Месяц | Тема занятия | Развивающие задачи | Оборудование | Ход занятия |
Сентябрь | Целевая прогулка по участку детского сада | Ознакомление детей с последовательностью смены времен года, уточнение представлений об осени, способствование эстетическим переживаниям от красоты осенней природы | Осенние листья, стихи об осени | 1. Беседа о временах года 2. Чтение стихов об осени 3. Сбор листьев для аппликации |
Сентябрь | Сезоны года | Уточнение представлений детей о характерных признаках каждого сезона, знакомство с действиями замещения, развитие эмоционального проживания природных явлений | Круговая диаграмма смены времен года, 4 карточки разных цветов (желтого, белого, зеленого, синего), карточки с условными знаками | 1. Игра “Когда это бывает?” (с
использованием диаграммы) 2. Физкультминутка “Осень” 3. Моделирование сказочной ситуации (дети- “волшебники” подбирают условные знаки, обозначающие сезонные явления осенью) |
Октябрь | Дары осени | Обобщение представлений детей об овощах, фруктах и грибах на Урале в осенний сезон, повторение приемов лепки из пластилина | Круговая диаграмма смены времен года, демонстрационный материал (овощи, фрукты, грибы), “волшебный мешочек”, набор для лепки | 1. Беседа “Что нам осень
принесла?” 2. Рассматривание овощей и фруктов (название, внешний вид, вкус, где растет, как используется в пищу) 3. Игра “Волшебный мешочек” 4. Рассматривание грибов (название, внешний вид, строение, где растет, как используется в пищу) 5. Лепка “Грибы в нашем лесу” |
Октябрь | Краски осени | Ознакомление детей с изменениями в жизни растений осенью на Урале, показ приемов выполнения аппликации | “Осенний” сектор круговой диаграммы, осенние листья, набор для аппликации, картины осеннего пейзажа | 1. Рассматривание картин с
изображением осеннего леса 2. Знакомство с новыми знаками, обозначающими изменения в жизни растений осенью (“листопад”, “пожелтевшие листья”) 3. Физкультминутка “Листочки” 4. Аппликация “Краски осени” |
Октябрь | Перелетные птицы | Развитие представлений детей о перелете птиц осенью, введение понятия “перелетные птицы” | “Осенний” сектор круговой диаграммы, картинки с изображением перелетных птиц, стихи и загадки о птицах, карточки с условными знаками | 1. Беседа о перелете птиц осенью в
теплые края (причины, условия) 2. Отгадывание загадок и чтение стихов 3. Подбор “волшебных” знаков (“мало тепла”, “нет корма”) |
Октябрь | Изменения в жизни животных осенью | Закрепление представлений детей об изменениях в жизни животных осенью и подготовке к зиме (медведь, белка, заяц) | “Осенний” сектор круговой диаграммы, картинки с изображением животных осенью, загадки и стихи о животных, карточки с условными знаками | 1. Беседа о подготовке животных к
зиме 2. Рассматривание картин с изображением животных осенью 3. Отгадывание загадок и чтение стихов 4. Подбор “волшебных” знаков (“спячка”, “тёплый мех”, “заготовка запасов на зиму”) |
Ноябрь | Музыкально-театрализованное представление “Дары осени” (овощи) | Дать представление детям об овощах, их внешних признаках, развить способности к инсценировке | Костюмы овощей для детей, декорации (осенний лес), музыкальное сопровождение | 1. Вступительное слово ведущего 2. Инсценировка “Дары осени – овощи” 3. Награждение актёров поощрительными призами |
Ноябрь | Погода осенью. Игра “Метеоролог” | Формирование представлений детей о характерной для каждого сезона погоде, освоение действий замещения | “Осенний” сектор круговой диаграммы, календарь погоды, набор карточек к нему | 1. Объяснения правил игры 2. Повторение явлений погоды (температура, ветер, дождь и т.п.) 3. Игра “Метеоролог” |
Ноябрь | Что бывает осенью | Обобщение и систематизация знаний детей об осени, выделение характерных особенностей осеннего сезона в неживой природе, мире животных и растений | Загадки, стихи, приметы осени, картины с изображением осенних явлений, тесты для детей | 1. Описательный рассказ по
картине 2. Отгадывание загадок и чтение стихов об осени 3. Физкультминутка “Холодно” 4. Мини-тестирование для детей |
Ноябрь | Ждём в гости зиму (спортивное занятие) | Закрепление знаний детей об изменения в природе в холодное время года, развитие двигательной активности детей, воспитание чувства дружбы | Спортивный инвентарь, спортивная форма для детей, загадки о животных и растениях, поощрительные призы | 1. Вступительное слово
