Цель: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле речи; дать сведения об особенностях таких речевых жанров, как письмо и SMS.
Задачи:
- Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;
- Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
- Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, портреты писателей И. С. Соколова-Микитова и В. Я. Лакшина.
Предварительная подготовка:
1) Учащиеся были разделены на творческие и
рабочие группы;
2) В качестве домашнего задания рабочие группы
подбирали тексты разных стилей речи;
3) Творческим группам было дано опережающее
задание:
- I группе – подготовить проект “Стили речи”,
- II группе – проект “Разговорный стиль речи”,
- III группе – проект “Особенности письма”;
4) Членам “Клуба любителей русского языка” было дано задание провести анкетирование учащихся VIII– XI классов (результаты собранного материала были обработаны и использованы для обучения грамотному оформлению SMS).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка. Тему нашего урока я вам не назову: вы мне её скажете сами. Сначала выполним лингвистическую разминку.
II. Повторение о стилях речи.
1. Лингвистическая разминка.
Стилистика.
Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания:
Пробуждающаяся природа (художественный), по данным социологического опроса (публицистический), судебное разбирательство (официально-деловой), ходил совсем ошалевший (разговорный), библиографический указатель (научный).
2. Повторение об особенностях стилей речи.
- 1-я творческая группа учащихся представляет презентацию проекта “Стили речи” [Приложение 1]. Учащиеся показывают слайды и рассказывают о характерных особенностях представленных стилей речи.
- Проверка домашнего задания: после каждого рассказа о каком-то стиле речи рабочие группы в качестве примера зачитывают подготовленный текст [Приложение 2].
III. Изучение нового материала.
1. Определение темы и цели урока.
- Как вы уже обратили внимание, только о разговорном стиле речи не рассказали ребята. О нём мы сегодня поговорим подробнее. Какова же тема нашего урока? (Разговорный стиль речи.) Запишите тему урока в тетрадях. (Учитель записывает тему урока на доске.)
2. Особенности разговорного стиля речи.
2-я творческая группа представляет презентацию проекта “Разговорный стиль речи”. [Приложение 3]
3. Одна из рабочих групп в качестве
иллюстрации инсценирует разговор двух людей.
4. Особенности письма.
- Одним из самых распространённых жанров письменной речи разговорного стиля является письмо. Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного жанра, о которых нам сейчас напомнит 3-я творческая группа, подготовившая проект “Особенности письма”. [Приложение 4]
Выступления учащихся.
Сначала даётся определение письма (слайд 1), затем учащиеся рассказывают об истории письма (слайд 2) и о славянском письме (слайд 3).
(Показ слайда 4)
Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, слово уважаемый звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а дорогой – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату глубокоуважаемый или многоуважаемый. В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение господин. Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать дорогой.
(Учащиеся записывают в тетрадях примеры обращений.)
(Показ слайда 5)
Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за помощь, за поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить. (Учащиеся записывают в тетрадях примеры благодарностей.)
(Показ слайда 6)
Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу Лакшину Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.
23 июня 1969. Карачарово.
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю последнюю страничку “Вертушинки”. Благодарю за доброту, дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.
Дружески обнимаю.
И. Соколов-Микитов.
P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку “Нового мира”, когда она появиться на божий свет.
Можно выделить основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию. (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.)
3. Слово учителя.
- Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Члены кружка любителей русского языка провели анкетирование учащихся VIII – XI классов нашей школы. Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения, которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным является общение при помощи SMS-сообщений. Но учащиеся сознаются, что не всегда соблюдают правила русского языка.
- Ребята, а вы при написании SMS -сообщений соблюдаете эти правила? (Учащиеся отвечают, что пишут SMS-сообщения, не задумываясь о правилах их составления и написания.) Хотелось бы вам грамотно писать SMS? (Да.)
4. Беседа.
- По своей структуре чем является SMS -сообщение? (SMS-сообщение
является письмом.)
- К какому стилю речи относится? (Относится к
разговорному стилю речи.)
- SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому
не все умеют грамотно писать SMS. На уроке мы
постараемся восполнить этот пробел.
- Давайте определим одну из целей нашего урока. (Познакомиться
с правилами общения при помощи SMS.)
5. Знакомство с историей появления SMS.
Расшифруйте аббревиатуру SMS . (Учащиеся оказываются в затруднении.)
SMS – это стандартная служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM . Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”. Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service , то есть SMS. [ По материалам интернет.]
6. Беседа.
- Какими символами вы чаще всего пользуетесь
при составлении SMS? (Учащиеся называют
смайлики.)
- Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? (Нет.)
Почему?
(В шаблонах даются только стандартные вопросы, ответы, поздравления. Интереснее составлять SMS самим.)
- Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать
интонационные особенности предложения? ( SMS не
могут передать все интонационные особенности
предложения.)
- Используете ли вы вежливые слова? (Да.)
7. Вежливые слова в SMS .
- Согласно опросу, проведённому среди учащихся, многие искажают написание вежливых слов.
(На экране интерактивной доски демонстрируется страница 1.)
Спасибо - “посиба”, “спс”, “псип”;
Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”,
“пжалста”;
Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”;
С днем рождения – “с др”;
С праздником – “с празнегом”;
До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”,
“поки”.
- Подчеркните те слова, которые написаны грамотно. (Учащиеся подчеркивают красным цветом первые слова каждой строки.)
- Нельзя допускать в своей речи – ни в письменной, ни в устной – коверкания русских слов, употребления жаргонизмов. Умение грамотно оформлять свои мысли говорит о вашей культуре речи, о культуре вообще.
IV. Исследовательская работа. (Выполнение упражнений.)
- Прочитайте предложения из “эсэмэсок”, содержащие обращения.
(На экране интерактивной доски демонстрируется страница 2.)
- Выделите обращения, расставьте недостающие знаки препинания. (Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.)
- Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Марина.
- Катюш перезвони мне на домашний.
- Чем занимаешься Даш.
- Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами.
- Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов.
- Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не работает.
- Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.
(На экране интерактивной доски демонстрируется страница 3.)
- Превед-)
- Прет
- Как дела.
- норм.
- Чво делаешь?
- ниче.
- пшли гулять?
- Ок.-)
- А ты чво?
- в комп рубаюсь, весело
- Ой, ща предки прийдут
- Ха-))), лан бай
- Пока.
- Прочитайте реплики из SMS -диалогов.
(На экране интерактивной доски демонстрируется страница 4.)
- Почему эти предложения нельзя считать правильными? (Употребляются жаргонные и обидные слова в адрес друг друга. Культурный человек даже в SMS-ках не будет так писать.)
- Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять.
1.
- Дай списать ПЛЗ?
- Перебьёшьсо!
- Ну пожалста!..
- Нефиг!
- Тож.
2.
- Приф.
- Здрасть.
- Как делы?
- Норм, а у тя?
Следующее задание выполните самостоятельно.
(На экране интерактивной доски демонстрируется страница 5.)
- нi как делишки.
- ни чё сибе.
- :-) споки ноки
- Чё задали по алгебре
- Скажи ща плиз. Оч прошу.
- Не я сеня не могу!
- А чё эт тя так заинтересовала? Ась?
- Ок пасиб
- я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь?
- Исправьте ошибки, допущенные в SMS , запишите в тетрадях правильный ответ.
По окончании работы проверяется правильность выполнения задания.
V. Систематизация полученных знаний.
- Что повторили сегодня на уроке? (Повторили о
характерных особенностях, сфере употребления
стилей речи.)
- Что вспомнили? ( Вспомнили правила написания
письма.)
- Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем
уроке? (SMS – это тоже письмо, относится к
разговорному стилю речи. При написании SMS надо
помнить о правилах русского языка, о правилах
культуры общения.)
- Как правильно писать SMS ?
(- SMS, как и любое письмо, надо начинать с
вежливого обращения.
- Начало предложения и имена собственные надо
писать с заглавной буквы.
- Всегда надо помнить о правилах постановки
знаков препинания.
- Нельзя коверкать слова.
- Нельзя употреблять жаргонизмы.
- Нельзя допускать нарушений языковых норм.
- SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его
написании надо помнить об основных компонентах
письма.)
VI. Синтаксический разбор предложения.
- С помощью этого предложения мы подчеркнём главную мысль ваших ответов.
Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.
VII. Домашнее задание.
- SMS-консультантам – составить план мероприятий по обучению всех желающих правильному написанию SMS.
- Остальным учащимся – составить для своего сверстника памятку о том, как писать SMS. Начните её с определения, что такое SMS. Определите стиль составленной памятки.
(варианты выполнения домашнего задания в ПРИЛОЖЕНИИ 5)
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель благодарит ребят за работу на уроке, за представление интересных и содержательных проектов. Оценивается работа учащихся на уроке, работа творческих и рабочих групп.
- Надеюсь, что знания, полученные на этом уроке, помогут вам грамотно оформлять свои мысли и в устной, и в письменной речи. До встречи на следующих уроках!