ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цель: формировать умение детей заботиться о своём здоровье, учить ответственно относиться к состоянию зубов.
Задачи: развивающие ~ развивать внимание, память, воображение, представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни; формировать привычку к здоровому образу жизни, умению детей творчески перевоплощаться;
обучающие – дать новые знания о нетрадиционных методах снятия зубной боли и закреплять правила и навыки ухода за зубами;
воспитательные – воспитывать у детей правильное отношение к здоровью, желание и умение работать в коллективе, воспитывать чувство сопереживания, сочувствия.
Форма проведения: путешествие.
Материалы и оборудование: ткань, одежда Доктора Айболита, бутылка с витаминами, макеты здоровых и больных зубов, липучка, ободки, картинки зубной щётки, пасты, предметы: зубная паста, пенка, гуашь белая, кисточки, маска кариеса (монстра), Королева – кисточка, ворота, перегородка, конторки.
Структура занятия
- Организационный момент.
- Повторение ранее изученного материала.
- Работа по теме.
- Закрепление.
- Итог занятия.
а) Вручение рисунков Доктору Айболиту.
б) Стихотворение – напутствие.
в) Поход к стоматологу.
а) Психогимнастика.
б) Чтение телеграммы.
в) Волшебное превращение.
г) Рассказ детей о зубах по картинке.
а) Уход за зубами.
б) Зубная боль.
в) Нетрадиционные методы снятия зубной боли.
г) Аутотренинг.
а) Загадка про зубы.
б) Поиск картинок в пространстве (по технологии
В.Ф. Базарного)
г) Сравнение больного зуба со здоровым.
д) Рисование здорового зуба.
Ход занятия
I. Организационный момент
Вступление “Маленькая страна” (звучит музыка).
Воспитатель в роли Доктора Айболита сидит, накрытый тканью. Дети заходят в группу, подходят к нему, трогают. Доктор Айболит встаёт, оглядывается по сторонам, смотрит на детей и спрашивает:
Д.А.: – Куда я попал? Где я?
Дети: – Это детский дом, а мы – дети подготовительной группы.
II. Повторение изученного материала
Психогимнастика
Мальчики хором называют имена девочек в группе:
Мальчики: “Как славно девочек зовут!” Вот Ира, Катя и т.д.”
Девочки говорят хором: “Как славно мальчиков зовут. Вот Олег, Серёжа и т.д.”
Д.А.: – Ребята, какие вы все хорошие. А вы меня узнали?
Дети: – Вы – Доктор Айболит.
Телеграмма
Д.А.: – Мне срочно нужно в страну здоровых зубов. Дело в том, что мне утром пришла телеграмма (достаёт телеграмму и читает).
“Доктор, поскорее приезжайте
И молочные зубки спасайте!”
- Что же мне теперь делать? (ответы детей)
- Вы хотите мне помочь? (да)
- Но чтобы попасть в страну здоровых зубов, вы
должны превратиться в красивые
белые зубки.
Волшебное превращение
Д.А.: – Скажите, ребята, что на свете всего дороже?
Дети: – Здоровье.
Д.А.: – У меня есть бутылка с витаминами. Но они непростые. Тот, кто проглотит витаминку, превратится в красивый белый зуб и окажется в стране здоровых зубов. Вы хотите стать красивыми зубами и отправиться в путешествие?
Дети: – Да, хотим. (Звучит завораживающая музыка).
Д.А.: – Интересно, какие из вас получатся зубы? Я дам каждому витаминку. Закройте глаза и откройте рот. (Музыка замолкает).
Доктор даёт детям витамины и надевает на голову каждого макет с изображением зуба.
Д.А.: – До трех считайте, глаза открывайте. Вот мы и в стране здоровых зубов. Посмотрите на себя. Какими вы стали!
Расскажите, что вы знаете о зубах?
Рассказ детей о зубах
Дети: – Пища, когда попадает в рот, измельчается зубами.
– У детей молочные зубы.
– Когда ребёнок подрастает, у него молочные зубы выпадают и на их месте появляются новые зубы, постоянные.
– Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.
III
. Работа по темеУход за зубами
Неожиданно раздаётся страшный звук. В стране здоровых зубов появляется ребёнок, изображающий кариес.
Кариес: – Пустите меня в ваше волшебное царство белых зубов! Вы знаете кто я? (Дети читают надпись на его груди).
- Правильно прочитали. А вы знаете что такое “кариес”?
Дети: – Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.
– Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляется дырочка (кариес).
