“Эхо звука умирало в каждом сердце
и каждый прислушивался к себе,
ловил их последнее дыхание…”
Оборудование и материалы:
- Музыкальный центр;
- Костюмы героев;
- Скрипка, фортепьяно.
Оформление доски для рефлексии:
- Рисунок солнца, лучики-бантики;
- Портреты Г. Циферова, В.А. Моцарта.
Цель урока: воспитывать и развивать ребёнка через его самостоятельную и познавательную деятельность.
Задачи урока:
- Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- Учить детей овладевать навыками диалогической речи;
- Учить детей анализировать литературное и музыкальное произведения ;
- Формирование исполнительского мастерства учащихся.
Развивающие задачи:
- Развитие творческого, художесвенно-образного мышления.
Задачи воспитания:
- Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;
- Формировать навыки коммуникативного характера;
- Пробуждать интерес к музыке.
Ход урока
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
- Улыбнитесь, пожалуйста, мне. А теперь представьте, что улыбка каждого из вас – это лучик солнца, а лучик солнца – это ваше настроение. И каким оно будет сегодня, таким получится и урок. А начнём мы его с уже традиционной поэтической минутки.
2.Поэтическая минутка.
- Чтение отрывка из стихотворения “Весенняя песенка” с музыкальным сопровождением.
3. Исполнение песни Моцарта детьми.
Учитель музыки:
- Знакомы ли вам стихотворение и музыка, которые
вы сейчас прослушали?
- Как называется произведение? Кто автор?
- Что вы уже знаете о Моцарте?
- Какими средствами музыкальной выразительности
передан поэтический текст в песне?
- Каким по характеру должен быть человек,
сочиняющий такую музыку?
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим экскурсию
в другую эпоху, в другую страну. Порадуемся
вместе с природой успеху Моцарта и постараемся
ответить на вопрос:
- Как музыка помогает человеку делать жизнь более
интересной, насыщенной и почему Г. Циферов
использовал особый литературный жанр,
рассказывая нам о маленьком Моцарте.
(Обращение к эпиграфу)
5. Анаиз произведения, прочитанного дома.
а)
- О каком мальчике мы с вами читали на прошлом
уроке?
- В каком городе он жил? (чт. 3 абзаца)
- Почему это оружие автор называет бутафорским?
- Какие звуки и запахи наполняли ночной
Зальцбург?
- Звучит прекрасная музыка. С кем сравнивает
автор эту музыку? (чт. 4 абзаца)
- Какие чувства данная музыка возродила у автора?
б) Инсценирование отрывка из первой части произведения.
- Что пробудило маленького мальчика?
- На что был похож этот этот звук?
- Что представили вы себе в этот момент?
- Почему автор называет скрипку сверчка
волшебной?
- Какую тайну открыл для себя Моцарт?
- Верите ли в эту историю, рассказанную
Г.Циферовым?
- Как выдумаете, почему Г.Цыферов предполагает,
что именно Сверчок научил Моцарта музыке,
доверил ему свою тайну? Почему именно Сверчку?
Вывод. Музыка Моцарта – это язык природы, чувств, поэтому она бессмертна как мир вокруг нас.
6. Маленькие истории о большом музыканте.
(Интересные факты из жизни Моцарта)
7. Работа над второй частью произведения Г.Циферова.
Учитель:
- История, сказочная история встречи маленького Моцарта с запечным Сверчком, вылилась в прекрасное продолжение. Семья Моцарта путешествует, маленький маэстро покоряет сердца людей своей музыкой.
(Чтение начала второй части)
- Чьими глазами мы увидели танцующий снег?
- Можете ли вы представить себе, как встретила
Вена маленького музыканта?
- Почему снег танцующий?
- Можете ли вы представить себе падающий снег?
- Какими словами-глаголами это можно выразить?
Учитель музыки:
- Вспомните, какие произведения называют
симфонией?
- Что такое экспозиция?
(Прослушивание экспозиции из Симфонии №40)
Задание для прослушивания:
- Дать характеристику главной и побочной темам;
- Что хотел передать композитор своей музыкой?
- Что можно представить, о чём поразмышлять, слушая эту музыку?
Физ. минутка.
- А теперь попробуйте показать при помощи движений развитие и характер музыки. (Метод пластического интонирования. Движения напоминают нежно порхающий снег.)
а)
- Прочитайте первое предложение на стр.149.
- Почему стоит многоточие в последнем
вопросительном предложении?
(Семья Моцарта сомневается, волнуется. Чтение отрывка.)
б)
- Как можно сказать фразу: “покорил венскую
публику” иначе?
- Почему после исполнения стояла тишина?
(Все переживали то, что всколыхнула музыка в их сердцах)
- С кем сравнивает автор оживший зал? (с огромной
бабочкой)
- Почему? (музыка – это часть природы)
- Сейчас мы говорим “громкие аплодисменты”. А
как об этом написал Г.Циферов?
- Какое чудо ожидало Моцарта утром?
- Почему в этой части произведения так много
восклицательных предложений?
Вывод. Музыка Моцарта нашла отклик в душе императора, его талант признала вся Вена. Семья Моцарта счастлива.
в) Музыка и природа.
- Кто радовался успеху Моцарта? (Вся природа,
снег, зима)
- Почему снежинки застыли цветам? (Подарок за
талант, за прекрасную музыку)
8. Г.Циферов и В.Моцарт. Итог урока.
Г.Циферов – великий фантазёр. Он верит, что природа признательна В.Моцарту за то, что он чувствует её. И он создал необычное по жанру произведение.
- Так что же мы с вами читали о Моцарте: сказку или быль?
Вывод: сказка переплетается с былью.
9.Домашнее задание.
Г.Циферов поведал нам о маленьком Моцарте, и я думаю, что он близок многим из вас. Вы узнали о первых шагах его творчества. Напишите дома письмо маленькому Моцарту, поделитесь с ним своими впечатлениями от прочитанного, дайте ему советы современника и вообще напишите то, что вы хотели бы написать маленькому Моцарту.
(Творческая работа “Письмо маленькому Моцарту)
10. Рефлексия. Солнышко и бантики.
(Дети прикрепляют на солнышке бантики различного цвета, символизирующие настроение и впечатление от урока).
11. Комментирование и выставление оценок учащимся.