воспитателя 2. Спортивные игры 3. Награждение участников поощрительными призами |
Декабрь | Путешествие по зимней тропинке (прогулка) | Уточнение представлений детей о сезонных изменениях в природе зимой, расширение зрительных представлений, воспитание стремления оказывать посильную помощь взрослым | Палочки для рисования на снегу, метёлки, лопатки | 1. Наблюдение за погодными
условиями (ветер, облака, температура) 2. Наблюдение за деревьями (отсутствие листьев, опущенные ветки, деревья в снегу) 3. Рисование палочками на снегу 4. Сгребание снега, подметание дорожек |
Декабрь | Растения зимой | Ознакомление детей с изменениями в жизни растений зимой, введение понятий “лиственные деревья”, “хвойные деревья” | “Зимний” сектор круговой диаграммы, картины зимнего пейзажа, предметные картинки | 1. Рассказ детей о том, что они
увидели на прогулке (сугробы, лёд, опущенные
ветки деревьев, деревья в снегу) 2. Работа с диаграммой 3. Подбор “волшебных” знаков (“лиственные”, “хвойные” деревья зимой) 4. Игра с использованием картинок “Почему растения не растут зимой?” |
Декабрь | Приспособление животных к зимним условиям | Ознакомление детей с изменения ми в жизни животных зимой, воспитание интереса к повадкам животных | “Зимний” сектор круговой диаграммы, модели следов животных, картинки “Звери зимой” | 1. Описательный рассказ по
картинам “Звери зимой” 2. Беседа о приспосабливании зверей к зиме (изменение цвета и характера шерстного покрова, утепление жилища, изменение пищи) 3. Игра “Чьи это следы?” 4. Подбор “волшебных” знаков (“спячка”, “птицы слетаются к человеческому жилью”) |
Декабрь | Инсценировка сказки “Зимовье зверей” | Научить детей средствами театральной деятельности рассказывать о жизни животных зимой | Декорации, костюмы для детей (звери), музыкальное сопровождение | 1. Вступительное слово ведущего 2. Инсценировка сказки 3. Награждение актёров поощрительными призами |
Январь | Пришёл мороз – береги ухо да нос | Формирование представлений детей о необходимости надеть тёплую одежду в холодное время года, развитие перцептивных действий | Кукла, набор зимней одежды и обуви для неё, картинки с изображением разной одежды | 1. Беседа “Посмотри в окошко”
(рассказ о том, что видят дети на улице) 2. Игра “Одень куклу на прогулку” (одежда, обувь, головной убор – определение размера, формы, цвета, текстуры) 3. Физкультминутка “Выпал беленький снежок” 4. Подбор картинок “Когда это одеваем” (зависимость от времени года) |
Январь | Зимние забавы (спортивное занятие) | Закрепление знаний детей о зимних видах спорта, воспитание чувства дружбы и здорового соперничества, развитие двигательной активности | Спортивный инвентарь, спортивная форма для детей, эмблемы для команд, призы, музыкальное сопровождение | 1. Выступление сказочного
персонажа Злюки 2. Весёлые старты 3. Музыкальные игры со зрителями 4. Награждение участников соревнований |
Февраль
|
Зимние забавы (игры на улице) | Развитие двигательной активности, воспитание чувства соперничества, поощрение самостоятельности | Лопатки, доска для катания с гор, “одежда” для снеговиков | 1. Катание с ледяных гор 2. Соревнование “У кого снеговик лучше” 3. Подведение итогов соревнования |
Февраль | Птицы зимой | Ознакомление детей с изменениями в жизни птиц зимой, введение понятия “зимующие птицы” | “Зимний” сектор круговой диаграммы, картинки “Птицы зимой”, аудиозапись с голосами птиц, модели воробья и вороны | 1. Рассматривание картин,
описательный рассказ о птицах 2. Прослушивание аудиозаписи 3. Игра “Чем они отличаются?” (размер, цвет, оперение, способ передвижения) |
Февраль | Птицы зимой (продолжение) | Закрепление знаний детей о жизни птиц зимой, формирование представлений о необходимости подкармливать птиц зимой | Обучающие тесты для детей, набор для лепки, зерна, стихи о птицах зимой | 1. Мини- тестирование для детей
“Зимующие птицы” 2. Физкультминутка “Птички” 3. Чтение стихов о птицах зимой 4. Лепка из пластилина “Кормушка” |
Февраль | Что бывает зимой(обобщающее занятие) | Обобщение и систематизация знаний детей о зиме | Круговая диаграмма смены времён года, комплект карточек с условными обозначениями зимних явлений, сказочный персонаж Почемучка | 1. Ответы детей на вопросы
