Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Род имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • через наблюдение обучающихся познакомить со способом определения рода у имен прилагательных;
  • составить алгоритм определения рода у имен прилагательных; – развивать умение сравнивать, делать выводы; – содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Оборудование:

  • учебник А.В.Полякова 2 класс (1-4);
  • карточки со словами;
  • опорная таблица с алгоритмом;
  • индивидуальные карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Круг пожеланий. Дети встают в круг и передают хорошее настроение через рукопожатия.

2. Минутка чистописания.

1. Запиши число.

2. На доске.

ая, ой, ый, ий

– Какое сочетание букв будем писать?

– Почему?

Сравнивают сочетания букв, определяют, какое сочетание будут прописывать (ая). Объясняют почему.

3. Словарная работа.

а) Повторение изученных словарных слов.

Ученики работают в парах.

б) Расшифруй слова.

На доске.

брз пльт квр
Береза, пальто, ковер.

– Что заметили?

Имя существительные, отвечают на вопрос что?, неодушевленные, в единственном числе.

– Какое слово лишнее? Почему?

– Расскажи о существительном, как части речи.

4. Актуализация знаний.

а) Наблюдение над словами.

На доске записаны слова.

Легкое, зеленое, дальняя, большой, зеленый, красивая, мягкий, зеленая.

– Прочитайте слова.

– Что заметили?

Ученики наблюдают. Находят сходство и различия.

– На какие 2 группы можно разделить?

– Расскажите о прилагательном, как о части речи.

б) Работа со словосочетаниями.

Составить словосочетания (существительное +прилагательное).

1 группа – со словом береза
2 группа – со словом ковер
3 группа – со словом пальто

1 группа – дальняя береза, красивая береза, зеленая береза.
2 группа – зеленый ковер, мягкий ковер, большой ковер.
3 группа – мягкое пальто, зеленое пальто, красивое пальто.

– Запишите в тетрадь словосочетания.

– Что заметили? – Определите род у имен прилагательных.

Ученики говорят, что не умеют определять род имен прилагательных.

– У какой части речи умеем определять род?

У имени существительного.

5. Постановка проблемы.

– Какая проблема у нас возникла?

Как определить род имен прилагательных.

– Кто может назвать тему урока?

“Род имен прилагательных”

Уточним, что мы знаем, а что не знаем

Знаем. Не знаем.
1.Усуществителных 3 рода.
2. Способ определения рода у существительных.
1. Способ определения рода у имени прилагательных

6. Открытие детьми нового.

Работа в группах.

Задание для работы в группах.

  1. Прочитай словосочетания.
  2. Определи род у имени существительного.
  3. На какие вопросы отвечают прилагательные?
  4. Сделай вывод.

Обсуждение и защита своих выводов.

В ходе обсуждения происходит открытие нового знания.

– Как определить род у имен прилагательных?

– Сверим с учебником, к такому выводу пришли.

Стр. 42. Чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике.

Физминутка.

Если называю имена существительное, то встаем. Если называю имена прилагательные, то приседаем.

Составим алгоритм определения рода у имен прилагательных.

Алгоритм

  1. Определи род у имени существительного.
  2. От существительного к прилагательному ставь вопрос.
  3. Определи род у имени прилагательного.

7. Закрепление.

Комментированное письмо с проговариванием шагов алгоритма.

Запись на доске.

Определи род имен прилагательных

Веселый ребенок, хороший поступок, яркая работа, грязное окно, вкусное яблоко.

Комментированное письмо с проговариванием шагов алгоритма

– Что вам помогло определить род имен прилагательных?

8. Самостоятельная работа.

На партах лежат карточки с заданиями.

Карточка

  1. Спиши.
  2. Укажи род имен прилагательных. Теплый ветерок, зеленый лист, голубое небо, лесная поляна, быстрый ручей, дождливый день, раннее утро, яркое солнышко, яркий свет.
  3. Проверь свою запись с записью на карточке с обратной стороны.

Тем, кто справился быстро и правильно, предлагаю составить предложение с одним из слов.

Карточка

  1. Спиши.
  2. Вставь подходящие имена прилагательные.
  3. Укажи род имен прилагательных.
  4. Проверь свою запись с записью на карточке с обратной стороны.

9. Итог урока.

– Какое открытие вы сегодня сделали?

– Зачем вы открытие делали?

У прилагательных можно определить род, имена прилагательные изменяются по родам.

– Чему научились?

Научились определять род у имени прилагательного.

– Что понравилось?

– Что было интересным?

10. Домашнее задание.

Стр. 43 упражнение 329,330 по выбору учеников.

Презентация