Пояснительная записка
Изучение истории русского искусства, творческое развитие его лучших традиций необходимы для создания художественной культуры современности. Знакомство с бесценным наследием, духовным богатством нашей страны позволяет учащимся лучше понять связь времен и связь поколений, осознать роль искусства в создании художественной летописи нашего народа. Данный элективный курс расширяет знания школьников о русской живописи и ее выдающихся мастерах в соответствии с программой по изобразительному искусству.
Цель данного элективного курса - формирование интереса учащихся к русскому искусству, как величайшему наследию отечественной культуры и дальнейшее формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Задачи:
- познакомить обзорно учащихся с развитием русской живописи и русского портретного искусства от истоков русской живописи до начала XX века;
- активизировать самостоятельную работу школьников по использованию различных источников информации и средств мультимедиа в процессе проектной работы.
По итогам курса учащиеся выполняют творческий проект в виде сообщения по выбранной теме или доклада с использованием выполненной учениками презентации.Темы для творческих проектов выбираются в соответствии с основной проблематикой элективного курса.
Включенный в программу материал может использоваться на уроках изобразительного искусства и МХК, на уроках истории, литературы, а также при подготовке внеклассных мероприятий. Программа позволяет сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний, что побуждает учащихся к участию в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах. Элективный курс рассчитан на 16 учебных часов , 1 час в неделю. Возможно вариативное изменение продолжительности курса в зависимости от условий школы.
Учебно-тематический план элективного курса «Беседы о русской живописи»
№ | Тема | Ч | Организация учебной работы |
1 | Введение в тему курса. | 1 | Беседа. Выбор тем проектов |
2 | Истоки русской живописи | 1 | Беседа. Зарисовки. |
3 | Живопись древней Руси | 1 | Лекция. Презентация. Обсуждение |
4 | Иконопись | 2 | Лекция. Презентация. Обсуждение |
5 | Ф.Грек, А.Рублев, Дионисий - основоположники русской живописи. | 1 | Лекция. Презентация. Выступления учащихся. |
6 | От парсуны к портрету | 1 | Лекция с показом презентации. |
7 | Русская портретная живопись XVIII века | 2 | Лекция. Презентация. Обсуждение |
8 | Русская портретная живопись XIX-начала XX века | 3 | Лекция. Презентация. Обсуждение |
9 | Создание презентаций по выбранной теме | 2 | Консультации. Работа с компьютером |
10 | Защита творческих проектов | 2 | Круглый стол. Защита проектов |
Содержание тем
Тема 1. Введение в тему курса (1 час)
Беседа с целью выявления интересов учащихся по проблематике курса. Обсуждение тем творческих проектов. Выбор тем для индивидуальной или групповой работы (по желанию учащихся).
Тема 2. Истоки русской живописи (1 час).
Истоки русского искусства. Языческие храмы-капища, избы, идолы, украшения из бронзы и золота.
Принятие Киевской Русью в 987 г. христианства. Приобщение Руси к достижениям византийской культуры. Каменные, деревянные храмы (зарисовки учащихся). Фрески, мозаики, церковная утварь, книги.
Тема 3. Живопись древней Руси (1 час).
Художественно - образная структура христианского храма как модели мироздания. Значение изображения в храме. Фрески, иконы, мозаики. Отсутствие свободных поверхностей во внутреннем пространстве соборов и церквей. Взаимосвязь всех архитектурных деталей храма, определенная схема изображения внутри храма. Богословская классическая схема расположения росписи в пространстве храма. Алтарь - важнейшая часть храма, его духовная доминанта. Алтарная преграда- иконостас. Алтарная стена. Символическое расположение изображений на иконостасе: 1.Праотеческий верхний ряд. 2. Пророческий ряд. 3.Праздничный ряд. 4.Деисусный ряд. 5.Местный нижний ряд. Собор св. Софии в Киеве, XI в. Богоматерь Оранта - мозаика в соборе св. Софии, XI в. Изображения княжеской семьи в соборе - древнейший и редкий образец портретного русского искусства. Дмитрий Солунский - мозаика собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, 1112 г. Христианский храм - важнейшее общественное сооружение, священное писание для неграмотных, переведенное на язык зрительных образов. Это система мироздания, наполненная для людей своего времени большим смыслом и значением, это мир сильных чувств, великих идей, которые воплощены в реальных образах, в ритме контуров и силуэтов, в красоте сочетаний ярких и чистых красок.
