза – злая. В “Сказке о рыбаке и рыбке” не старик просит у рыбки подарки, а рыбка – у старика.
“Салат из сказок”
Детям предлагается взять два слова: имена героев из разных сказок и попробовать сделать их героями одной сказки.
Например:
Карлсон и Мальвина.
Незнайка и Чебурашка.
Кот в сапогах и Серый волк.
“Если вдруг…”
Учитель предлагает ученикам какую – либо неординарную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.
Примеры ситуаций:
Если вдруг на Земле исчезнут.
– все пуговицы.
– все учебники и т. д.
Что тогда произойдет?
Если бы у меня был(а): живая вода, цветик – семицветик, сапоги – скороходы…?.
“Что было бы, если…”
Учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу:
Что было бы, если:
– дельфины могли разговаривать?
– солнце стало синим?
– у мальчишек не было карманов?
– исчезли все кнопки?
– люди перестали разговаривать?
– не было ручек и карандашей?
– дневник умел разговаривать?
– сбежали все учебники?
– каникулы длились 9 месяцев в году?
– футбольный мяч научился говорить?
– боксерские перчатки сделали из шоколада?
“Если бы, да кабы…”
Учитель предлагает закончить начатое им предложение. Поясняет, чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком (о чем) идет речь.
Схема построения предложения: “Если бы я был(а) кем – то (чем – то), то я бы…, потому что (чтобы)…
Например:
– Если бы я была фруктом, то зеленым и невкусным лимоном, чтобы меня никто не съел.
– Если бы я был автомобилем, то “Запорожцем”, покрашенным в черный цвет, потому что я был бы похож на “Мерседес”.
Продолжите:
– Если бы я был(а) Улицей, то я…
– Если бы я был(а) Волшебником, то…
Другая тематика:
– Я хотел(а) бы узнать…
– Я радуюсь, когда…
– Я грущу, когда…
– Если бы я мог(ла) научить всех в мире одной вещи, то это было бы…
– Я думаю, что мое имя означает
Список литературы
- Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Вако, 2005..
- Синицына Е. И., Умные слова. М.: Лист, 1997.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2005..
- Юрова Е. В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: Астрель, 2001.