Цели:
- Закрепить у учащихся умение дифференцировать согласные з, ж в устной и письменной речи.
- Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, согласования слов в предложении, работы с деформированным текстом, зрительное восприятие, слуховую память, мышление.
Оборудование:
Сигнальные карточки, карточки для мнемонического приёма, наборы карточек для индивидуальной работы, таблицы Шульте, маски Жука и Осы для инсценировки, числовые ряды, полоска-подсказка, проверочные слова.
1. Организационный момент.
2. Инсценировка стихотворения «Штранная иштория».
Встретил жук в одном лесу симпатичную осу:
-Ах, какая модница! Пожвольте пожнакомиться.
-Увазаемый прохозый, ну на сто з это похозэ!
Вы не представляете, как вы сепелявите.
И красавица-оса улетела в небеса.
- Штранная гразданка… наверно иноштранка.
Жук с досады кренделями по поляне носится:
Это з надо было так опроштоволосится!
Как бы вновь не окажаться в полозэнии таком?
Нузно шрочно жаниматьс с логопедом яжыком.
Знакомство с темой занятия: будем учиться различать согласные з, ж в устной и письменной речи.
3. Характеристика звуков.
4. Артикуляция звуков (сходство, отличие ).
5. Сопоставление звуков с их графическим изображением
- использование мнемонического приёма зрительная опора: буква з- цифра 3, буква ж- жук, снежинка
6. Дифференциация в слогах: приложение 1
7. Дифференциация в словах.
- Игра «Слово рассыпалось».
р,о,м,ж,и - моржи д.ж.о.д.ь -
а,з,м,и - а,р,з,о -
ы,б,у,з - ё,з,е,р,а,б -
Проверка.
- «Числовые ряды»
Зачеркнуть цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1) зебра
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2) жажда
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3) узелок
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4) кружево
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5) звезда
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6) дружба
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7) надежда
Проверка: сравнить с записью на доске.
- Работа по индивидуальным карточкам
Вставить пропущенные буквы з, ж разными цветами. Записывая, проговариваем слова вслух или шепотом.
_автра, _атва, дру_ья, во_ы, са_а, пры_ок, гво_дика, кру_ить
Проверка: прочитать слова со звуком з, со звуком ж.
Словарная работа: жатва, возы
8. Физ. пауза. (упражнения «камень-тесто», «морская фигура»)
9. Работа с таблицами Шульте. (развитие зрительной памяти, внимания)
Запомнить, воспроизвести по памяти.
з | ||
з |
З | ||
ж | ||
з | ||
з | ||
ж |
з | ж | |
з |
ж | з | |
ж |
ж | ||
ж | ||
з |
Проверка.
10. Развитие языкового анализа и синтеза.
- Составить предложения из данных слов.
Убежал, в, заросли, малины, зайка, однажды.
Папа, у, охотник, Жоры.
Зайку, всю, у, жил, зиму, Жоры.
Жоре, он, зайца, принёс.
Зайку, у, Жора, уголок, поймал, и живой, отнёс.
Прочитать, получившиеся предложения.
- Работа с деформированным текстом.
- Прочитайте предложения ещё раз и подумайте, что можно из них составить (если переставить предложения, можно составить рассказ).
- Все слова записаны на карточках разного цвета. Рассмотрите полоску-подсказку, поставьте все предложения в том порядке, как они расположены на опоре.
- Прочитать получившийся рассказ.
- О ком говориться в рассказе ?
- О чём говориться в тексте ?
- Подобрать заголовок к рассказу.
- Как записывается каждое предложение? (с заглавной буквы, в конце предложения - точка)
- О чём нужно помнить, начиная записывать текст? (с красной строки)
- Запись рассказа «Зайка». (работа по индивидуальным карточкам)
Записать текст, вставляя пропущенные буквы з, ж. Подчеркнуть з, ж разными цветами
У …оры папа охотник.
Он принёс …оре …айца.
…айка …ил у …оры всю …иму.
Одна…ды …айка убе…ал в …аросли малины.
…ора поймал …айку и отнёс в ...ивой уголок.
Проверка. Прочитайте получившийся текст и назовите слова со звуками занятия.