Развитие творческих способностей, профориентация, патриотическое воспитание и самоопределение учащихся на занятиях "Модного класса"

Разделы: Технология


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обучение навыкам технологической обработки швейных изделий через освоение различных методов и приемов формообразования одежды, на основе новейших достижений в области конструирования, моделирования и изготовления современного костюма.

ЗАДАЧИ:

  • Формирование навыков конструирования, моделирования, изготовления и художественного оформления одежды по индивидуальным заказам, а также умения оценивать и демонстрировать результаты работы.
  • Воспитание художественного вкуса, чувства меры и гармонии в одежде.
  • Развитие творчески думающей личности, привитие навыков ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
  • Подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору.

Программа рассчитана на учащихся 5-11-х классов.

Срок реализации – 7 лет.

Учащиеся могут начать посещать занятия кружка с любого возраста - от 10 до 17 лет. На каждый год составляется индивидуальный план работы с каждой ученицей. При этом учитывается возраст, уровень знаний и умений, полученные на уроках технологии и на занятиях кружка, а также желание ребенка.

Занятия проходят на базе общеобразовательной школы № 6 в кабинете “Технология” 4 часа в неделю (по 2 часа - два дня).

Основной формой организации учебной деятельности являются занятия групповые. Используются также такие формы, как экскурсия и игра.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение;
  2. Наглядные: демонстрация готовых изделий;
  3. Практические: выполнение аппликаций, изучение видов швов, тканей и других материалов, изготовление выкроек и готовых изделий;
  4. Аналитические: наблюдение, сравнение с готовыми образцами, самоанализ, повторение пройденного материала, самоконтроль.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Выставки, демонстрация коллекций;
  • Участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • Проведение классных тематических часов;
  • Выступление на родительских собраниях.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

  Знать Уметь
5 класс Правила безопасной работы с ручными и на универсальной швейной машине; свойства нитей основы и утка.

Виды декоративно-прикладного творчества, различные материалы и приспособления для изготовления поделок.

Общие сведения о системах конструирования одежды (для кукол),

виды отделки швейных изделий

Определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани.

Выполнять поделки и сувениры из различных материалов.

Изготавливать одежду для кукол несложного покроя.

Оформлять поделки различными видами отделки.

6 класс Технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, правила работы на швейной машине.

Принципы выполнения лоскутной пластики.

Подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.

Изготавливать одежду для кукол усложненного покроя.

7 класс Устройство и принцип действия регуляторов швейной машины.

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к изготавливаемым изделиям;

правила подготовки выкройки к раскрою;

технологическая последовательность изготовления изделий.

Регулировать качество машинной строчки, чистить и смазывать швейную машину.

Подбирать ткань для изделий несложного покроя, подбирать нитки по цвету ткани выполняемого изделия.

Выполнять машинные строчки в соответствии с техническими условиями.

8 класс Причины возникновения и принципы устранения неполадок швейной машины.

Правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок. Особенности простейшего моделирования.

Устранять неполадки швейной машины.

Измерять фигуру человека.

Выполнять моделирование выбранной модели.

Выполнять различные виды машинных

швов.

9 класс Особенности моделирования усложненных вариантов.

Технологическая последовательность обработки изделий с различными видами отделки.

Выполнять моделирование выбранной модели.

Изготавливать изделия в соответствии с технологической последовательностью.

10 класс Основные стили в одежде и современные направления моды; правила представления изделия. Изготавливать изделия в соответствии с технологической последовательностью,

применять различные виды отделок.

11 класс Особенности изготовления изделий повышенной сложности. Изготавливать изделия повышенной сложности с соблюдением Т.У.

Представление изготовленного изделия в театральной постановке.

