Цели:
- Обобщение знаний учащихся об известных частях речи.
- Расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
- Повышение интереса и активности к изучению русского языка.
I. Организационный момент.
- Вы на встречу сегодня пришли,
И не хмурьте лица,
Будьте весёлыми до конца.
Мы собрались не в последний раз,
Так как любим игры без прикрас.
И давайте же друзья,
Все, дыханье затая, играть.
Хорошо живётся только тем,
Кто умеет скуку отогнать,
Кто с раскрытою душой
Принесёт задор весь свой
Лучистый, добрый, озорной.
И сегодня здесь, друзья
Свела нас очень интересная игра –
Турнир грамотеев.
- А что такое турнир?
Турнир – это состязание. А у нас турнир грамотеев.
Песня “Грамотей”.
- Мы отправляемся в страну Морфологию, где в
замках живут и правят части речи.
- Посмотрите, на наш турнир прилетели воздушные
шары, а на каждом шаре буква (на шарах написано
“Турнир грамотеев”, по 1 букве на каждом шаре”).
- Составьте за 2 минуты как можно больше слов (запись
на листочках; звучит музыка).
- Кто составил 5 слов? (жетон)
- Ребята, а к какой части речи относятся эти слова?
(имя существительное)
- Итак, наш первый тур проходит в замке имён
существительных. (вывешивается таблица под
замком)
1 тур. “Собери букеты”.
- Ребята, вы знаете, что в русском языке имена существительные бывают 3 родов. Предлагаю вам собрать цветы – слова и разместить их в нужную вазу. (3 вазы разного цвета вырезаны из бумаги и прикреплены на доску).
(по 1 жетону)
- Молодцы!
2 тур. “Безродовые языки”.
- А знаете ли вы, что есть языки, в которых нет никакого рода? Их называют “безродовыми” языками. Это турецкий, китайский, японский, узбекский и др. Но есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют классами
- Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, отец, брат).
- Есть класс животных (овца, обезьяна, лев).
- Класс вещей (стол, шкаф, нож).
- Класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч).
- Класс деревьев (клён, тополь).
И многие другие классы.
- Попробуйте разделить по родам классам некоторые имена существительные.
КЛАСС КРУГЛЫХ ПРЕДМЕТОВ – зеркало, глаз, мяч.
КЛАСС ЖИДКОСТЕЙ – бензин, вода, молоко.
КЛАСС ВЕЩЕЙ – верёвка, стол.
КЛАСС ДЕРЕВЬЕВ – берёза, дуб, пальма.
КЛАСС ЖИВОТНЫХ – слон, крокодил, зебра.
(по 1 жетону)
- Молодцы!
3 тур. “Назови одним словом”.
(на столе таблички, дети по одному подходят, выбирают и вывешивают таблички на доску)
Храбрый человек – храбрец.
Умный человек – умник.
Добрый человек – добряк.
Болтливый человек – болтун.
Богатый человек – богач.
Мудрый человек – мудрец.
Хвастливый человек – хвастун.
Ленивый человек – лентяй.
Весёлый человек – весельчак.
(по 1 жетону)
Физминутка.
- Будем с вами мы считать:
Первый раз – поднимем руки, чтобы не было нам
скуки,
Во второй раз – прыгнуть нужно, только дружно,
очень дружно,
В третий раз – согнёмся вместе, это делать
интересно,
А в последний раз быстрей хлопай, топай веселей.
4 тур. “Собери мячи”.
Соберите мячи в 2 корзины.
В одну – имена существительные, в другую все остальные.
(приклеиваем на корзину)
Слова: ель, ёж, погода, яблоко, книга, зеленая, колючий, хорошая, вкусное, интересная.
- На какие вопросы отвечают остальные слова? (какая,
какой, какое)
- Какая часть речи отвечает на эти вопросы? (имя
прилагательное)
- Мы в замке имени прилагательного (вывешивается
табличка).
5 тур. “ Ты – волшебник ”.
- Скажи одним словом – прилагательным
Повязка на рукаве – нарукавная.
Календарь на стене – настенный.
Переход под землёй – подземный.
Камни под водой – подводные.
Час перед рассветом – предрассветный.
Доска для класса – классная.
Занятие в группе – групповое.
Вечер в субботу – субботний.
Поле для хоккея – хоккейное.
Мячи для тенниса – теннисные.
(по 1 жетону)
- Молодцы!
6 тур:
1)
Каждый полдень, там, где юг
Всем сиял над полем круг.
(Солнце)
(вывешивается картинка)
- Назовите признаки солнца.
(большое, яркое, лучистое, жёлтое, горячее, сверкающее)
2)
В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Озорной, весёлый …..
(Ветер)
- Назовите признаки ветра.
3)
Приказало солнце: “Стой!
Семицветный мост крутой!”
Туча скрылась, солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет.
(Радуга)
- Назовите признаки радуги.
(красивая, дугообразная, разноцветная, цветная, семицветная, яркая)
(по 1 жетону)
- Следующий тур на внимание.
7 тур:
- Встали все!
- Если я называю имя существительное – хлопните 1
раз в ладоши.
Если прилагательное – приседаете.
Если другую часть речи – поворот вокруг себя.
Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, говорит, летает, заяц, зеленая, стол, зубастый, мяч.
- Самыми внимательными были ….. (1 жетон)
- Слова, какой ещё части речи вам встретились в
этом туре? (глагол)
- Наш турнир продолжается в замке глаголов.
(вывешивается табличка)
- На какие вопросы отвечают глаголы? (что
делает? что делают? что делать?)
8 тур: “Кто что делает?”
- Назовите слова, обозначающие действие этого животного (что они умеют делать).
Картинки: белка, птица, конь, бабочка.
Белка – перепрыгивает, грызёт, запасает.
Птица – летает, клюёт, поёт, вьёт.
Конь – скачет, ржёт, бежит.
Бабочка _ порхает, собирает пыльцу, превращается.
(по 1 жетону)
9 тур. “Угадай-ка”.
- Ребята, в русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но бывают разными частями речи.
Предлагаю вам найти в предложениях такие пары слов и подчеркнуть их.
- Затопили печь, чтобы пироги печь.
- Снежное покрывало всё поле покрывало.
- В лесу росли ели. Мы ели суп.
- Какие слова вы подчеркнули?
Какой частью речи они являются? (существительное и глагол)
10 тур: “Закончи пословицу”.
- Я начинаю, а вы заканчиваете.
а) Труд кормит, а лень….. портит.
б) Как аукнется, так и….. откликнется.
в) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.
г) Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.
д) Сам погибай, а товарища…. Выручай.
(по 1 жетону)
- Молодцы!
Как названье дать словам:
Я, ты, мы и нам, и вам,
Кто и что, какой и сколько,
Этот, тот, такой и столько.
Наш и ваш, и мой, и твой,
Их, его, её и свой?
Это без сомнения
Всё местоимения!
(вывешивается карточка)
- Местоимение – это часть речи,
указывающая на предмет, но не называющая его.
- Наш последний тур в замке местоимений.
“Назови слово” (с мячом)
- Я называю местоимение, вы подберите – слово, на которое указывает это местоимение.
Он (мяч), она (капуста), оно, они, он, оно, она, они, ей, им, ему, она.
(по 1 жетону)
- Молодцы!
Итог:
- Атеперь подведём итог. Посчитайте ваши жетоны. Кто же победил в нашем турнире? (награждение)
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
- Занятие окончено. Всем спасибо!