Урок по окружающему миру "Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах.
  2. Познакомить с витаминами А, В, С. Раскрыть их значение для человека, повторить правила гигиены.
  3. Развивать память, мышление, устную речь.
  4. Воспитывать культуру личной гигиены; формирование того, что чистота – залог здоровья.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, сообщение темы и целей.

Солнце красное проснулось

В гости к нам пришла с утра

Всем ребятам улыбнулось

Начинать урок пора!

- Внимание, внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску.

Показ электронной презентации. Приложение № 1

Слайд № 1 (Тема, цели)

- Путешествовать с нами будет доктор Здоровячок. Он приготовил нам вопросы.

- Прочитайте на какие вопросы мы должны ответить в ходе нашего путешествия.

- Почему нужно есть много овощей и фруктов?

- Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

II. Работа над новым материалом.

Учитель: Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты? (Ответы детей). Чем же питается человек? (Ответы детей). Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима:

Хозяйка однажды
С базара пришла,
Хозяйка с базара
Домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу.

- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Дети перечисляют овощи.)

- Как всё это назовём? (Овощи.)

Слайд № 2 “Овощная”

Учитель:

Ждут здесь овощи ребят,
Они загадки загадать хотят!

Подготовленные дети читают загадки об овощах, остальные отгадывают.

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры.)

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солённый. (Огурец.)

Скинул с Егорушки
Золотые пёрышки –
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук.)

Маленький,
Горький,
Луку брат. (Чеснок.)

Щёки розовы, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис.)

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка.)

Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква.)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста.)

Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох.)

Все вместе:

Ешьте больше овощей
Будете вы здоровей!

III. Продолжение беседы.

Учитель: В этом путешествии по городу Здоровейску нам помогут овощи и их лучшие друзья. Кто они?

Слайд № 3 “Фруктовая”

Подготовленные дети читают загадки о фруктах, остальные отгадывают.

Само с кулачок,
Красный, жёлтый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь сладко. (Яблоко.)

Жёлтый, круглый, ты откуда?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож,
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовёшь? (Апельсин.)

Учитель: Как всё это назовём? (Фрукты.)

Как отличить фрукты от овощей? (Фрукты растут обычно в саду, они сладкие, кроме лимона.. Овощи обычно растут в огороде, они не сладкие, кроме моркови, она сладковата.)

IV. Работа в группах.

- Доктор приготовили нам кроссворд. Давайте разгадаем его.

Раздаётся кроссворд, ребята отгадывают его парам.

Слайд № 4

Ягода известная
Прозрачная, полезная
Этой ягоде я рад,
Это вкусный… (Виноград.)

Младший брат апельсина (Мандарин.)

Маленькая печка с красными угольками (Гранат.)

Какой плод человеческим именем величается? (Груша.)

Яркий, кислый, налитой,
Весь в обложке золотой (Лимон.)

Желтый, круглый, ты откуда?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? (Апельсин.)

Диковинка заморская
С зеленым хохолком.
Не растет у нас
Полезный… (Ананас.)

Учитель: Как назвать это все одним словом? (Фрукты.)

V. Физкультминутка.

Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки (копают грядки)
Он принёс чемодан, (показывают, как он нёс чемодан)
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена - (дети присели, затем встали)
Садовод любовался на всходы. (восхищаются)
Утром их поливал, (поливают)
На ночь их укрывал (укрывают)
И берёг от холодной погоды (садятся)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде.
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.

Учитель: Какое слово получилось в выделенных клетках? (Витамины). Как вы думаете, почему появилось это слово? (Ответы детей). Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Ответы детей). Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах: они полезны для организма человека. Без витаминов человек болеет. Давайте послушаем, что нам расскажут витамины.

Выступают дети переодетые витаминами.

Слайд № 5

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я!

Учитель: В каких овощах содержится витамин А? (Капуста, морковь, помидор.)

Слайд № 6

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я!

Учитель: В каких овощах и фруктах он содержится? (Свекла, яблоки, редиска, зелень салата.)

Слайд № 7

Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен я!

Учитель: А где же мы встретим этот витамин? (В черной и красной смородине, лимоне и луке.)

Учитель: Для чего нужны витамины?

Вывод: Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы Чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам Чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни. быть сильным, иметь хороший аппетит.

- Послушайте разговор жителей сада.

Разыгрывается сценка с ягодами.

Приложение № 2

VI. Продолжение работы над новым материалом.

Учитель: Все фрукты и овощи, содержащие витамины, полезны для здоровья.

Однажды…

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Шёл по городу волшебник
По прозванью сизый нос,
И дарил всем, всем прохожим
То. Что он в корзине нёс.
Нёс он фрукты и печенье
Нёс он вкусное варенье
Нёс колбаски и творог
Всех обрадовать он мог.
И ребятам без разбору
Всё. Всё. Всё давал
И взамен за угощение
Ничего не брал.
Все ему “спасибо” говорили,
Много раз благодарили.
Но прошёл всего лишь час,
У ребят как будто в раз,
Заболели, заболели
Очень животы.
Ах и ух, ах и ух
Ы-ы-ы.

А почему?

Учитель:

- Что случилось с детьми ? (Переели.)

- Переедание вредит вашему здоровью. Питание должно правильным.

- Что ещё может повредить нашему здоровью? (Злючка-Грязючка. Она любит грязь.)

- Что надо делать, чтобы она исчезла? (Мыть овощи и фрукты.)

- Отгадайте, кто поможет справиться с ней? Чистюлькино ждёт нас!

Слайд № 8 “Чистюлькино”

Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка.)

Слайд № 9

Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было… (Мыло.)

Слайд № 10

Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю. (Зубной порошок.)

Учитель: А почему надо чистить зубы?

- Сколько раз в день надо чистить зубы? (Два – утром и вечером.)

- А сколько раз в день надо мыть руки? (Много раз, в определённых случаях.)

VII. Итог урока.

Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке о продуктах питания и гигиены? (Ответы детей.)

- Какие продукты вы используете в пищу? (Ответы детей: картофель, молоко, шоколад, сок.)

- давайте создадим полезные советы здорового питания.(В ходе ответов создётся памятка.)

Слайд № 11, 12

Памятка “Здорового питания”.

1. Главное – не переедайте. Ешьте в меру.

2. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

3. Перед едой мойте руки с мылом.

4. Фрукты и овощи надо хорошо мыть.

5. Во время еды не разговаривайте и не читайте.

Учитель: Запомните эти правила и следуйте им. Спасибо всем за урок.

Раздаются каждому учащемуся яблоко.

Список литературы

  1. Фефилова Е.П., Поторичина Е.А, Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. – М.“ВАКО”. 2007.
  2. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия. М.“ВАКО” 2005.