Цель анализа: определение степени реализации поставленных перед педагогическим коллективом школы задач обеспечения базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения.
Предмет анализа: педагогическая деятельность коллектива школы.
Результаты успеваемости за учебный год – Приложение.
Закончили учебный год на «отлично» – 51 ученик (7%), на «4» и «5» – 244 ученика (36%).
На конец 2007-2008 учебного года учащиеся 9 «Б» класса Заброда Б. и Яковенко Г. имели «2» по физической культуре. К итоговой аттестации вышеуказанные учащиеся допущены были с обязательной сдачей экзамена по этому предмету.
В 10 «А» классе неуспевающая Донских К. по следующим предметам – русский язык, (Синельник Е.В), история России (Авакян С.Г.), Всеобщая история (Авакян С.Г.).
Диагностика результатов учебной работы школы за 5 лет
Учебный год | Кол-во уч-ся | отличники | хорошисты | неуспевающие |
2003-2004 | 789 | 36 (5%) | 252 (32%) | 3 |
2004-2005 | 710 | 38 (5%) | 240 (34%) | 1 |
2005-2006 | 676 | 44 (7%) | 267 (39%) | 8 |
2006-2007 | 649 | 48 (7%) | 264 (41%) | 1 |
2007-2008 | 687 | 51 (7%) | 244 (36%) | 1 |
Школа I ступени
Опираясь на анализ деятельности за 2007-2008 учебный год педагогический коллектив начальной школы решал следующие задачи, поставленные на 2008-2009 учебный год:
проблемная постановка задачи урока, открытие нового знания самим учеником – сущность деятельностного подхода;
- освоение гуманистических ценностей личностноориентированного образования и сохранения здоровья учащихся как важнейшей человеческой ценности;
- повысить качество педагогического труда и уровень педагогической культуры каждого учителя;
- продолжить работу по осуществлению преемственности детского сада и начальной школы, начальной школы и среднего звена школы;
- приобщение детей к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановление утраченных связей современного человека с исторической памятью.
В 2008-2009 учебном году начальная школа насчитывала 13 классов, 13 учителей,1 учитель-психолог.
1-х классов – 4
- 1А – (учитель Промысленко Л.Л.) – обучение ведется по системе «Гармония»;
- 1Б – (учитель Мосиенко М.В.) – традиционная система «Школа 2100»;
- 1В – (учитель Бакулина М.А.) – традиционная система «Школа 2100»;
- 1Г – (учитель Шумонова А.С.)- традиционная система «Школа России».
2-х- классов – 3
- 2А – (учитель Гомжина Т.А.) – система Л.В. Занкова;
- 2Б – (учитель Голодная С.А.) – традиционная система «Гармония»;
- 2В – (учитель Щербак Е.В.) – традиционная система «Школа России».
3-х классов – 3
- 3А – (учитель Крикунова О.Е.) – обучение ведется по системе Л.В. Занкова;
- 3Б – (учитель Гебрина А.А.) – традиционная система « Школа 2100»;
- 3В – (учитель Хилажева Т.Ф.) – традиционная система « Школа России».
4-х классов – 3
- 4А – (учитель Владыкина З.И.) – система Л.В. Занкова;
- 4Б – (учитель Карпенко Т.Н.) – традиционная система «Школа России»;
- 4В – (учитель Иванова О.П.) – традиционная система «Школа 2100».
В начальной школе на конец учебного года обучались 345 учащихся.
Аттестовывались учащиеся 2-4 классов.
Результаты итоговой аттестации показали:
Класс | Учитель | Всего уч-ся | Отл | Хор. | Неуспев. | Одна«4» | Одна «3» | К. к. |
2А | Гомжина Т.А. | 25 | 6 | 19 | – | 1 | - | 100% |
2Б | Голодная С.А. | 23 | 2 | 11 | – | 2 | 2 | 56% |
2В | Щербак Е.В. | 23 | 2 | 11 | – | 1 | 2 | 56% |
3А | Крикунова О.Е. | 31 | 5 | 22 | – | 4 | 1 | 87% |
3Б | Гебрина А.А. | 26 | 5 | 8 | – | 1 | 3 | 50% |
3В | Хилажева Т.Ф. | 31 | - | 21 | – | 1 | 2 | 68% |
4А | Владыкина З.И. | 29 | 1 | 18 | – | 3 | 5 | 65% |
4Б | Карпенко Т.Н. | 25 | 3 | 10 | – | - | 8 | 52% |
4В | Иванова О.П. | 25 | 2 | 10 | – | 2 | 4 | 48% |
Итого: | 238 | 26 11% |
130 55% |
– | 15 6% |
27 11% |
65% |
Из 238 учащихся 2-4 классов закончили учебный год на «отлично» – 11%, на «4» и «5» – 55%, неуспевающих нет, качественный показатель знаний – 65%. По сравнению с I-полугодием к концу учебного года увеличился качественный показатель знаний у учащихся 2В (учитель Щербак Е.В.) с 42% до 56%; 3А (уч. Крикунова О.Е.) с 80% до 87%, 3В (уч. Хилажева Т.Ф) с 61% до 68%, 4А кл. (уч. Владыкина З.И) с 58% до 65%, 4Б кл. (уч. Карпенко Т.Н) с 46% до 52%, 4В кл. (уч. Иванова О.П) с 37% до 48% .