Тема 4. Иконопись (2 часа).
Ощущение инобытийности мира во внутреннем пространстве храма. Икона. Смысл, содержание, понимание иконы, ее место и значение в храме. Неизменность сюжетов для изображения, правила написания иконы. Соблюдение церковного догмата или канона. Особенности изображения на иконах - обратная перспектива, отсутствие теней, символичность понимания времени. Особое значение деталей, цветовой гаммы в иконе. Главное назначение иконы. Икона- образ молчаливого диалога, обмена духовным опытом, укрепления в правильности избранного пути личностного восхождения к Богу. Изографы-иконописцы. Ремесло иконописца. Правила, традиции, последовательность написания икон. Лицевые иконописные подлинники - контурные графические изображения икон, снабженные краткими указаниями цвета и одежд. Цка - доска для иконы. Ковчег - прямоугольная выемка. Холстина-паволока. Грунт под живопись- левкас. Вапы - минеральные и органические краски. Использование сусального золота. Иконописцы, как правило, не ставили своих имен на иконах. Имена мастеров хранились в памяти Церкви, после смерти живописцев причисляли к лику святых, как высшую награду. Значение иконы в жизни православного человека. Иконы «Богоматерь Владимирская» (XII в), «Николай Чудотворец» (XIII в) и другие. Новгородская иконопись XII-XV веков - ясные простые образы, чистые звонкие краски, простые и бесхитростные сюжеты, свежесть и непосредственность. «Иоанн, Георгий и Власий»- новгородская икона, XIII в. «Волхвы»- фреска в церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде, XIV в. Новгородские иконы «Иоанн, Георгий и Власий», XIII в. и «Чудо о Флоре и Лавре», XV век. Икона тверской школы «Параскева Пятница с житием». Икона ярославской школы «Илья Пророк с житием» и другие.
Тема 5. Ф.Грек и А.Рублев, Дионисий - основоположники русской живописи (1 час).
Крупнейшие иконописцы Древней Руси - Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Особенности творчества, глубина и духовность их искусства. Конец XIV-начало XVI вв. – золотой век Руси. Прибытие из Византии живописца, мастера икон Феофана Грека. Рукописные книги Ф.Грека. Масштаб дарования, творческая свобода, необычная манера письма. Работы Ф.Грека: фреска «Макарий Египетский», иконы «Богоматерь Донская», «Троица» и другие. Ф.Грек и А.Рублев в работе над иконостасом Благовещенского собора. Работы А.Рублева: «Спас Вседержитель», «Троица», «Архангел Гавриил», «Архангел Михаил», фрески в церкви Пресвятой Богородицы на Городке. «Троица» А.Рублева - выражение нравственной сущности своего времени в его общечеловеческом значении. Феофан Грек суровостью своих образов отразил интенсивные духовные поиски, А.Рублев выразил в «Троице» идею божественной любви, а Дионисий воспел образ Богоматери, ставшей в христианстве символом нежнейшего отношения к Сыну и всему человечеству. Иконы Дионисия: «Христос и самаритяне», « О тебе радуется», «Одигитрия», «Митрополит Алексий»; «Поклонение волхвов» (фреска). Интерес Дионисия взаимоотношению человека с окружающим миром, осознание его места в мире.
Тема 6. От парсуны к портрету (1 час).
Презентация «От парсуны к портрету».<Приложение 1>
Усиление светского и мирского начала в творчестве русских художников XVI-XVII веков. Изменение художественно-образной системы древнерусской иконописи. Россия начинает осваивать культуру западных стран. Во второй половине XVI века возникают парсуны, они существовали русском, белорусском и украинском изобразительном искусстве до конца XVII вв. Парсуна - условное наименование произведений искусства портретной живописи, сохраняющих приемы иконописи (от искаженного слова «персона», личность). Парсуна «Царь Иоанн Грозный» <Приложение 1, слайд 2>.
