Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с истоками народной культуры русского народа

Разделы: Работа с дошкольниками


Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры русского народа, решая, таким образом, важные задачи дошкольного воспитания: формирования нравственных, моральных, общественных качеств; воспитания культуры общения, культуры познания окружающего мира; обогащения духовного мира и восприятия моральных и духовных ценностей.

Как устроен мир? Что лежит в основе Мироздания? Какова конструкция Мироздания? Если у Мироздания творец? Какая роль в Мироздании отводится Человеку? Человек – часть Мироздания?

Эти вопросы будоражат умы и взрослых и детей. И детей, наверное, в большей степени, т.к. разум взрослых не всегда обращён на Мир. За тягостью мирских забот, взрослые часто не замечают, какого цвета небо, солнце, луна, они не задают себе подобных вопросов. Ребёнок же ещё не умеет смотреть на Мир чужими глазами и, его волнуют собственные ощущения.

Мы учим наших детей, говорить, читать, писать, считать. В тоже время мы сами порой не понимаем смысла тех или иных слов, или просто не хотим задуматься над ним. Каждое слово несёт в себе какой – то смысл, просто надо научиться правильно его “читать”. Интересующий смысл слова можно найти в различных словарях. Например: слово Мироздание – это два слова – Мир и здание, то есть здание Мира. Как, когда и кем было “спроектировано”, “построено” или “сотворено” это здание? Как оно живёт, дышит? Что находится вверху? Что находится внизу?

Для того, чтобы получить ответ на эти вопросы, необходимо знакомство с культурой человечества не только последних двух тысячелетий, но и более древних эпох. Именно в глубокой древности, возникали значимые для человека базовые понятия культуры, которые с течением времени обрекались в форму обрядов, культов, ритуалов. Можно предположить, что именно в них была заложена логика жизни, так как многие из них просуществовали до нашего времени.

Представление о космической целостности Человека и Мира сохранились в мудрости народной (фольклоре). Для многих народных традиций слово “космос” (Греч. – “порядок, упорядоченность, строение, мировой порядок…”) означало сам закон и управляющую им универсальную форму (Бог). Именно народная культура сохранила представления о космической целостности, противопоставленной Хаосу и беспорядку. Как всё это объяснить и рассказать детям? Можно обратиться к русским народным сказкам, и если, раскрыть суть слов написанной сказки, то всё встанет на свои места. Например, сказка “Курочка Ряба”. Буквальное значение имени “Ряба” – “постижение сути” или “рассвет, радость, проявление сути каждого “Я” через познание начала, через любовь”. Курочка Ряба снесла ЯИЧКО: корень “ЧК – означает “вместилище развития”, “оболочка семени”. Яичко не простое, золотое, разбить которое в принципе невозможно, но мышка его разбила (разрушила) и курочка снесла новое простое “живое” яйцо, живую, материальную Вселенную. Русская народная культура сохранила в своей памяти этот мифологический сюжет не только в сказке, но и в традициях, и в искусстве. В народе сохранились обычаи красить яйца и одаривать яйцами, а ещё были игры, связанные с катанием яиц по земле, то есть возрождение новой жизни – это всегда радость.

Если обратиться к мифологии, то всё в нашей жизни взаимосвязано, всё имеет свой жизненный смысл – числа, фигуры, символы, животные, растения, одежда и т.д. В современном мире человек идёт с прогрессом вперёд, жизнь не стоит на месте, она так быстротечна, что мы не успеваем задуматься о смысле бытия, о корнях и истоках прошлого. С экранов телевизоров, из средств массовой печати, рекламных щитов на нас потоком сыплется огромное количество информации, которая засоряет наш мозг, и мы постепенно удаляемся от истоков нашей русской культуры. Возрождение же культуры должно начинаться с детства с помощью взрослых.

Работая с детьми, я хотела приблизить их к быту, традициям, обрядам, обычаям, которые происходили и проводились на Руси в русской семье.