В целом качественный показатель знаний увеличился с 60% до 65%.
Похвальными листами награждены:
- 4А класс– Ткаченко Станислав.
- 4Б класс – Девяшина Виктория, Титаренко Анастасия.
Качественный показатель знаний по основным предметам составил:
Класс | Учитель | Русскийязык | Литературное чтение | Математика | Окружающий мир | ||||
2007-2008 | 2008-2009 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2007-2008 | 2008-2009 | ||
2А | Гомжина Т.А. | 100% | 100% | 100% | 100% | ||||
2Б | Голодная С.А. | 66% | 92% | 57% | 83% | ||||
2В | Щербак Е.В. | 57% | 92% | 66% | 83% | ||||
3А | Крикунова О.Е. | 90% | 91% | 97% | 100% | 97% | 94% | 90% | 94% |
3Б | Гебрина А.А. | 54% | 47% | 97% | 93% | 89% | 62% | 89% | 89% |
3В | Хилажева Т.Ф. | 72% | 75% | 93% | 94% | 72% | 81% | 90% | 97% |
4А | Владыкина З.И. | 73% | 73% | 100% | 100% | 83% | 80% | 100% | 100% |
4Б | Карпенко Т.Н. | 68% | 64% | 100% | 100% | 69% | 76% | 100% | 100% |
4В | Иванова О.П. | 55% | 56% | 91% | 88% | 69% | 72% | 73% | 72% |
Таблица показывает, что повысился качественный показатель знаний по математике в 3В кл. (с72% до 81%), 4Бк л. (с69% до 76%). Но наблюдается значительное снижение качества знаний по русскому языку в 3Б кл., ( с 54% до 47%), по литературному чтению в 4В кл. (с91% до88%), по математике в 3Б кл. (с89% до 62%. Методическому объединению учителей начальных классов проанализировать причины снижения качества знаний по предметам и наметить пути по их преодолению. Оказать методическую помощь учителю 3Бкласса Гебриной А.А., где наблюдается снижение качества знаний по русскому языку, математике и литературному чтению.
В течение учебного года, с целью контроля за уровнем обученности учащихся, были проведены административные контрольные работы по математике и русскому языку по теме:
- «Повторение» (сентябрь);
- «За I-е полугодие» (декабрь);
- «Итоговые контрольные работы за 2008-2009 учебный год» (апрель).
С целью отслеживания результатов обучения, были проведены в конце учебного года контрольные работы по русскому языку (списывание) и математике в 1-х классах.
Класс | Учитель | Русский язык | Математика | ||||||
Дата | Писали | Без ошибок | К.в | Дата | Писали | Без ошибок | К.в | ||
1А | Промысленко Л.Л. | 29.04 | 27 | 17 чел. | 100% | 24.04 | 29 | 11 | 96% |
1Б | Мосиенко М.В. | 29.04 | 23 | 7 чел. | 100% | 24.04 | 25 | 8 | 92% |
1В | Бакулина М.А. | 29.04 | 25 | 5 чел. | 100 | 24.04 | 27 | 10 | 96% |
1Г | Шумонова А.С. | 29.04 | 25 | 11 чел. | 92% | 24.04 | 24 | 3 | 96% |
Из 100 учащихся, выполнявших списывание с грамматическим заданием, справились с работой 98 человек (98%), не справились – 2 человека (2%), выполнили всю работу без ошибок – 40 человек (40%). С контрольной работой по математике справились 100 учащихся (95%), без ошибок выполнили работу – 32 человека (30%) не справились 5 учащихся(1А кл. – 1уч, 1Б кл. – 2уч., 1В кл. – 1уч., 1Г кл. – 1уч.).
Проверка учителями техники чтения показала, что процессом сознательно, плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами овладели:
- 1А (учитель Промысленко Л.Л.) – 83% учащихся.
- 1Б (учитель Мосиенко М.В.) – 84% учащихся.