- Дырка в зубе – всегда больно.
Д.А.: – А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам.
Кариес: – Верно. Я сейчас проберусь в ваше царство! (Пытается пройти в ворота, но не может).
Д.А.: – Что же нам делать. Посоветуйтесь.
Посовещавшись, дети решили, что нужно спрятаться под защиту зубной пасты и щётки. Неожиданно врывается Кариес и начинает ловить зубы. Поймав некоторых, уводит их с собой и на изображении белого зуба наклеивает чёрную дыру. Часть детей успевает убежать за перегородку, Кариес скрывается.
Зубная боль
(Звучит грустная музыка). Выходят заболевшие зубы, они идут медленно.
Дети: – Что с вами случилось?
Зубы: – Мы много конфет съели и боимся идти к врачу.
Д.А.: – Что же делать?
Дети: – Нужно идти к врачу — стоматологу.
Д.А.: – А чтобы не заболеть кариесом, что нужно знать?
Дети: – Нужно чистить зубы два раза в день.
- Не есть много сладкого.
- Больше есть фруктов.
- Не грызть твёрдые предметы.
- Ходить к врачу.
Нетрадиционные методы снятия зубной боли
Д.А.: – Я могу снять зубную боль. Нужно сделать гимнастику Су Джок.
– Наши ладони похожи на человечков. Большой палец – это голова, указательный и мизинец – руки, а средний и безымянный – ноги. На большом пальце найдём болевую точку и помассируем её. (Звучит спокойная музыка). Дети повторяют движения.
Вам понравилось моё лечение? Может, вы тоже знаете, как можно снять зубную боль?
Аутотренинг
Дети: – Можно провести аутотренинг “Сотвори солнце в себе”.
Д.А.: – Я его знаю. Лягте на пол. (Звучит спокойная музыка).
- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась.Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучик, который несёт здоровье. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки кладут на сердце).
IV
. ЗакреплениеД.А.:
– Мне так понравилось с вами и на память хочется получить ваши портреты, но у меня нет фотоаппарата. Что же делать? (Дети предлагают нарисовать зубик).Д.А.: – Тогда нужно отправиться в Королевство волшебной кисточки.
Д.А.: – Чтобы туда пройти – отгадайте загадку.
Загадка про зубы
Дети отгадывают загадку и проходят в Королевство.
Поиск картинок в пространстве
Д.А.: – Здесь, дорогие мои зубки, живёт Королева Кисточка. Посмотрите вокруг, может кто-то из вас встретит в этом королевстве своих друзей? (По технологии В.Ф.Базарного [1] дети в пространстве ищут глазами картинки: зубной порошок, тюбик с пастой, расчёска, мыло, макеты зубов – грустный и весёлый). [ Рисунок 1]
Сравнение больного зуба со здоровым
Д.А.: – Ой, ребята, а что с ними случилось? Почему один из них весёлый, а другой – грустный?
Дети: – Зуб заболел. Он жёлтый, а не белый.
Д.А.: – Что нужно сделать, чтобы зуб стал снова белым?
Дети: – Покрасить.
Д.А.: – Чем?
Дети: – Зубной пастой, пенкой с краской, гуашью белой.
Рисование здорового зуба [3]
Д.А.: – Выбирайте, что хотите и начинайте работу.
Работа за конторками (по технологии В.Ф.Базарного [1]).
Дети рисуют под музыку. [ Рисунок 2]
V
. Итог занятияВручение рисунков Доктору Айболиту
Готовые рисунки дарят Доктору Айболиту.
Стихотворение – напутствие
Д.А.: – Спасибо за портреты. А я, ребята, приготовил вам стихотворение. Послушайте.
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Поход к стоматологу
А теперь я приглашаю вас в кабинет стоматолога. Я покажу вам дорогу, где вылечат ваших друзей. Возьмитесь за руки и идите за мной. (Под музыку уходят).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абаскалова, Н.П. Здоровью надо учить! [Текст]: / Н.П. Абаскалова // Дополнительный материал для научной и учебной работы [Текст]: – Новосибирск: Лада, 2000. – с. 253 – 254.
- Здоровьесберегающее пространство в ДОУ: проектирование, тренинги, занятия [Текст]: / Сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – с. 73 – 123.
- Мельничук, В.М. Дневничок-здоровячок [Текст]: Рабочая тетрадь по валеологии / В.М. Мельничук. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. – 45 с.
- Обухова, Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников [Текст]: Метод. пособие / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 56 с.