А что же такое семья? Семья – это 7 раз Я (мама, папа, я, бабушка – мамина мама, дедушка – мамин папа, бабушка – папина мама, дедушка – папин папа). Как часто мы забываем о “старости”, о наших родных и об их мудрости, и об уважении к ним. Кто такая мать? Женщина, она плодородна, она приносит новую жизнь, она следит за убранством и уютом в доме. Она умеет шить, вышивать, готовить, печь. Кто такой отец? Мужчина, который играет роль в плодородном процессе женщины, он супруг, он работает в поле, он воин, защищает дом. По такому же принципу шло воспитание детей. С такой сложной структурой семьи, с отношениями между близкими людьми, мне помогало разбираться “Древо жизни”.

Я составила перспективное планирование с младшего возраста по старший. Включила темы о семье (“Древо жизни” с фотографиями семей воспитанников); фольклоре (пальчиковые игры, народные игры, русские народные сказки); народных праздниках и традициях; об изготовлении разнообразных поделок в народном стиле – куколок из ткани, пасхальных яйц.

Хочу предложить вашему вниманию развлечение, посвященное теме семьи: “При солнышке тепло, при матери добро”, потому что все традиции и быт русского народа берут свои корни в семье.

“При солнышке тепло, при матери – добро”

Музыкально-фольклорный праздник для детей среднего возраста.

Цель:

  • вызвать живой интерес детей к музыкально – театрализованной деятельности, дать возможность каждому ребёнку проявить свои творческие способности;
  • продолжать формировать интерес детей к образу матери;
  • воспитывать любовь и уважение к маме;
  • продолжать традицию совместного общения детей и родителей в процессе проведения праздников.

Оформление: горница Козы, оформленная в русском стиле, домик, где живёт Сорока.

Действующие лица:

Взрослые:
Хозяйка
Коза
Волк

Дети:
Козлята
Сорока.

Подготовительная работа:

  • беседа о содержании сказки, создание вариаций развития сюжета;
  • распределение ролей, обсуждение характеров героев;
  • разучивание музыкального и художественного материала;
  • рассматривание семейных фотографий “Я и мама”;
  • участие родителей в подготовке костюмов детей для театрализованной постановки.

Ход урока

Дети вместе с мамами заходят в зал. Их встречает Хозяйка.

Хозяйка: Здравствуйте. Гости дорогие! Я рада видеть вас! И очень приятно, что ваши мамы тоже пришли. Люди говорят, что лучший друг любого человека – его мама. А почему это так?

1 ребёнок: Мама всегда пожалеет и приласкает.

2 ребёнок: Мама готовит кушать, стирает и смотрит, чтобы дети всегда были опрятными.

3 ребёнок: Мама бережёт своих детей, следит, чтобы они не болели, чтобы были весёлыми и здоровыми.

Хозяйка: В народе говорят: “При солнышке тепло, при матери - добро”. И это действительно так. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте:

  • Кто проснулся утром рано,

Приготовить каши манной?

  • Мамочка.
  • Кто позвал тебя тихонько,

Тронул за плечо легонько?

  • Мамочка.
  • Заварил кто вкусный чай,

И сказал: “Ты ешь давай”.

  • Мамочка.
  • Кто читает на ночь сказки,

Дарит кисточки и краски?

  • Мамочка.
  • Кто же лучше всех на свете,

Кого очень любят дети?

  • Мамочку.
  • А теперь скажите вместе,

Для кого споём мы песню?

  • Для мамочки.

Песня “Мама моя”, муз. Тиличеевой, сл.Волгиной

Хозяйка: А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Расскажу я вам сказочку про Волка и Маму Козу. А вы будете её козлятами.

(Дети надевают шапочки – “превращаются” в козлят)

Хозяйка:

У козы рогатой
Чудные ребята,
Маме помогают,
Пляшут и играют!

Каждое утро козлятки, как только просыпались, обязательно зарядку делали (р.н.мелодия “Ах ты, берёза”).

Коза:

Как у маленьких козлят
Рожки острые торчат - 2 раза.

(На проигрыш делают наклоны в стороны)

Дети подпевают:

Рожки молодые,
Острые такие

Коза:

Через годик, через два,
У вас будет борода - 2 раза

Дети:

Борода большая,
Длинная такая.