- 1В (учитель Бакулина М.А.) – 76% учащихся.
- 1Г (учитель Шумонова А.С.) – 75%учащихся.
Таким образом, в основном все учащиеся 1-х классов получили базовые умения и навыки, готовы к продолжению обучения во втором классе.
Ученику 1В класса Минаеву П. рекомендовано пройти медико-педагогическую комиссию.
Учащиеся 2-х классов выполнили контрольные работы со следующими результатами:
Класс | Учитель | Русский язык | Математика | ||||||||
Повтор. | I- полугодие | II-полугодие | Повтор. | I-полугодие | II-полугодие | ||||||
К.в | К.к. | К.в | К.к. | К.в | К.к. | К.в | К.к. | ||||
2А | Гомжина Т.А. | 92% | 100% | 100 | 100% | 90% | 100% | 100% | 91% | 100% | 77% |
2Б | Голодная С.А. | 82% | 94% | 88% | 77% | 59% | 77% | 80% | 30% | 91% | 48% |
2В | Щербак Е.В. | 79% | 84% | 64% | 86% | 67% | 83% | 76% | 60% | 85% | 50% |
Итого: | 84% | 92% | 84% | 87% | 72% | 86% | 85% | 60% | 92% | 58% |
Сравнительный анализ результатов выполнения контрольных работ показал, что с контрольной работой по теме «Повторение» справились в основном все учащиеся 2-х классов.
По сравнению с первым полугодием к концу учебного года коэффициент качества знаний по математике остался прежним, но понизился коэффициент знаний по русскому языку (84% → 72%).
В конце учебного года учителями проверена техника чтения. Овладели плавной целыми словами, осознанной, выразительной техникой чтения:
- 2А кл. (уч. Гомжина Т.А.) –96%
- 2Б кл. ( уч. Голодная С.А.) – 74%
- 2В кл. ( уч. Щербак Е.В.) – 90%
Итак, по сравнению с прошлым учебным годом техника чтения выросла у учащихся 2А класса (с 80% до 96%), 2В кл. (с 76% до 90%). В целом учащиеся 2-х классов получили необходимые знания, умения и навыки, готовы к продолжению обучения в третьем классе.
Большое внимание в течение учебного года уделялось контролю за уровнем и качеством знаний учащихся 3-х и выпускных 4-х классов. Анализ контрольных работ показал, что качественный коэффициент знаний составил:
Класс | Математика | Русский язык | ||||||
I- полугодие | II-полугодие | I-полугодие | II-полугодие | |||||
К.в | К.к. | К.в | К.к. | К.в | К.к. | К.в | К.к. | |
3 кл. | 92% | 67% | 86% | 66% | 89% | 60% | 86% | 56% |
4 кл. | 88% | 59% | 83% | 58% | 97% | 57% | 92% | 64% |
Таким образом, качественный коэффициент знаний у учащихся третьих классов не изменился. У учащихся четвертых классов качественный коэффициент знаний во 2-ом полугодии немного повысился: по русскому языку с 57% до 64%.
Проверка техники чтения, проведенная учителями показала, что читают целыми словами, осознанно, выразительно:
- 3 классы – 78% (3А – 73%, 3Б – 100%, 3В – 61%)
- 4 классы – 60% (4А – 62%, 4Б – 72%, 4В – 44%)
Низкую технику чтения показали: 3 кл. – 6 учащихся, 4 кл. – 8 учеников.
Школа II и III ступени
В 2008-2009 учебном году в школе обучались:
5-9 классы | 388 уч-ся | 14 классов | |||
10 класс | 23 уч-ся | 1 класс | |||
11 класс | 41 уч-ся | 2 класса | |||
Всего: | 5-11 классы | 452 уч-ся | 17 классов |
По сравнению с прошлым учебным годом произошло увеличение количества учащихся на 17 человек, количество классов на 2 класса.
Коллектив школы проводил работу по совершенствованию системы индивидуального обучения и созданию оптимальных условий для раскрытия и реализации способностей, творческого потенциала каждой личности в общешкольном коллективе. Усилия педагогического коллектива были направлены на прохождение успешной аттестации.
