Цель:
- Закреплять умение умножать на двузначное число.
- Закреплять умение решать задачи.
- Развивать логическое мышление.
Оборудование: телевизор, компьютер, картины деревьев и птиц, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
II. Тема урока:
Сегодня на уроке мы будем закреплять письменные приёмы умножения на двузначное число.
III. Устный счёт.
– Запишите в тетради промежуточные ответы. (Компьютер)
40*2*3*2:3+580-205:5*4
(80; 240; 480; 160; 740; 535; 107; 428)
– Запишите ответы в порядке убывания.
(740; 535; 480; 428; 240; 160; 107; 80)
На доске цветочки с изображением ответов, переворачиваем и с обратной стороны буквы.
– Соотнесите число сбуквой. Какое слово получилось?
Экология.
– Как вы понимаете значение этого слова? (На доске появляется табличка-выписка из словаря значения этого слова).
Экология (по-гречески «экос» –дом, родина, «логос» – наука) – взаимоотношение с окружающей средой.
(на доске появляется большая роза в центре с глобусом и слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок –и сразу же приведи в порядок свою планету»).
– А теперь послушаем как наши поэты воспевают природу в стихах. (Дети читают стихи о временах года, а на экране компьютере появляется изображение картин времён года).
С. Дрожжин
Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет,
А против мёрзлого окна,
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Стоит кудрявая берёза.
Тютчев
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.
А. Блок
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом…
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.
Л. Толстой
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья, пожелтевшие, по ветру летят.
Лишь вдали красуются –там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
– С какой темой будет связан наш урок? (Экология)
– Надеюсь, что сегодня вы не только повторите письменное умножение на двузначное число, но и узнаете много интересного. Все задания нашего урока будут связаны с экологией.
– Совсем недавно мы говорили с вами о заповедниках нашей страны. Какие заповедники вы знаете? (Дети перечисляют названия заповедников)
Задача. (на экране компьютера изображения заповедников)
В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране.
Задача. (на экране компьютера изображение заводов)
Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений в этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений.
IV. Звучит фонограмма «Голоса птиц», а на экране компьютера появляется изображение детей у кормушки с птицами.
– Что это? Это голоса птиц. Ведь уже наступило наше любимое время года и совсем скоро прилетят перелётные птицы, а зимующие – улетят. А сейчас птицы принесли вам задания. Посмотрите на парты, что это? Это тесты. (Ребята выполняют задания в течении 10 мин) Приложение
V. – А теперь, повторим компоненты при делении и умножении. (На экране компьютера).
: 250 = 3
700 : = 2
* 4 = 4000
– Мы говорим об экологии. Вы нашли интересные числа.
750 – столько жуков-короедов съедает за один день дятел.
350 – столько лет живёт сосна.
1000 – столько полевых мышей уничтожает сова за год.
VI. Закрепление письменных приёмов умножения и деления.
(№ 192- у доски)
1780*23 | 6070*25 | 14490:70*31 | ||
7820*36 | 7060*34 | 184200:600*67 |
VII. Решение задач (краткое условие на доске).
Липа живёт 500 лет, а дуб на 1500 лет больше. Во сколько раз меньше живёт липа, чем дуб. (краткое условие на экране компьютера в виде схемы).
К этой задаче дети подбирают обратные задачи.
На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара дроздов приносит своим птенцам в день 335 гусениц, что в 6 раз меньше, чем пара дятлов, а пара скворцов приносит в 3 раза меньше гусениц, чем пара дятлов. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара дятлов, чем пара скворцов?
VIII. Ребята в группах. Решение уравнений.
IX. Итог урока.
(На экране телевизора фрагмент фильма «Рождение цветов»).
Стихотворение «Крик цветов». (Читает девочка с букетом цветов в руках).
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее стало.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало волшебное «Стой!»
Нам казалось всё мало и мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глазел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
– Чем мы занимались на уроке?
– Что нового узнали?
– Оценивание учащихся.
X. В канун самого прекрасного весеннего праздника наши дети подготовили сюрприз учителям.
Дети вручают учителям открытки.