Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Приложение 1

Вся программа по развитию интеллектуальных способностей опирается на творческую, поисковую деятельность.

Главная задача: Развитие способностей ребенка.

В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Имеется отличие от решения простых математических задач, так как дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, что тормозит развитие интеллекта детей в первую очередь творческого мышления.

Дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения, или наоборот имеет множество решений. Решение данных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.

Благодаря этому методу у детей формируется важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль.

После самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, возникают условия для нормализации самооценки у всех детей.

На занятиях использую задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

Формируется важное качество творческое мышление, как гибкость, так как детям предлагается решать задачи с одним и тем же условием, но с разным содержанием искомого.

Развивается важное качество, как критичность, обоснованность мышления, так как решение задач организованно по форме выбора одного ответа, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, почему выбран один, а не другой ответ.

Программа создаёт благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке её целей и находить способы их достижения.

Реализация такой возможности, проявление культуры мышления предлагает наличие общих интеллектуальных способностей:

  1. совершать точный анализ содержания задач
  2. выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий о
  3. осуществлять далёкое планирование своих шагов по реализации способа решения
  4. проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.

Введение регулярных развивающих занятий создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

1.1. Структура программы по развитию интеллектуальных способностей у детей.

Данная программа разработана на два года обучения и состоит из трех серий задач: простые логические задачи; логические задачи среднего уровня сложности; сложные логические задачи.

На занятиях данного курса создаю благоприятные условия для развития творческих способностей, творческого мышления так, как задачи, решаемые на одном занятии, относятся к одной группе, поэтому требуют применения одних и тех же правил. Развиваю важное качество обоснованность мышления, так как задачи решаются по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, ведется объяснение того, почему выбран один, а не другой ответ. Создаю условия для развития у детей познавательных интересов, стремление ребенка к размышлению и поиску. При проведении занятий выполняю два основных требования:

Во-первых: решение задач должно привлекать детей, поддерживать их интерес к занятиям. Меняя вид задач, вызываю у детей желание включиться в поисковую деятельность.

Во-вторых: решение задач должно быть посильно для детей, поскольку слишком легкие задачи не вызывают стремления их решать, а слишком трудные, привлекая вначале к себе внимание и вызывая интерес, затем ведут к разочарованию в связи с невозможностью их решить. Поэтому подбираю посильные задания, т.е. такие задачи, решение которых предполагает умственное напряжение в процессе решения и радостное удовлетворение при его завершении.

1.2. Курсы занятий:

Курс занятий включает в себя 4 цикла занятий:

  1. Развитие способности анализировать.
  2. Развитие способности комбинировать.
  3. Развитие способности рассуждать.
  4. Развитие способности планировать.

Анализировать:

В первом цикле - серия занятий на задачах: “Сходство”, “Отличие”, “Пересечение”.

Задания различаются по степеням сложности, в которых применяются разные способы объединения предметов. Выбор одного рис., пары рис., группы рис. Вся мыслительная деятельность проходит в уме, проговаривание действий вслух позволяет ребенку контролировать свои действия самому исправлять свои ошибочные действия.

Цель задач: решить задачу, проверить решение, составить решение задачи.

Комбинировать:

Во втором цикле - серия занятий на задачах: “Одна клетка”, “Две клетки”,

“Все клетки”.

Смысл задач заключается в поиске разных сочетаний.

  1. Найти конечный результат
  2. Найти начальное условие.
  3. Найти способ связи начальных условий и конечного результата.

Цель задач: решить задачу, проверить решение, составить решение задачи.

“Одна клетка”: Найти расположение фигурок после передвижения любой фигурки в свободную клетку. Либо в соседнюю клетку, либо через одну клетку, либо через две занятых клетки.

“Две клетки”: Найти расположение фигурок после передвижения любой фигурки только в соседнюю клетку, либо прямо, либо наискось.

“Все клетки”: Найти расположение фигурок после их взаимного обмена местами. Либо по горизонтали, по вертикали, наискось.

Рассуждать:

В третьем цикле - серия занятий на задачах: “Совмещение”,

“Отрицание”, “Сопоставление”.

Применяются разные логические отношения свойств и предметов. Способность рассуждать появляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой. Одни суждения из других (единичного, частного, общего).

  1. Найти суждение о связи признака и предмета.
  2. Найти суждение об отсутствии связи признака и предмета.
  3. Найти суждение об отношении свойств разных предметов. Цель задач: решить задачу, проверить решение, составить решение задачи.

Проводится коллективное обсуждение решения задач. Формируется важное качество- осознание собственных действий.

Планировать:

В четвертом цикле - серия занятий Подготовила: Мутьева Л.Ю. на задачах: “Петух”, “Волк”, “Лиса”.

Смысл задач заключается в поиске маршрута перемещений воображаемого персонажа по игровому клеточному полю.

“Петух”: Перемещается только в соседние клетки, чередуя шаги: шаг прямо, шаг наискось, шаг прямо по горизонтали, вертикали.

"Волк": Шаг наискось и прыжком прямо через клетку, чередуя шаг и прыжок через клетку прямо.

"Лиса": Чередование шагов и прыжков. Перемещается шагом прямо в соседнюю клетку и прыжком наискось через клетку. Чередуя шаг прямо, прыжок наискось.

При решении любых задач нео6ходимо анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Учfвствуют все интеллектуальные способности.

По диагностике, по выявлению у детей знаний предлагаю усложнение задачи:

  • “Рисунки – варианты” (раздел. по группам).
  • “Ладья”,
  • “Заяц”,
  • “Разное – одинаковое”.