"Разговорный стиль речи" (методическая разработка урока русского языка в 9-м классе)

Разделы: Русский язык, Информатика


Цель: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле речи; дать сведения об особенностях таких речевых жанров, как письмо и SMS.

Задачи:

  1. Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;
  2. Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
  3. Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, портреты писателей И. С. Соколова-Микитова и В. Я. Лакшина.

Предварительная подготовка:

1) Учащиеся были разделены на творческие и рабочие группы;
2) В качестве домашнего задания рабочие группы подбирали тексты разных стилей речи;
3) Творческим группам было дано опережающее задание:

  • I группе – подготовить проект “Стили речи”,
  • II группе – проект “Разговорный стиль речи”,
  • III группе – проект “Особенности письма”;

4) Членам “Клуба любителей русского языка” было дано задание провести анкетирование учащихся VIII– XI классов (результаты собранного материала были обработаны и использованы для обучения грамотному оформлению SMS).

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка. Тему нашего урока я вам не назову: вы мне её скажете сами. Сначала выполним лингвистическую разминку.

II. Повторение о стилях речи.

1. Лингвистическая разминка.

Стилистика.

Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания:

Пробуждающаяся природа (художественный), по данным социологического опроса (публицистический), судебное разбирательство (официально-деловой), ходил совсем ошалевший (разговорный), библиографический указатель (научный).

2. Повторение об особенностях стилей речи.

  • 1-я творческая группа учащихся представляет презентацию проекта “Стили речи” [Приложение 1]. Учащиеся показывают слайды и рассказывают о характерных особенностях представленных стилей речи.
  • Проверка домашнего задания: после каждого рассказа о каком-то стиле речи рабочие группы в качестве примера зачитывают подготовленный текст [Приложение 2].

III. Изучение нового материала.

1. Определение темы и цели урока.

- Как вы уже обратили внимание, только о разговорном стиле речи не рассказали ребята. О нём мы сегодня поговорим подробнее. Какова же тема нашего урока? (Разговорный стиль речи.) Запишите тему урока в тетрадях. (Учитель записывает тему урока на доске.)

2. Особенности разговорного стиля речи.

2-я творческая группа представляет презентацию проекта “Разговорный стиль речи”. [Приложение 3]

3. Одна из рабочих групп в качестве иллюстрации инсценирует разговор двух людей.
4. Особенности письма.

- Одним из самых распространённых жанров письменной речи разговорного стиля является письмо. Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного жанра, о которых нам сейчас напомнит 3-я творческая группа, подготовившая проект “Особенности письма”. [Приложение 4]

Выступления учащихся.

Сначала даётся определение письма (слайд 1), затем учащиеся рассказывают об истории письма (слайд 2) и о славянском письме (слайд 3).

(Показ слайда 4)

Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, слово уважаемый звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а дорогой – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату глубокоуважаемый или многоуважаемый. В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение господин. Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать дорогой.

(Учащиеся записывают в тетрадях примеры обращений.)

(Показ слайда 5)

Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за помощь, за поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить. (Учащиеся записывают в тетрадях примеры благодарностей.)

(Показ слайда 6)

Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу Лакшину Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.

23 июня 1969. Карачарово.

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю последнюю страничку “Вертушинки”. Благодарю за доброту, дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.

Дружески обнимаю.

И. Соколов-Микитов.

P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку “Нового мира”, когда она появиться на божий свет.

Можно выделить основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию. (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.)

3. Слово учителя.

- Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Члены кружка любителей русского языка провели анкетирование учащихся VIII – XI классов нашей школы. Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения, которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным является общение при помощи SMS-сообщений. Но учащиеся сознаются, что не всегда соблюдают правила русского языка.

- Ребята, а вы при написании SMS -сообщений соблюдаете эти правила? (Учащиеся отвечают, что пишут SMS-сообщения, не задумываясь о правилах их составления и написания.) Хотелось бы вам грамотно писать SMS? (Да.)

4. Беседа.

- По своей структуре чем является SMS -сообщение? (SMS-сообщение является письмом.)
- К какому стилю речи относится? (Относится к разговорному стилю речи.)
- SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому не все умеют грамотно писать SMS. На уроке мы постараемся восполнить этот пробел.
- Давайте определим одну из целей нашего урока. (Познакомиться с правилами общения при помощи SMS.)

5. Знакомство с историей появления SMS.

Расшифруйте аббревиатуру SMS . (Учащиеся оказываются в затруднении.)

SMS – это стандартная служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM . Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”. Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service , то есть SMS. [ По материалам интернет.]