Официальная церковь пытается примирить традиционную иконографию с новой объемно-реалистической манерой изображения. Парсуны «Царь Алексей Михайлович Романов» и «Царь Михаил Федорович Романов»,XVII в. <Приложение 1, слайд 3>. Первые парсуны, изображавшие конкретных исторических лиц, не отличались ни техникой исполнения, ни образной системой от произведений иконописи. «Царь Иван IV Грозный», XVI в.<Приложение 1, слайд 4>. Во II половине XVII века парсуна развивалась по двум направлениям. Первому было присуще еще большее усиление иконного начала, что мы видим в парсуне царя Федора Ивановича ,XVII в. <Приложение 1, слайд 5>. Представители второго направления усваивали приемы европейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объемности форм (парсуна Г.П.Годунова, 1686 г.<Приложение 1, слайд 6>). Некоторые мастера не ставили своих имен на изображениях, как и многие иконописцы. Часто парсуны писали мастера Оружейной палаты С.Ушаков, И.Максимов, Г. Одольский, Ф.Зубов и другие. Парсуна Ф.Зубова «Спас Нерукотворный, Михаил Федорович, Алексей Михайлович Романовы», XVII в. <Приложение 1, слайд 7>. Парсуны создавались подобно иконам на доске, иногда на холсте масляными красками, порой с натуры.
Постепенно древняя символическая система иконописи сменяется новыми выразительными средствами – материальностью письма и зрительно осязаемыми формами предметов, используется перспектива и светотень. Складывается новая и развитая структура живописи. Эта структура включает все виды и жанры живописи: станковую, монументальную и декоративную, историческую и бытовую картину, натюрморт, аллегорию, пейзаж и портрет. Осваивая опыт и достижения европейского искусства, русские художники не порывали с традициями национальной культуры, а творчески их развивали. Русское искусство осталось цельным и глубоко национальным явлением. Парсуны «Царь Алексей Михайлович», XVII век и «Петр I» <Приложение 1, слайд 8>.
Тема 7. Русская портретная живопись XVIII века (2 часа).
Презентация «Век портрета. Русское портретное искусство XVIII века».<Приложение 2>
Портрет- жанр в изобразительном искусстве, воссоздающий облик человека. Портрет должен быть похож на человека, позирующего художнику, и отражать время, в которое он был написан: оно в деталях одежды и в предметах интерьера. <Приложение 2, слайд 2>. Главная задача художника - раскрыть внутренний мир человека. Глядя на портрет, мы часто ловим себя на мысли, что между нами и его героем возникает какая-то таинственная связь.
Достижения русских художников во всех областях искусства были значительными. Все же XVIII век в живописи - это век портрета. В силу своей художественной значимости портрет играл ведущую роль в русском изобразительном искусстве. В этой области русские художники не только достигли уровня европейской живописи, но и по праву заняли место среди крупнейших портретистов той эпохи. Характерно внутреннее единство и цельность русского портрета как искусства правдивого, человечного, выразившего самые прогрессивные идеи своего времени в высокохудожественной форме <Приложение 2, слайд 3>.
Иван Никитич Никитин (1685(8)-1742).Иван Никитин был сыном священника, певчим в хоре, преподавал математику. Природное дарование взяло верх, и он стал учителем рисования в школе. Талант Никитина заметил Петр I и отправил его учиться в Италию. «Портрет Петра 1» <Приложение 2,слайд 4>, «Портрет напольного гетмана», «Портрет графа Гавриила Головкина» <Приложение 2,слайд 5>. кисти И.Никитина - трезвая и непредвзятая правдивость психологического рисунка образа, простота средств выразительности.
Вторая половина XVIII в. - расцвет русского портрета. Алексей Петрович Антропов (1719-1795) - одна из самых примечательных фигур ломоносовской поры в русской художественной культуре. Солдатский сын, по образу жизни и воспитанию, имевший здоровую национальную основу, он сумел противостоять чужеземным влияниям в искусстве. «Портрет императора Петра I»,«Портрет Ф.Я. Дубянского» <Приложение 2, слайд 6>, «Портрет А.М. Измайловой», «Портрет атамана Ф.Краснощекова» <Приложение 2, слайд 7>. Своеобразие А.Антропова проявилось в портрете А.М.Измайловой. Перед зрителем предстает своенравная и умная барыня с острым, властным, выразительным лицом. Портрет атамана Ф.Краснощекова напоминает лучшие образцы украинского портрета. Творчество художника тяготеет к традициям парсуны: плоскостность и упрощенность формы, неподвижные позы, жесткие контуры, локальные цвета без нюансов и полутонов. Стремление Антропова к жизненно достоверным характеристикам, передаче неповторимой индивидуальности человека и его сословной типичности способствовало становлению портретной живописи последующей эпохи.
