Цель: Познакомить учащихся с понятиями: абсцисса, ордината, координатный угол, ось абсцисс, ось ординат.
Задачи:
- Познакомить учащихся с новыми понятиями “координатный угол”, “ось абсцисс”, “ось ординат”.
- Учить читать записи вида А(2;5)
- Воспитывать интерес к математике.
Оборудование:
- Карточка с девизом урока.
- Плакат с изображением прямых.
- Плакат с изображением углов.
- Листы для игры “Морской бой”
- Словари.
- Линейки.
- Простые и цветные карандаши.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. | Организационный момент. - Сегодня мы будем с вами работать под девизом: “Начинаем мы опять Строить, измерять, считать.” - Как вы понимаете эти строки? |
- Сегодня на уроке мы будем выполнять то, что умеем. |
II. | Актуализация знаний. 1. Фронтальная работа. На доске плакат с изображением прямых. - Какие геометрические фигуры изображены? - В каком случае из прямых получится угол? На доске вывешивается плакат с изображением углов. - Какие углы вы знаете? 2. Игра “Морской бой”. Детям выдаются листы с координатным углом (приложение №1) -Нарисуйте в координатном угле один однопалубный и один двухпалубный корабли. Такой же лист с изображением кораблей и у учителя. - Начинаем игру. Координатный угол, координаты. (карточка на доске) - А вас не удивляет, что вы это уже знаете? На доске появляется? |
- Угол получится при пересечении прямых.
- Углы бывают острые, тупые, прямые и координатные.
- Ученики рисуют данные корабли на своих листах.
Дети вместе с учителем играют. - Нам помогли играть координатный угол и координаты кораблей.
- Наверное, мы узнаем что-то новое. |
III.
IV. |
Постановка проблемы. Работа в группах. (Дети разделены на группы) -Вспомним правила работы в группах. Каждой группе выдается задание. Приложение № 2 - Давайте послушаем отчеты групп. “Открытие” детьми нового знания. 1. Фронтальная работа. - В математике у каждого элемента, геометрической фигуры есть свое название, имя. Давайте попробуем дать название координатам. - Молодцы. Но в математике эти координаты называются абсцисса и ордината. (На доске в теме урока появляются слова: абсцисса, ордината) - Давайте обратимся к истории и узнаем значение этих слов. У вас на столах лежат словари и листы с данными из интернета. Найдите и прочитайте значение этих слов.
- Из чего построен координатный угол? - Эти лучи в математике называются осями и у них тоже есть свое название. Как вы думаете их можно назвать? - В математике эти оси называются: ось Ох и ось Оу. На чертеже направления осей обозначают стрелками. Посмотрите на свои чертежи и исправьте на них ошибки. (Учитель на одном из чертежей показывает, что нужно сделать) 2. Работа в группах. - Задание № 3 на с.54 выполняйте, пользуясь
карточкой.
- Как можно прочитать запись А(2;5)? |
Дети называют правила. Дети выполняют задания. Каждая группа показывает свою работу и отчитывается. - Отрезки расположены в разных местах
координатного угла.
Предположения детей.
- АБСЦИССА – расстояние от точки до оси Оу ОРДИНАТА (расположенная на равных расстояниях) – перпендикуляр на плоскости, опущенный из точки на ось абсцисс. - Координатный угол построен с помощью лучей. Предположения учеников.
Ученики направляют своего представителя от группы и они исправляют ошибки.
Дети выполняют задания. Отчеты групп. - Чтобы обозначить числами положение точки надо провести перпендикулярные прямые к сторонам угла и назвать сначала абсциссу, а затем ординату. - Эту запись можно прочитать так:
|
V. | Закрепление. - Постройте в тетради координатный угол. - Постройте точки:
- Соедините точки. - Какая фигура получилась? (Проверка по образцу) - Что помогло вам построить фигуру? |
Дети строят координатный угол. Ученики строят точки. Ученики соединяют точки. - Получился треугольник. - Помогли координаты точек: абсциссы и ординаты. |
VI. | Итог урока. - Что нового узнали на уроке? |
-Узнали, что строить точки и фигуры помогают координаты (абсциссы и ординаты). |
VII. | Самооценка. - Оцените свою работу
на уроке, пользуясь девизом урока. |
Ученики оценивают свою работу. |