Цель мероприятия:
- Раскрыть роль Кубани в войнах XIX века;
- Воспитывать чувство уважения к боевому прошлому, к трудолюбивому героическому народу нашего края.
- Изучать традиции и обычаи, историю и культуру казачества
- Углублять знания об истории России.
Подготовка: Дети получили задание найти стихи, посвященные кавказским войнам, выучить песни тех лет.
Оборудование: казачьи костюмы, декорации хаты, казачья утварь, макет казачьего подворья, оружие тех лет (макеты), портреты Суворова А.В., Серебрякова Л.М., Лазарева М.П., Раевского Н.Н., Схема турецкой крепости, план кордонной линии Кубани, макет “Битва русских с турками”, муз.центр, мультимедиа.
На внеклассное мероприятие могут быть приглашены родители учеников, представители местного казачества, администрация станицы, города.
Эпиграф на сцене “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!”
Учитель:
О громкий век военных споров
Свидетель славы россиян
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов
Потомки древние славян
Перуном Зевсовым победу похищали
Их смелым подвигам,
Страшась, дивился мир.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.
И говорить мы будем сегодня о славе русского подвига, о военных событиях Х1Хв., которые затронули не только Россию, но и наш родной край.
Ученик:
Бывают края, что недвижны веками.
Зарывшись во мглу и мох,
Но есть и такие где каждый камень,
Гудит голосами эпох.
(И.Сельвинский)
Учитель: Давно известно, что каждый уголок нашей Родины, будь то малый или великий имеет свою историю, которая сохраняет имена героев, события того или иного времени. Они волнуют нас, вызывают чувство гордости и любви к Родине. Таким героем нашей истории является и А.В.Суворов с именем, которого связаны многие исторические факты из жизни Российского государства и Кубани.
Ученик:
Не раз Кубанская земля
Достойных ей сынов рожала
И позабыть никак нельзя –
Кубань – начала.
Учитель: Россия сбросив в XV в. Монгольское иго вплоть до конца XVIII в. Собирала в границы единой державы все древнерусские земли. Защищаясь или наступая она вела войны в целом неизбежные и справедливые. В 1774г. по Кючук Кайнаджирскому договору, Россия превратилась в черноморскую державу. А в 215г 29/ XII был подписан Ясский мирный договор, по которому граница России прошла по реке Кубань. Но не успели на договоре высохнуть чернила, как османы, поддерживаемые западными державами, вновь повели себя вызывающе. В Суджук-Кале (ныне Новороссийск) и Очакове они спешно стали ремонтировать и строить новые укрепления. Таких крепостей-укреплений на территории Кубани насчитывается несколько десятков. И на территории нашей станицы есть островок ратных подвигов.
- Где располагается эта крепость?
(На северо-востоке в 1 км от нашей станицы) (на экране высвечивается план-схема турецкой крепости).
- Ученик готовил сообщение о турецкой крепости.
Учитель: Хочу отметить, что жизнь мирных жителей в станице во время войны была скована. Из-за сложности и суровости пограничной жизни в станице всё делалось по приказу начальства, при соблюдении строгой дисциплины. Самовольный выезд или выход за ограду станицы не разрешался до тех пор, пока конные разъезды не осмотрят окрестности, особенно кустарники или овраги, где могли бы спрятаться турки. Ночёвки в поле или опоздание к закрытию ворот, которые закрывались и открывались по сигналу трубы, наказывалось розгами.
Такое уж тяжёлое было время, ибо станица, как и все прикубанские селения, жила в условиях постоянной опасности, о чём свидетельствует и строки тех лет.
(Читает ученик)
День работаешь – потеешь
Солнце скрылось за бугром
И скотинку загоняешь
И стоишь всю ночь с ружьём.
Слышишь шорох, оглянулся –
Бац с ружья. Тебя уж нет,
Часовой в полынь уткнулся,
И простыл скотинки след.
Показывается фрагмент фильма “Турецкий гамбит” (сцена, где сражаются русские и турки).
(Во время просмотра обратить внимание ребят на одежду турок и русских солдат, на их оружие. После просмотра ученикам задаётся вопрос - Какое впечатление произвёл на них фрагмент битвы?)
Вопросы по билетам, которые заранее раздаются ученикам.
1. Каков исход русско-турецкой войны 1806-1812 гг? (Россия заключила с Турцией вынужденным Бухарестский договор. Черноморское побережье перешло во владение Турции.)
2. Почему Кутузов так спешил заключить с турками мир? (Россия шла к войне с Наполеоном, она вынуждена была отдать Турции Черноморское побережье за её согласие нейтралитета в отношениях с Францией).
3. Связаны ли события отечественной войны 1812 г. с Кубанью? (Казачество участвовало и в отечественной войне 1812г и в заграничных походах 1812-1814гг. и есть такая байка о Бистро...) (на экране высвечивается схема)
В центр класса выходят ребята, переодетые в казачьи костюмы. Один за другим казаки читают стихотворения С Хохлова.
Казачка:
Кубань влекла нас плодородием,
Безбрежьем трав степных игрой.
И мы её назвали Родиной
Назвали матерью родной
Казачка:
Казак страдал по ней в туретчине
Страдал, шагая по неметчине,
И плакал, в горькую траву
Гоняя буйную главу.
Казак:
И не просил награды ордена
Просил лишь, чтоб в последний миг
Над ним светилось небо Родины,
Где слышен вольной птицы крик.
Учитель:
- Где расположена крепость Суджук-кале? (На
западном берегу Цемесской Бухты).
- Когда был основан г.Новороссийск? (сентябрь
1838г.).
