Цели урока:
ввести понятие арифметической прогрессии и
геометрической прогрессии;
Оборудование:
- Презентация: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”.
- Карточка с задачами и вопросами.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Теляковского С.А. Алгебра-9. –М.: Просвещение. 2008.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Погружение в тему.
1. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам.
- Сформулируйте определение числовой последовательности.
- Назовите способы задания числовой последовательности и опишите каждый из способов.
- Приведите примеры числовой последовательности,
заданной:
а) формулой n-го члена;
б) словесно;
в) рекуррентным способом. - Что называют средним арифметическим двух чисел?
- Что называют средним геометрическим двух чисел?
II. Изучение нового материала.
Слово учителя. Сегодня вы узнаете, какую последовательность можно назвать арифметической прогрессией, а какую последовательность можно назвать геометрической прогрессией, узнаете характеристическое свойство каждой прогрессии. У вас на столе лежит карточка, на ней написаны две задачи. К ним сформулированы вопросы и задания, которые необходимо выполнить.
Запишите в тетрадях число и тему урока “Определение арифметической и геометрической прогрессий”. (Приложение. Слайды 3, 4, 5).
Каждому ученику дается карточка, на ней написаны две задачи: (слева) задача, приводящая к арифметической, а (справа) – к геометрической прогрессии. К ним вопросы и задания, которые необходимо выполнить.
Предлагаю разделить страницу тетради на две части и слева написать “Арифметическая прогрессия”, а справа “Геометрическая прогрессия”. В каждой части вы будете записывать ответы на вопросы и задания, которые вам предложены на карточке.
Задача 1. Вертикальные стержни фермы имеют такую длину: наименьший a=5 дм, а каждый следующий на 2 дм длиннее. Записать длину семи стержней. | Задача 2. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении 1 минуты одна из них делится на две. Записать колонию, рожденную одной бактерией за 7 минут. |
Вопросы и задания, которые надо выполнить. |
|
1) Записать последовательность в
соответствии с условием задачи. 2) Найти разность между последующим и предыдущим членом последовательности (обозначьте эту разность буквой d). 3) Задать эту последовательность рекуррентным способом. 4) Дать определение арифметической прогрессии. 5) Найти среднее арифметическое чисел 2 и 8. Записать найденное число с данными в порядке возрастания. Образуют ли эти числа арифметическую прогрессию? 6) Справедлива ли такая зависимость для каждых трех последовательных членов рассматриваемой последовательности? 7) Доказать, что для членов арифметической прогрессии справедлива закономерность: |
1) Записать последовательность в
соответствии с условием задачи. 2) Найти частное от деления последующего члена на предыдущий (обозначьте буквой q). 3) Задать эту последовательность рекуррентным способом. 4) Дать определение геометрической прогрессии. 5) Найти среднее геометрическое чисел 2 и 8. Записать найденное число с данными в порядке возрастания. Образуют ли эти числа геометрическую прогрессию? 6) Справедлива ли такая зависимость для трех последовательных членов рассматриваемой последовательности? 7) Доказать, что для членов арифметической прогрессии справедлива закономерность: |
В процессе работы учащиеся следят за ответами одноклассников, записывают все ответы на вопросы в тетради и готовятся отвечать на предложенный вопрос.
III. Закрепление.
- Работа со слайдами 6 и 7 “Определение арифметической и геометрической прогрессии”.
- Работа с учебником. Решение задач, приводящих к записи арифметической и геометрической прогрессий.
- № 343 (а, в); 387 (а, в).
- Математический диктант с последующей проверкой. (Слайды 8 и 9).
IV. Подведение итогов.
- Что же мы сегодня узнали и чему научились на уроке?
- Сформулируйте определение арифметической прогрессии.
- Какое число называют разностью арифметической прогрессии?
- Сформулируйте определение геометрической прогрессии.
- Что называют знаменателем геометрической прогрессии? (Слайд 10)
V. Домашнее задание.
- Читать теоретический материал п.16; п.18.
- Решить упражнения № 343 (б, г); 387 (б, г); 344; 388.