Тема урока. Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении.
Тип урока: комбинированный.
Тип проблемной ситуации – с затруднением.
Приём создания проблемной ситуации – практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Приём решения проблемы – установление детьми под руководством учителя написания заглавной буквы путём сравнения с другими буквами самостоятельным выделением элементов.
Цели урока:
- познакомить с написанием заглавной буквы Ю;
- упражнять в написании и чтении слогов, слов, предложений, начинающих с буквы Ю;
- способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, речи;
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивать познавательную деятельность;
- воспитывать любовь к чтению и получать удовлетворение от чтения, аккуратность при письме.
Оборудование.
- Учебник «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина; Прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина;
- компьютер;
- проектор;
- цветные круги на каждого ученика (для звуко-буквенного разбора);
- лента букв;
- цветные магниты;
- карточки со словами Юра, Юля, Юрий, Юлия
- плакат с изображением букв Ю, ю;
- схемы-человечки букв я, ё, е, ю;
- сигналы (зелёный и красный);
- образец письменной заглавной буквы Ю.
1. Организационный момент
Слайд № 1 – урок обучение грамоте в 1а классе
- Ребята, сегодня на уроке грамматики, открывая страницы Азбуки и страницы Прописи, нас ждёт много нового и интересного.
2. Повторение
1) повторение о букве ю, чтение слов с доски хором, по рядам с разной интонацией
- С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
- Давайте прочитаем напечатанные слова на доске хором.
Катюша
Танюша
Полюшка
Валюша
- Что общего в этих словах?
Дети: Это имена, написаны с заглавной буквы. Есть суффиксы – юш, -юшк, которые делают имена ласковыми. Состоят из трёх слогов. Буква ю стоит в слиянии с согласной, и она обозначает один звук у.
- Теперь прочитает 1 ряд их с радостью (дети 1 ряда читают), 2 ряд - с грустью (читают ученики 2 ряда), 3 ряд - с удивлением (читают дети 3 ряда).
2) повторение гласных звуков и йотированных гласных букв
Слайд № 2 – домик с изображением в квадратных скобках схем – человечков с гласными А, О, У, Ы, Э, И; собачка, которая не впускает «человечков» - Я, Е, Ё, …
- Посмотрите на экран, что за домик вы видите?
Дети: Звуковой домик гласных.
- Почему собачка лает и не впускает буквы Я, Е, Ё…?
Дети: Потому что это буквы «хитрые», они обозначают два звука, если стоят в начале слова или после любой гласной.
- Приведите примеры таких слов.
- Какая ещё одна буква скрыла своё лицо?
Дети: Буква Ю. Она может обозначать гласный звук у, если стоит в слиянии с согласной и два звука, если стоит в начале слова или после любой гласной – й, у.
- Правильно. Для чего служит буква Ю?
Дети: Для обозначения мягкости согласных звуков. Например люстра.
3) раскрашивание схем – человечков в Азбуке (с. 152) с комментированием
- Наш поезд доставил нас на станцию «Азбука» - с. 152, где нас встречают весёлые человечки – буквы. Вы их узнали? Давайте раскрасим их.
(дети комментируют, на доску учитель помещает схемы-человечки)
3. Побуждение к формулированию учебной проблемы.
1) работа над словами с буквой ю на доске
- Назовите слова , где буква ю стоит в начале слова или после гласной.
(среди названых детьми слов учитель открывает карточки со словами Юра, Юля, а затем полные имена Юрий, Юлия)
- Какие будут полные имена для этих имён? (Юрий, Юлия)
- Что общего в этих словах?
Дети: Это имена. Начинаются с заглавной буквы Ю. У них звуков больше, чем букв, потому что буква Ю стоит в начале слова.
2) работа по Азбуке – с. 152 со словами
«Азбука» - с. 152
- Сейчас откройте с. 152 Азбуки и прочитайте слова третьего столбика вверху.
- Знаете ли, что это за слова?
- Это тоже имена, но о них мы узнаем из Прописи чуть позже.
3) формулирование темы урока
- Можем ли мы назвать тему урока?
(Дети: Написание заглавной буквы Ю).
(Учитель открывает тему урока на доске).
- Какая проблема встала перед нами?
Дети: Как правильно писать заглавную букву Ю?!
- Правильно, ребята. Для чего нужны заглавные буквы?
(Дети: Для того, чтобы писать имена, фамилии, отчества людей; географические названия; клички животных; начала предложения).
4. Подводящий к решению проблемы диалог.
- Что вы предлагаете сделать, чтобы решить возникшую проблему?
(Дети: Надо сравнить её с другими буквами, и установить из каких элементов состоит заглавная буква Ю).
Пальчиковая гимнастика с ручкой или карандашом (1 мин)
5. Изучение нового материала.
1) графический анализ заглавной буквы Ю, письмо заглавных букв К, Н и поэтапное написание буквы Ю
(обращение на доску - первая строка прописи)
К Н / О
- Посмотрите на доску. Почему на строке находятся заглавные буквы К, Н?
(Дети: У этих букв одинаковый элемент – одинаковое начало).