Уровень качества обученности
Параллельные классы | Кол – во уч-ся | Отличники | Хорошистов | Всего на «4» и «5» | % кач. | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | ||||
5 классы | 96 | 6 | 6% | 34 | 35% | 40 | 42% |
6 классы | 59 | 3 | 5,1% | 18 | 31% | 21 | 36% |
7 классы | 87 | 2 | 2% | 29 | 33% | 31 | 36% |
8 классы | 91 | 2 | 2% | 18 | 20% | 20 | 22% |
9 классы | 55 | - | - | 17 | 31% | 17 | 31% |
5-9 классы | 388 | 13 | 3% | 116 | 30% | 129 | 33% |
10 классы | 23 | - | - | 3 | 13% | 3 | 13% |
11 класс | 41 | 1 | 2% | 14 | 34% | 15 | 37% |
Всего | |||||||
10-11 классов | 51 | 1 | 2% | 17 | 31% | 18 | 33% |
5-11 классов | 442 | 14 | 3% | 133 | 30% | 147 | 33% |
В сравнении с 2007-2008 учебным годом качество знаний улучшилось до 33% (31% – 2007-2008 уч. год)
Качество занятий по параллелям в сравнении за три года выглядит следующим образом:
Класс/ Учебный год |
5 «А» (Тетеря С.П.) |
5 «Б» (Мысенко О.А.) |
5 «В» (Казимир Е.А.) |
5 «Г» (Шаполовская А.В.) |
|||||
2007-2008 | (4а) 84% | (4б) 74% | (4в) 43% | ||||||
2008-2009 | (5а) 54% | (5б) 48% | (5в) 17% | 26% | |||||
Класс/ Учебный год |
6 «А» (Сивохо Р.В.) |
6 «Б» (Зенкина Д.А.) |
|||||||
2006-2007 | 85 % | 82% | |||||||
2007-2008 | 70% | 32% | |||||||
2008-2009 | 57% | 14% | |||||||
Класс/ Учебный год |
7 «А» (Опанасенко Л.К.) |
7 «Б» (Клюева Л.П.) |
7 «В» (Новодворская Л.Ф.) |
||||||
2006-2007 | 78% | 25% | 35% | ||||||
2007-2008 | 53% | 13% | 31% | ||||||
2008-2009 | 50% | 22% | 33% | ||||||
Класс/ Учебный год |
8 «А» (Тюренкова М.К.) |
8«Б» (Жихарева Н.Б.) |
8 «В» (Евстигнеева Н.В.) |
||||||
2006-2007 | 54% | 50% | 31% | ||||||
2007-2008 | 53% | 25% | 4% | ||||||
2008-2009 | 40% | 16% | 7% |
Таким образом в параллели 5-8 классов сохраняется качество знаний на уровне 50% и более в следующих классах: 5-а (кл. рук. Тетеря С.П.), 7-а (кл. рук. Опанасенко Л.К.), 6-а (кл. рук. Сивохо Р.В.). Улучшили качество знаний в сравнении с прошлым учебным годом классы 7-б (кл. рук. Клюева Л.П.), 7-в (Новодворская Л.Ф.), 8-в (Евстигнеева Н.В.).
Класс/ Учебный год |
9 «А» (Егорова Е.М.) |
9 «Б» (Синельник Е.В.) |
2006-2007 | 50% | 26% |
2007-2008 | 40% | 21% |
2008-2009 | 37% | 21% |
Класс/ Учебный год |
11 «А» (Мусихина В.П.) |
11 «Б» (Егорова Л.А.) |
2007-2008 | 25% | 14% |
2008-2009 | 37% | 32% |
В выпускных классах: на 3% снизилось качество знаний в 9-а, в 9-б; осталось на прежнем уровне, улучшилось в 11-а на 12% и в 11-б на 18%.
Из бесед с классными руководителями, родителями, учащимися обращает на себя внимание факт снижения мотивации к учебе, пропорционально взросления, переход на сдачу экзаменов и поступление на базе ЕГЭ приводят к тому, что учащиеся не обращают внимание на оценки по предметам, которые им не «пригодятся» при поступлении.
Однако несмотря ни на что, необходимо продолжать вести целенаправленную работу в классах с целью повышения статуса аттестата об образовании, с целью повышения качества образования, через индивидуальный подход к учащимся, объективный учет и контроль знаний, своевременной работой по ликвидации пробелов в знаниях.
Рекомендации:
- Всему педагогическому коллективу необходимо продолжить работать над проблемой повышения качества обучения, объективно оценивать знания, умения и навыки учащихся.
- На методическом объединении учителей предметников рассмотреть приемы и методы работы над темами, которые вызывают наибольшее затруднение у учащихся.
- Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Расширять применение индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
- Исходя из результатов мониторинга, необходимо направить работу в новом учебном году на создание системы контрольных работ различного уровня сложности, их следует оформлять как в традиционной, так и в тестовой форме, так как последняя получила в настоящее время особенное распространение.
- Обратить серьезное внимание на работу с основной школьной документацией, с бланками строгой отчетности.
- Всему коллективу строго соблюдать Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников.