Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "Тайна запечного сверчка в творчестве маленького Моцарта"

Разделы: Музыка, Начальная школа


“Эхо звука умирало в каждом сердце
и каждый прислушивался к себе,
ловил их последнее дыхание…”

Оборудование и материалы:

  1. Музыкальный центр;
  2. Костюмы героев;
  3. Скрипка, фортепьяно.

Оформление доски для рефлексии:

  1. Рисунок солнца, лучики-бантики;
  2. Портреты Г. Циферова, В.А. Моцарта.

Цель урока: воспитывать и развивать ребёнка через его самостоятельную и познавательную деятельность.

Задачи урока:

  1. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
  2. Учить детей овладевать навыками диалогической речи;
  3. Учить детей анализировать литературное и музыкальное произведения ;
  4. Формирование исполнительского мастерства учащихся.

Развивающие задачи:

  1. Развитие творческого, художесвенно-образного мышления.

Задачи воспитания:

  1. Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;
  2. Формировать навыки коммуникативного характера;
  3. Пробуждать интерес к музыке.

Ход урока

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

- Улыбнитесь, пожалуйста, мне. А теперь представьте, что улыбка каждого из вас – это лучик солнца, а лучик солнца – это ваше настроение. И каким оно будет сегодня, таким получится и урок. А начнём мы его с уже традиционной поэтической минутки.

2.Поэтическая минутка.

- Чтение отрывка из стихотворения “Весенняя песенка” с музыкальным сопровождением.

3. Исполнение песни Моцарта детьми.

Учитель музыки:

- Знакомы ли вам стихотворение и музыка, которые вы сейчас прослушали?
- Как называется произведение? Кто автор?
- Что вы уже знаете о Моцарте?
- Какими средствами музыкальной выразительности передан поэтический текст в песне?
- Каким по характеру должен быть человек, сочиняющий такую музыку?

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим экскурсию в другую эпоху, в другую страну. Порадуемся вместе с природой успеху Моцарта и постараемся ответить на вопрос:
- Как музыка помогает человеку делать жизнь более интересной, насыщенной и почему Г. Циферов использовал особый литературный жанр, рассказывая нам о маленьком Моцарте.

(Обращение к эпиграфу)

5. Анаиз произведения, прочитанного дома.

а)

- О каком мальчике мы с вами читали на прошлом уроке?
- В каком городе он жил? (чт. 3 абзаца)
- Почему это оружие автор называет бутафорским?
- Какие звуки и запахи наполняли ночной Зальцбург?
- Звучит прекрасная музыка. С кем сравнивает автор эту музыку? (чт. 4 абзаца)
- Какие чувства данная музыка возродила у автора?

б) Инсценирование отрывка из первой части произведения.

- Что пробудило маленького мальчика?
- На что был похож этот этот звук?
- Что представили вы себе в этот момент?
- Почему автор называет скрипку сверчка волшебной?
- Какую тайну открыл для себя Моцарт?
- Верите ли в эту историю, рассказанную Г.Циферовым?
- Как выдумаете, почему Г.Цыферов предполагает, что именно Сверчок научил Моцарта музыке, доверил ему свою тайну? Почему именно Сверчку?

Вывод. Музыка Моцарта – это язык природы, чувств, поэтому она бессмертна как мир вокруг нас.

6. Маленькие истории о большом музыканте.

(Интересные факты из жизни Моцарта)

7. Работа над второй частью произведения Г.Циферова.

Учитель:

- История, сказочная история встречи маленького Моцарта с запечным Сверчком, вылилась в прекрасное продолжение. Семья Моцарта путешествует, маленький маэстро покоряет сердца людей своей музыкой.

(Чтение начала второй части)

- Чьими глазами мы увидели танцующий снег?
- Можете ли вы представить себе, как встретила Вена маленького музыканта?
- Почему снег танцующий?
- Можете ли вы представить себе падающий снег?
- Какими словами-глаголами это можно выразить?

Учитель музыки:

- Вспомните, какие произведения называют симфонией?
- Что такое экспозиция?

(Прослушивание экспозиции из Симфонии №40)

Задание для прослушивания:

  • Дать характеристику главной и побочной темам;
  • Что хотел передать композитор своей музыкой?
  • Что можно представить, о чём поразмышлять, слушая эту музыку?

Физ. минутка.

- А теперь попробуйте показать при помощи движений развитие и характер музыки. (Метод пластического интонирования. Движения напоминают нежно порхающий снег.)

а)

- Прочитайте первое предложение на стр.149.
- Почему стоит многоточие в последнем вопросительном предложении?

(Семья Моцарта сомневается, волнуется. Чтение отрывка.)

б)

- Как можно сказать фразу: “покорил венскую публику” иначе?
- Почему после исполнения стояла тишина?

(Все переживали то, что всколыхнула музыка в их сердцах)

- С кем сравнивает автор оживший зал? (с огромной бабочкой)
- Почему? (музыка – это часть природы)
- Сейчас мы говорим “громкие аплодисменты”. А как об этом написал Г.Циферов?
- Какое чудо ожидало Моцарта утром?
- Почему в этой части произведения так много восклицательных предложений?

Вывод. Музыка Моцарта нашла отклик в душе императора, его талант признала вся Вена. Семья Моцарта счастлива.

в) Музыка и природа.

- Кто радовался успеху Моцарта? (Вся природа, снег, зима)
- Почему снежинки застыли цветам? (Подарок за талант, за прекрасную музыку)

8. Г.Циферов и В.Моцарт. Итог урока.

Г.Циферов – великий фантазёр. Он верит, что природа признательна В.Моцарту за то, что он чувствует её. И он создал необычное по жанру произведение.

- Так что же мы с вами читали о Моцарте: сказку или быль?

Вывод: сказка переплетается с былью.

9.Домашнее задание.

Г.Циферов поведал нам о маленьком Моцарте, и я думаю, что он близок многим из вас. Вы узнали о первых шагах его творчества. Напишите дома письмо маленькому Моцарту, поделитесь с ним своими впечатлениями от прочитанного, дайте ему советы современника и вообще напишите то, что вы хотели бы написать маленькому Моцарту.

(Творческая работа “Письмо маленькому Моцарту)

10. Рефлексия. Солнышко и бантики.

(Дети прикрепляют на солнышке бантики различного цвета, символизирующие настроение и впечатление от урока).

11. Комментирование и выставление оценок учащимся.