Крепостной художник Иван Петрович Аргунов (1729-1802) - выдающийся живописец XVIII века. «Портрет актрисы П.И.Ковалевой - Жемчуговой» и «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» <Приложение 2, слайды 8, 9>, «Портрет П.Шереметьева» <Приложение 2, слайд 3> и другие работы мастера. Светлое положительное начало, живой интерес художника к личности, вне ее сословной принадлежности и общественного положения. Портрет неизвестной крестьянки относится к числу самых совершенных созданий художника. Увиденная и воссозданная автором просто, без манерности, молодая русская крестьянка исполнена чувства собственного достоинства. Она словно излучает ласковую доброту. <Приложение 2, слайд 9>.
Сын Ивана Петровича Аргунова Николай стал крупным портретистом. Н. И. Аргунов. «Портрет Т.В.Шлыковой - Гранатовой», «Портрет Н.П.Шереметьева» <Приложение 2,слайд 10>.
Федор Степанович Рокотов (1735-1808) - один из самых изысканных живописцев в европейском искусстве XVIII века, разительно непохожий на своих современников. Это художник самобытного дарования, необычайно поэтический и лирический. Он, как правило, избегает парадных изображений, отказывается от пышной обстановки и эффектных композиций. Художник словно приближает портрет к зрителю. Мы с интересом всматриваемся в черты незнакомцев и в их мерцающие глаза, пытаемся постичь многозначный внутренний мир героев картин. Благородство и выразительность портретов Ф. Рокотова: «Портрет графа Орлова», «Портрет Е.Орловой», «Портрет князя И.Барятинского» <Приложение 2, слайд 11>, «Портрет А.П. Струйской» <Приложение 2, слайд 12>.
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) прожил долгую жизнь и создал целую портретную галерею людей своего времени. Д.Левицкий выразил стиль эпохи, образ мышления и чувствования своих современников. Художник мастерски изображает материальную красоту вещей: полированное дерево, дымчатый шелк, шуршащий атлас, золототканую парчу. «Портрет Агафьи Левицкой, дочери художника» <Приложение 2, слайд 13>, «Портрет Н.И.Новикова», «Портрет Анны Воронцовой в детстве» <Приложение 2, слайд 14> и другие работы Д.Левицкого.
Владимир Лукич Боровиковский(1757-1825) - художник рубежа XVIII-XIX веков. Художник внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей. Он обладал поистине виртуозной живописной техникой и по праву считался одним из лучших русских портретистов. Сентиментализм в творчестве В. Боровиковского. Царедворцев и политиков, отцов церкви и генералов живописец изображал правдиво, с той степенью проникновения в тайны человеческого характера, которая была ему доступна. «Портрет княгини Барятинской», «Портрет Г.А.Державина» <Приложение 2, слайд 15>, «Екатерина II в Царскосельском парке» <Приложение 2, слайд 2>, «Портрет Е.А.Нарышкиной» <Приложение 2, слайд 3>, «Портрет М.И.Лопухиной» <Приложение 2, слайд 16> кисти В. Боровиковского. Портрет М.И.Лопухиной - одно из самых совершенных творений художника. В нем с наибольшей полнотой выразилось мироощущение автора, его понимание идеала человеческой личности. Мастерство художника позволило ему достичь необычайной гармонии внешнего облика и внутреннего настроения.
Тема 8. Русская портретная живопись XIX - начала XX века (3 часа).
Первая половина XIX века - эпоха политической реакции, официальной идеологии самодержавия, православия и народности, крепостного гнета и барщины на помещичьих полях. Особенности русской живописи начала XIX века. Романтизм.
О. А.Кипренский(1782-1836) - один из лучших портретистов XIX века. Портрет А.С.Пушкина кисти Кипренского - не только передача сходства и психологии модели, но и запечатленные художником мгновения творческого вдохновения, рождения поэтической мысли. «Портрет В.А.Жуковского», «Бедная Лиза», «Портрет С.С Уварова», «Девочка в маковом венке» и другие работы художника.
В.А. Тропинин (1776-1857)- бывший крепостной художник. Основная тема творчества В. Тропинина - человек как таковой, его нравственные, моральные качества. Свободная, непринужденная манера письма, гамма светлых тонов, мягкие переходы цвета. Образ А.Пушкина в творчестве В. Тропинина - мягкость и интимность в сочетании с высокой духовностью и чувством собственного достоинства. К.П.Брюллов (1799-1852)- один из гениальных художников эпохи, виртуозный мастер, востребованный временем. К.Брюллов. «Всадница»,1832. Главный мотив этого произведения – апофеоз красоты и безмятежной юности. «Автопортрет»,1848.Это последний автопортрет мастера, был выполнен всего за два часа. В портрете соединились и воодушевление, и горечь разочарований, и увлеченность миром, и тревога.