- Кто был основателем г.Новороссийска? (Раевский
Н.Н., Лазарев М.П., Серебряков Л.М.)
- Что вы можете рассказать о них?
После ответов учащихся читается стихотворение о И.И. Раевском.
Ещё одна война, она самая продолжительная и кровопролитная.
Инсценировка (участники инсценировки Раевский: и 3 солдата, рассказывают о форте Раевском).
Ведущий (учитель): Пожар кавказской войны в горах охватил и побережье, а в 1838 г. состоялось личное знакомство Н.Н. Раевского с М.П. Лазаревым. Турецкое укрепление на территории станицы было разрушено в конце русско-турецкой войны, и на этом месте Н.Н. Раевский отдал распоряжение на строительство форта.
(на экране высвечиваются слайды форта Раевского + видеосъемка).
(в центр класса маршируя, выходят солдаты во главе с Н.Н. Раевским).
Солдат 1: Поздней осенью 1838 года Главный действующий отряд восточного побережья Чёрного моря под командованием Н.Н. Раевского двинулись сухим путём от берегов Цемесской бухты в крепость Анапу. Переход занял двое суток.
Раевский: По середине этой дороги ровно в 19 верстах между Анапой и Новороссийском должно быть форту. По высочайшему утвержденному предначертанию Его Императорского Величества Николая I построить промежуточный форт между Анапой и Цемессом на вершинах реки Мескаги.
Солдат 2: Мы шли густой колонною со стрелками по бокам. К часам пяти вечера пришли на возвышенное плато и остановились, чтобы построить форт.
Солдат 3: На другой день началось строительство. Лес вырубали на расстоянии ружейного выстрела, стены возводили из подручного материала.
Солдат 4: Октябрь не заставил себя ждать. Мы зябли и дрожали от холода. А форт “Раевский” рос и рос себе понемногу. 12 ноября 1839г. Высочайшим повелением было присвоено название “Укрепление на реке Мескаге – форт Раевский”.
Солдат 1: Стены нашей крепостницы были из двух рядов плетка, между которыми насыпана земля. Насыпали земляной вал. Башни были сплетены из хвороста, а наверху корзины с той же землёй, всё это было обмазано глиной. От ружейного огня такие стены надёжно защищали, а артиллерии у горцев не было.
Раевский: Крепить надобно мир между русскими и горцами. Торговлю развивать, чтоб у солдата было всё необходимое и продукты свежие.
Солдат 2: Горцы привозили нам птицу и скот, дикий мёд, фрукты и ягоды, кожи, воск, а увозили холсты, ткани, различные украшения. Но главным предметом мены была соль, ценимая горцами на вес золота.
Солдат 3: Жители Натухайского племени, не хвалясь можно сказать – усвоившие себе вполне наше влияние выходят к нам навстречу безоружными, угощая чуреком, кислым молоком, а иногда бузой.
Раевский: Какая-то тихая радость слилась с молитвою, воодушевила нас и растворилась в дружном “Ура!” вмешанным со звоном колоколов и гром орудий, и далеко разнеслась по окрестным горам и ущельям.
Учитель: В ходе крымской войны, в мае 1885 года Форт Раевский был разрушен отступающими русскими войсками вместе с другими укреплениями на Черноморском побережье. Так закончился первый период истории будущей станицы Раевской.
Чего только не стерпела наша многострадальная Кубань. Кавказская война 1817-1864гг. одна из самых жестоких и кровопролитных. И изучая историю следует помнить, какой ценой, какой кровью, оплачивали кубанские воины успех боевых компаний. Считается, что в период Кавказской войны потери составили: убитыми 804 офицера, 25 тысяч солдат; ранеными 3.100 офицеров и 62 тысячи солдат. Это не считая умерших от ран, а так же умершее от болезней местное население (в 3 раза больше военнослужащих. Причём в период 1817-1830гг.) Потери были минимальными. Увеличились потери при объявлении “газавата” - “священной войны против неверных”. Горцы воевали фанатично, до последнего патрона, даже женщины бросались в бой с кинжалами. Преимущество было на стороне горцев, так как они были дома, хорошо знали местность.
Два ученика читают стихотворение. На сцену с двух сторон медленно входят солдат с вещмешком за плечами и казачка с рушником.
Казачка (стихотворение Демидовой “Крест”):
Вышивала крестом дорогу
Да в разлуке её подержала
Только так же в тот год, как многие,
Мужа-воина провожала.
Вышивала крестом ожидания –
Нити чёрные лишь остались
Мне на долю одни страдания
В ту лихую годину достались.
Вышивала крестом победу
Да кресты всё черней, да туже
И скрестились на ней беды,
Словно крест на могиле мужа.
Солдат:
Прости, несжатый мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовёт Россию в бой идти.
Заключительный этап.
Учитель: Давно известно, что человек не может жить без прошлого, это грозит ему потерей приходящих ценностей, которые создали его предки и передали на сохранение и приумножение. Люди, события, о которых мы говорили с вами на уроке, были разными, но все они жили и творили какое-то время на Кубани. И мы должны с вами помнить об этом.
“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно” - писал А.С. Пушкин. Мы начали урок с этих слов, этими словами и закончим. К плеяде замечательных людей XIX в. относятся и великий русский полководец А.В. Суворов, и Н.Н. Раевский, и Лазарев, и Серебряков. Современников удивляли эти яркие личности. Когда требовали обстоятельства, они становились и строителями, и инженерами, и политиками, и дипломатами. Но всегда оставались солдатами и военноначальниками.
Пройдут века, дожди и ветры смоют
Кровавый след на скалах и песках.
Но подвиг воли, кубанские герои
Бессмертен в человеческих сердцах.