Почемучки о зиме (о погоде, жизни растений и
животных зимой, о зимней одежде и развлечениях) 2. Игра “На загадку есть отгадка” (воспитатель загадывает загадку, а дети называют отгадку, показывая нужный условный знак) |
Март | Ждём в гости весну | Уточнение представлений детей о сезонных изменениях в природе весной | Круговая диаграмма смены времён года, загадки и стихи о весне, набор для рисования | 1. Беседа о весне, отгадывание
загадок, чтение стихов 2. Работа с круговой диаграммой 3. Подвижная игра “Ручеёк” 4. Рисование “волшебных” знаков (“солнце светит ярко”, “день равен ночи”, “ручьи”, “капель”, “сосульки”) |
Март | Весна – красна (литературно-музыкальное занятие) | Развитие творческих способностей детей, закрепление знаний детей о характерных признаках весны | Костюмы для детей, костюм для взрослого (Весна), музыкальное сопровождение, стихи, загадки о весне | 1. Выход Весны 2. Выступление сказочных персонажей 3. Чтение детьми стихов о весне 4. Отгадывание загадок о весне 5. Чаепитие |
Март | Первоцветы | Ознакомление детей с изменениями в жизни растений весной, введение понятие “первоцветы” | “Весенний” сектор круговой диаграммы, ветки деревьев с набухшими почками, картинки с изображением первоцветов (мать-и-мачеха, подснежник), набор для рисования | 1. Рассматривание ветки с
набухшими почками 2. Описательный рассказ по картинке (строение, цвет, форма листьев) 3. Рисование “волшебных” знаков (“почки”, “первоцветы”, “появление травы”) |
Март | Деревья и кустарники (совместное занятие с руководителем ИЗО) | Ознакомление детей с изменениями в жизни растений весной, выявление отличий между деревьями и кустарниками | Набор для рисования | 1. Беседа – повторение о
растениях весной 2. Рисование с натуры (ветки) 3. Выставка работ |
Апрель | Особенности весны на Урале | Закрепление и уточнение представлений детей о сезонных изменениях в природе весной | Круговая диаграмма смены времён года, загадки и стихи о весне | 1. Отгадывание загадок о весне 2. Работа с круговой диаграммой 3. Беседа о весне “Вопрос – ответ” (о погоде, солнце, снеге, сосульках, деревьях) 4. Игра “Волшебники” (с использованием “волшебных” знаков) |
Апрель | Прогулка по весеннему саду | Наблюдение за растениями весной (первыми листочками, цветами), способствование эстетическим переживаниям детей от красоты весенней природы | Стихи о весне, иллюстрации весенних пейзажей | 1. Беседа об особенностях весны 2. Чтение стихов о весне 3. Рассказы детей “Что я вижу вокруг себя” |
Апрель | Животные весной | Знакомство детей с жизнью животных весной (пробуждение ото сна, изменение внешнего вида и питания), повторение понятия перелётные птицы | “Весенний” сектор круговой диаграммы, картинки с изображением медведя, ежа, серого зайца, рыжей белки, набор для аппликации, скворечник | 1. Рассматривание картин 2. Беседа “Животные весной” 3. Показ скворечника (для чего и кому он нужен) 4. Аппликация “Скворечник” |
Апрель | Животные весной (продолжение) | Продолжение знакомства с жизнью животных весной, введение понятия “насекомые” | “Весенний” сектор круговой диаграммы, картинки с изображением насекомых (бабочка – крапивница, лимонница, шмель, божья коровка) | 1. Беседа о появлении весной
первых бабочек 2. Описательный рассказ по картинке о бабочке (внешний вид – строение тела, размер, цвет) 3. Игра “Летает – не летает” |
Май | Сказка о временах года (физкультурно-музыкальный праздник) | Развитие творческих способностей детей, закрепление знаний о временах года | Костюмы для сказочных персонажей, стихи, песни, загадки, оборудование для игр | 1. Вступительное слово ведущего 2. Игра “Кто быстрее соберётся” 3. Выход сказочных персонажей 4. Подвижные игры 5. Чтение стихов и отгадывание загадок |
Май | Экологическая викторина “Знатоки природы Урала” (итоговое занятие) | Выявление уровня усвоения экологических знаний представлений детей, продолжение формирования интереса детей к природе | Тесты по экологии, раздаточный материал | 1. Тестирование детей с целью
выявления уровня экологических представлений 2. Награждение детей памятными подарками, угощение вкусными призами |
Парциальная программа "Природа Урала" для детей среднего дошкольного возраста
Разделы: Работа с дошкольниками