Цели урока:
- через наблюдение обучающихся познакомить со способом определения рода у имен прилагательных;
- составить алгоритм определения рода у имен прилагательных; – развивать умение сравнивать, делать выводы; – содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Оборудование:
- учебник А.В.Полякова 2 класс (1-4);
- карточки со словами;
- опорная таблица с алгоритмом;
- индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Круг пожеланий. Дети встают в круг и передают хорошее настроение через рукопожатия.
2. Минутка чистописания.
1. Запиши число.
2. На доске.
ая, ой, ый, ий
– Какое сочетание букв будем писать?
– Почему?
Сравнивают сочетания букв, определяют, какое сочетание будут прописывать (ая). Объясняют почему.
3. Словарная работа.
а) Повторение изученных словарных слов.
Ученики работают в парах.
б) Расшифруй слова.
На доске.
брз | пльт | квр |
Береза, | пальто, | ковер. |
– Что заметили?
Имя существительные, отвечают на вопрос что?, неодушевленные, в единственном числе.
– Какое слово лишнее? Почему?
– Расскажи о существительном, как части речи.
4. Актуализация знаний.
а) Наблюдение над словами.
На доске записаны слова.
Легкое, зеленое, дальняя, большой, зеленый, красивая, мягкий, зеленая.
– Прочитайте слова.
– Что заметили?
Ученики наблюдают. Находят сходство и различия.
– На какие 2 группы можно разделить?
– Расскажите о прилагательном, как о части речи.
б) Работа со словосочетаниями.
Составить словосочетания (существительное +прилагательное).
1 группа – со словом береза
2 группа – со словом ковер
3 группа – со словом пальто
1 группа – дальняя береза, красивая береза,
зеленая береза.
2 группа – зеленый ковер, мягкий ковер, большой
ковер.
3 группа – мягкое пальто, зеленое пальто,
красивое пальто.
– Запишите в тетрадь словосочетания.
– Что заметили? – Определите род у имен прилагательных.
Ученики говорят, что не умеют определять род имен прилагательных.
– У какой части речи умеем определять род?
У имени существительного.
5. Постановка проблемы.
– Какая проблема у нас возникла?
Как определить род имен прилагательных.
– Кто может назвать тему урока?
“Род имен прилагательных”
Уточним, что мы знаем, а что не знаем
Знаем. | Не знаем. |
1.Усуществителных 3 рода. 2. Способ определения рода у существительных. |
1. Способ определения рода у имени прилагательных |
6. Открытие детьми нового.
Работа в группах.
Задание для работы в группах.
- Прочитай словосочетания.
- Определи род у имени существительного.
- На какие вопросы отвечают прилагательные?
- Сделай вывод.
Обсуждение и защита своих выводов.
В ходе обсуждения происходит открытие нового знания.
– Как определить род у имен прилагательных?
– Сверим с учебником, к такому выводу пришли.
Стр. 42. Чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике.
Физминутка.
Если называю имена существительное, то встаем. Если называю имена прилагательные, то приседаем.
Составим алгоритм определения рода у имен прилагательных.
Алгоритм
- Определи род у имени существительного.
- От существительного к прилагательному ставь вопрос.
- Определи род у имени прилагательного.
7. Закрепление.
Комментированное письмо с проговариванием шагов алгоритма.
Запись на доске.
Определи род имен прилагательных
Веселый ребенок, хороший поступок, яркая работа, грязное окно, вкусное яблоко.
Комментированное письмо с проговариванием шагов алгоритма
– Что вам помогло определить род имен прилагательных?
8. Самостоятельная работа.
На партах лежат карточки с заданиями.
Карточка
- Спиши.
- Укажи род имен прилагательных. Теплый ветерок, зеленый лист, голубое небо, лесная поляна, быстрый ручей, дождливый день, раннее утро, яркое солнышко, яркий свет.
- Проверь свою запись с записью на карточке с обратной стороны.
Тем, кто справился быстро и правильно, предлагаю составить предложение с одним из слов.
Карточка
- Спиши.
- Вставь подходящие имена прилагательные.
- Укажи род имен прилагательных.
- Проверь свою запись с записью на карточке с обратной стороны.
9. Итог урока.
– Какое открытие вы сегодня сделали?
– Зачем вы открытие делали?
У прилагательных можно определить род, имена прилагательные изменяются по родам.
– Чему научились?
Научились определять род у имени прилагательного.
– Что понравилось?
– Что было интересным?
10. Домашнее задание.
Стр. 43 упражнение 329,330 по выбору учеников.