(Наклоны вперёд)

Коза:

Как у наших у козлят
Ножки весело стучат - 2 раза

Дети:

Ножки молодые,
Весёлые такие.

(Притопы)

Коза: (говорком)

А как пустятся бежать –
Никому их не догнать!

(Коза догоняет козлят, они разбегаются)

Хозяйка: После зарядки, дети быстро умывались. (Дети рассказывают р.н. потешку “Водичка”)

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Коза: Умылись? А теперь можно и повеселиться.

Вы, козлята – остры рожки,
Вы, козлята – быстры ножки,
Выходите погулять,
Свежей травки пощипать.

Хозяйка: А на лугу травка уже пожелтела, зато много разноцветных листочков. И стали козлята в прятки играть.

Игра – танец “Прятки”

Коза: А сейчас, козлятушки, мне надо на базар сходить за капустой, я уже тесто для пирожков завела. Вы домой идите, не шалите, дверь заприте, да никого не пускайте, а то тут рядом волк бродит. (под музыку уходит)

Хозяйка: Козлятки зашли в дом и закрыли дверь на замок (сороку вывести).

Сели козлята в кружок, взяли книжку и стали её рассматривать. А в это время мимо пробегал серый Волк. Увидел он, что козлята одни дома остались, - и вот он тут как тут!

(Волк стучится в дверь)

Козлята: Кто там?

Волк:

Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла!

Хозяйка: Услышали козлята, что Волк пришёл, очень испугались, стали поскорей прятаться от него: кто за печку, кто под стол. От страха у козлят рожки задрожали!

1 козлёнок: Слышим, слышим!

Это не матушкин голосок! Наша мама поёт тоненьким голоском.

2 козлёнок: Уходи, Волк, мы тебя не пустим!

(Волк рычит, грозит кулаком)

Хозяйка: А тут и сорока прилетела, на весь лес затрещала: (вылетает сорока).

Сорока:

Я – сорока – белобока,
Я – болтушка – стрекотушка,
Что случилося в лесу,-
Всему свету разнесу!
Волк беги скорей отсюда!
Там охотники идут,
На плече ружьё несут,
Тебя, серого, убьют,
Себе шубу сошьют!

Хозяйка: Услышал волк сороку, испугался, да и прочь убежал! (волк убегает)

Увидели козлята в окно, что волк ушёл, обрадовались и стали на радостях веселиться да плясать!

Пляска - игра “Оркестр” (с муз. инструментами)

Хозяйка: Потом козлята немного успокоились и решили в доме убрать.

1 ребёнок: (имитируя движения по тексту)

Малые ребята
Маме помогали,
Маме помогали,
Посуду вытирали.

2 ребёнок:

Малые ребята
Маме помогали,
Маме помогали,
Коврик выбивали.

3 ребёнок:

Малые ребята
Маме помогали,
Маме помогали,
Цветочки поливали.

4 ребёнок:

Малые ребята
Маме помогали,
Маме помогали,
Пол подметали.

Хозяйка: А тут и мама – Коза возвратилась с базара.

Коза:

Козлятушки – ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мама пришла,
И капустки принесла!

Хозяйка: Обрадовались козлята и поскорее побежали маме дверь открывать.

1 козлёнок: Мама, мама, к нам волк приходил! Пел твою песенку грубым голосом!

2 козлёнок: Но мы его узнали и дверь ему не открыли!

Коза: (обнимая козлят)

Ах, какие вы у меня молодцы! А дома – то как чисто убрали! А я вам сейчас пирог испеку с капустой. Только вот помогите мне капусту нашинковать.

Ритмическая игра “Капустка”.

Что за скрип?
Что за хруст?
Это что ещё ха куст?
Как же быть без хруста,
Если я – капуста?
Мы капусту рубим. рубим,
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём!

Песня “Пирожки” муз. А.Филиппенко

Дети вместе с мамами танцуют танец “Покажи ладошки”

Коза:

Испекла я вам пирог,
Получился он не плох,
Пирожок румяный,
С маслицем, сметаной!

Хозяйка:

Вот и сказочке конец,
А кто слушал – молодец!
Маму очень любят дети –
Лучше мамы нет на свете!

Праздник заканчивается чаепитием в группе.