На портретах Алексея Гавриловича Венецианова(1780- 1847), Павла Андреевича Федотова (1815-1852) перед зрителем предстают представители разночинного сословия. А.Венецианов «Крестьянка с косой и граблями»,1824. П. Федотов «Портрет Н.П.Жданович за клавесином»,1850.
Во второй половине XIX века, в кругу передвижников, портреты писались с обостренным чувством гражданской ответственности. Василий Григорьевич Перов (1834- 1882)- «Портрет Ф.М.Достоевского»(1872). Иван Николаевич Крамской (1837-1887) являлся идейным лидером передвижничества. «Портрет писателя Л.Н.Толстого»,1873; «Неизвестная» ,1883.
Илья Ефимович Репин (1844- 1930)- подлинный новатор портретного искусства. Обладал особым колористическим даром, был мастером цветовой игры, виртуозом разнообразного фактурного мазка. Создал психологический вариант портрета: «Портрет А.Г.Рубинштейна»,1881;«Портрет М.П.Мусоргского»,1881;«Портрет П.М.Третьякова»,1883 . Василий Иванович Суриков (1848-1916) видел в своих моделях типажи исторической тематики, так как был прирожденным живописцем исторического жанра. В.Суриков. «Портрет А.И.Емельяновой»,1902.
Константин Алексеевич Коровин (1861- 1939)- первый представитель русского импрессионизма, обладал удивительным колористическим даром. К.Коровин. «Портрет Т.С. Любатович»,1880-е.
Валентин Александрович Серов (1865-1911)- один из великих русских живописцев, новатор художественного языка изобразительного искусства. Жанр портрета был для художника основным. В.Серов. «Девушка, освещенная солнцем», 1888г. «Девочка с персиками», 1887- портрет Веры Мамонтовой, дочери известного мецената. Серов ставил в этом произведении задачи, сходные с задачами импрессионистов,- передать оптимизм и свежесть натуры как можно непосредственней. «Портрет И.Левитана», 1893. «Мика Морозов»,1902-необыкновенно живой портрет озорного и любознательного мальчика. Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), Константин Андреевич Сомов(1868-1939), Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957), Александр Яковлевич Головин (1863-1930), Лев Самойлович Бакст (1866-1924)-приверженцы идей объединения «Мир искусства». Особая тема художников этого круга - портреты друзей- единомышленников и автопортреты, созданные с особой изысканностью, что было связано со стилем модерн.
Михаил Васильевич Нестеров (1889-1970) и Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) связали портрет с темой русского национального характера, русскими традициями, с православием. Гармоничное и светлое мироощущение отличает портреты Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967).Творчество всех этих художников - часть уникального феномена русского искусства конца XIX- начала XX века
Тема 9. Создание презентаций по выбранной теме (2 часа).
Консультации с преподавателем. Обсуждение материала. Правила оформления творческих проектов. Работа с компьютером. Создание презентаций по темам элективного курса.
Тема 10. Защита творческих проектов (2 часа).
Круглый стол. Выступление учащихся по выбранным темам. Обсуждение работ.
Источники информации:
- В.М.Полевой. Популярная художественная энциклопедия. «Советская Энциклопедия». Москва, 1986.
- Г.С.Островский. Рассказ о русской живописи. «Изобразительное искусство». Москва,1989.
- Н. Астахова, Л.Жукова. Азбука русской живописи. «Белый город». Москва, 2007.
- Е.А.Ефремова. Портрет в русской живописи. «ОЛМА-ПРЕСС Образование». Москва,2004
- Ю.А.Солодовников. Человек в мировой художественной культуре. «Просвещение». Москва, 2005
- Н.А.Заболоцкий. Стихотворения. Москва, 1957
- Т.В.Алексеева. В.Л. Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. Москва,1975.
- Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно- методические материалы. Под ред. Б. Неменского. «Дрофа». Москва,1998.
- http://www.hudojnik.ru; http://www.bibliotekar.ru; http://www.arttrans.com; http://www.museum.ru.kiev.ua; http://www.museum.ru; http://www.krugosvet.ru; http://tmp.fio.ru/works; http://www.old.nspu/ryazan.ru.