6. Беседа.

- Какими символами вы чаще всего пользуетесь при составлении SMS? (Учащиеся называют смайлики.)
- Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? (Нет.) Почему?

(В шаблонах даются только стандартные вопросы, ответы, поздравления. Интереснее составлять SMS самим.)

- Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения? ( SMS не могут передать все интонационные особенности предложения.)
- Используете ли вы вежливые слова? (Да.)

7. Вежливые слова в SMS .

- Согласно опросу, проведённому среди учащихся, многие искажают написание вежливых слов.

(На экране интерактивной доски демонстрируется страница 1.)

Спасибо - “посиба”, “спс”, “псип”;
Пожалуйста“пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”;
Здравствуйте “здрасте”, “дарова”;
С днем рождения“с др”;
С праздником“с празнегом”;
До свидания“досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.

- Подчеркните те слова, которые написаны грамотно. (Учащиеся подчеркивают красным цветом первые слова каждой строки.)

- Нельзя допускать в своей речи – ни в письменной, ни в устной – коверкания русских слов, употребления жаргонизмов. Умение грамотно оформлять свои мысли говорит о вашей культуре речи, о культуре вообще.

IV. Исследовательская работа. (Выполнение упражнений.)

- Прочитайте предложения из “эсэмэсок”, содержащие обращения.

(На экране интерактивной доски демонстрируется страница 2.)

- Выделите обращения, расставьте недостающие знаки препинания. (Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.)

  1. Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Марина.
  2. Катюш перезвони мне на домашний.
  3. Чем занимаешься Даш.
  4. Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами.
  5. Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов.
  6. Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не работает.

- Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.

(На экране интерактивной доски демонстрируется страница 3.)

  1. Превед-)
  2. Прет
  3. Как дела.
  4. норм.
  5. Чво делаешь?
  6. ниче.
  7. пшли гулять?
  8. Ок.-)
  9. А ты чво?
  10. в комп рубаюсь, весело
  11. Ой, ща предки прийдут
  12. Ха-))), лан бай
  13. Пока.

- Прочитайте реплики из SMS -диалогов.

(На экране интерактивной доски демонстрируется страница 4.)

- Почему эти предложения нельзя считать правильными? (Употребляются жаргонные и обидные слова в адрес друг друга. Культурный человек даже в SMS-ках не будет так писать.)

- Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять.

1.

- Дай списать ПЛЗ?
- Перебьёшьсо!
- Ну пожалста!..
- Нефиг!
- Тож.

2.

- Приф.
- Здрасть.
- Как делы?
- Норм, а у тя?

Следующее задание выполните самостоятельно.

(На экране интерактивной доски демонстрируется страница 5.)

  1. нi как делишки.
  2. ни чё сибе.
  3. :-) споки ноки
  4. Чё задали по алгебре
  5. Скажи ща плиз. Оч прошу.
  6. Не я сеня не могу!
  7. А чё эт тя так заинтересовала? Ась?
  8. Ок пасиб
  9. я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь?

- Исправьте ошибки, допущенные в SMS , запишите в тетрадях правильный ответ.

По окончании работы проверяется правильность выполнения задания.

V. Систематизация полученных знаний.

- Что повторили сегодня на уроке? (Повторили о характерных особенностях, сфере употребления стилей речи.)
- Что вспомнили? ( Вспомнили правила написания письма.)
- Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем уроке? (SMS – это тоже письмо, относится к разговорному стилю речи. При написании SMS надо помнить о правилах русского языка, о правилах культуры общения.)

- Как правильно писать SMS ?

(- SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения.
- Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной буквы.
- Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания.
- Нельзя коверкать слова.
- Нельзя употреблять жаргонизмы.
- Нельзя допускать нарушений языковых норм.
- SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма.)

VI. Синтаксический разбор предложения.

- С помощью этого предложения мы подчеркнём главную мысль ваших ответов.

Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.

VII. Домашнее задание.

  1. SMS-консультантам – составить план мероприятий по обучению всех желающих правильному написанию SMS.
  2. Остальным учащимся – составить для своего сверстника памятку о том, как писать SMS. Начните её с определения, что такое SMS. Определите стиль составленной памятки.

(варианты выполнения домашнего задания в ПРИЛОЖЕНИИ 5)

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель благодарит ребят за работу на уроке, за представление интересных и содержательных проектов. Оценивается работа учащихся на уроке, работа творческих и рабочих групп.

- Надеюсь, что знания, полученные на этом уроке, помогут вам грамотно оформлять свои мысли и в устной, и в письменной речи. До встречи на следующих уроках!