- Правильно, ребята. Нам необходимо отправиться на станцию «Прописи» с. 34.
2) письмо заглавных букв К, Н и поэтапное обведение буквы Ю
3) самостоятельное определение детьми последовательности написания буквы Ю
(Дети: Сначала пишем как букву Н, а затем дописываем заглавную букву О – только снизу вверх).
4) письмо буквы Ю учителем на доске, в воздухе под счёт, ученик на доске, затем письмо в Прописи с. 34.
6. Применение знаний.
1) устная работа с соединениями буквы Ю с другими буквами по Прописи с.34
- Прочитайте хором слоги. Установите закономерность в этом ряду со слогами.
(Дети: Две буквы, три звука, начинаются с буквы Ю заглавной, оканчиваются на твёрдый и звонкий согласный звук).
-Каким цветом надо обозначить звуки всех этих слогов?
(ученик выходит к доске и цветные магниты – зелёный, красный, синий – ученик выходит к доске, а остальные дети показывают сигналы для согласия или не согласия)
2) написание под руководством учителясочетаний с буквой Ю
Юл, Юн, Юр, Юг
(Учитель пишет на доске по выбору слог, дети затем ищут его на строке и пишут).
3) работа со словами собственными и их самостоятельное написание
- Прочитайте слова на строке. Почему все слова написаны с заглавной буквы?
- Девочки должны записать только имена девочек, а мальчики – имена мальчиков. Прочитайте, что вы записали.
Юра Юрий Юля Юлия Юлиан Юнона
4) работа над предложением
- Сейчас мы узнаем об именах Юнона и Юпитер. Для этого надо прочитать предложение ниже.
- С римской мифологией вы познакомитесь позже. Кто-то из вас знает, что такое мифы? (Мифы – древние сказания о богах, о явлениях природы)
- На экране мы видим бога Юпитера и богиню Юнону древних римлян.
Слайд № 3 – фото богини Юноны и её мужа бога Юпитера в римской мифологии
- Давайте обозначим опасные места в предложении и запишем его с комментированием.
Юнона – богиня в римской мифологии, жена Юпитера.
(предложение напечатано на доске, учитель у доски обозначает красным цветом «опасные» места под комментирование ученика, а затем пишут его самостоятельно)
Физминутка речевая (2 мин)
5) работа над стихотворением Ю. Мориц «Страшилище» - Азбука с. 152
- Вот мы опять переходим к нашей любимой «Азбуке», где познакомимся с новым произведением. Посмотрите, к какому жанру оно относится?
(Дети: стихотворение.)
- Прочитайте имя и фамилию автора.
- Выберите предложение об Юнне Мориц и прочитайте его вслух.
Слайд № 4 – портрет Юнны Мориц
- Какое её стихотворение мы учили с вами наизусть?
(Дети: «Ванечка- пастух»).
До чтения стихотворения.
- Рассмотрите иллюстрацию, какая необычная ситуация. Прочитайте заглавие.
- Как вы думаете, кто же это страшилище? Эта история будет весёлой или по-настоящему страшной? Сделайте предположения.
- Посмотрите на заглавие, какой суффикс есть в слове? (-ищ)
- Этот суффикс образует слова, называющие огромные предметы.
- Кто же испугался?
Чтение стихотворения про себя, проверка предположений.
- Давайте прочитаем и проверим наши предположения.
Разминка для глаз
Чтение вслух по строфам, строчкам с комментированием по ходу чтения.
После 1-й строфы:
- Какой был петух?
- Случилось ли что-то необычное?
- Проследите, как описываются события: начинается со слова однажды, оно занимает целую строчку. Чтобы придать истории загадочный, таинственный характер, после этого слова при чтении надо сделать паузу.
После двух строк 2-й строфы.
- Кого испугался утёнок?
- Почему он побежал за уткой?
После чтения до конца.
- Почему утёнок испугался петуха?
- Как автор называет петуха?
После чтения.
- Согласны вы с заглавием стихотворения? Почему не «Петух», а «Страшилище»?
Дети: Для утёнка – это настоящее страшилище. Утёнок ещё маленький, он не знает петуха, но от его вида и крика ему становится страшно.
Выразительное чтение стихотворения.
7. Самостоятельное задание после чтения стихотворения.
1) самостоятельная работа в парах – звуко-буквенный разбор
- Найдите в стихотворении слово с буквой ю и выполните звукобуквенный разбор этого слова.
(Дети в парах работают над словом уткою, выкладывая цветные круги для звуков на парте)
- На столе цветными кругами обозначьте звуки этого слова.
2) самопроверка с сигналами
Слайд № 5 (для проверки) – цветовая гамма звуков
- Посмотрите на экран, проверьте свою работу и покажите сигнал зелёного цвета – если верно, а красного – если неверно.
- Сколько в слове уткою слогов, букв и звуков?
8. Рефлексивная деятельность.
(Предлагаю детям выразить своё отношение к уроку, используя слова на экране.)
- Наш поезд остановился для того, чтобы вы подвели итог нашего урока грамматики, в этом нам помогут слова на экране.
Слайд № 6 со словами
Слайд № 7 – Молодцы!