Изготовление модели для выпускного бала.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п
Раздел Количество часов
5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл 10 кл 11 кл
всего часов практика всего часов практика всего часов практика всего часов практика всего часов практика всего часов практика всего часов практика
1 Введение 2   2   2   2   2   2   2  
2 Моделирование 20 18 10 9 20 18 20 18 10 9 10 9 10 9
3 Конструирование 20 18 10 9 30 27 20 18 20 18 10 9 10 9
4 Декоративно-прикладное творчество 50 45 44 39 10 8 10 8 10 8 10 8 10 8
5 Изготовление швейных изделий 48 43 54 48 78 70 67 60 84 76 84 76 84 76
6 Демонстрация одежды

(в том числе репетиции)

- - - - - - 21 21 16 16 16 16 16 16
7 Подготовка и участие в культурно-массовых мероприятиях 4   4   4   4   4   4   4  
  Итого часов 144 144 144 144 144 144 144

Часы, предназначенные на теорию, не ведутся отдельно.

Данная деятельность происходит на каждом занятии, занимая 10% всего времени.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение. Знакомство с программой, правила Т.Б. на занятиях кружка, температурный режим, правила поведения учащихся МОУ “СОШ № 6”. Правила поведения при ЧС и ПДД.

II. Конструирование. Изучение особенностей строения фигуры. Конструирование одежды с помощью кроя и без. Покрой одежды – членение изделия на детали определенной конфигурации и размера. Правила снятия мерок для построения одежды для кукол и в натуральную величину. Построение чертежа выкройки в зависимости от сложности изделия и умений учащихся.

По сложности изделия выбираются в зависимости от года обучения и сформированных знаний, умений и навыков учащихся.

III. Моделирование. Изучение особенностей моделирования различных видов одежды, способов моделирования одежды для кукол и в натуральную величину. Моделирование плечевых, поясных изделий. Выбор модели. Изменение деталей чертежа в соответствии с выбранным фасоном в зависимости от сложности изделия и умений учащихся. Расчет количества материалов, необходимых для изготовления модели, и стоимости изделия.

По сложности изделия выбираются в зависимости от года обучения и ЗУН учащихся.

IV. Материаловедение.

1. Декоративно-прикладное творчество. Изучение его видов, назначения. Изучение технологии изготовления декоративных изделий. Выполнение изделий из различных материалов, с применением специальных инструментов и приспособлений для работы. Знакомство с лоскутной пластикой: способы соединения, техника выполнения. Изготовление панно, салфеток, игольниц, диванных подушек и др. Оформление интерьера комнат (макеты). По сложности изделия выбираются в зависимости от года обучения и ЗУН учащихся.

2. Изготовление швейных изделий. Изготовление швейных изделий различной сложности, художественное оформление.

Изучение назначения различных швейных изделий, основных стилей в одежде и современных направлений в моде. Дизайн-анализ швейных изделий. По сложности изделия выбираются в зависимости от года обучения и ЗУН учащихся.

V. Демонстрация одежды. Участие в различных культурно–массовых мероприятиях, привитие навыков дефиле.

VI. Просветительская работа (проводится на классных часах и массовых мероприятиях): о красоте, хорошем вкусе, умении найти свой стиль, правилах поведения в общественных местах.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Дидактические материалы

  • Технологические карточки “Изготовление швейных изделий”.
  • Технологические карточки “Поузловая обработка”.
  • Наглядные материалы “Моделирование и конструирование швейных изделий”.
  • Наглядные материалы “Виды переплетений”.
  • Наглядные материалы “Основы цветовидения”.
  • Лекала.
  • Видеоматериалы показов коллекций швейных изделий (личные, конкурсы различных уровней).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материалы Инструменты и приспособления Оборудование
  • Ткань
  • Пуговицы
  • Нитки
  • Фурнитура
  • Дублерин
  • Ножницы
  • Шило
  • Мел (мыло)
  • Карандаш
  • Линейка закройщика
  • Лекало
  • Сантиметровая лента
  • Игла швейная
  • Игла машинная
  • Распарыватель
  • Наперсток
  • Резец
  • Ластик
  • Английские булавки
  • Бумага (миллиметровая, калька)
  • Столы для раскроя
  • Стулья
  • Шкафы для инструментов и литературы
  • Классная доска
  • Швейные машины
  • Спецмашины
  • Электрический утюг
  • Гладильная доска

Материалы, фурнитура и т.п. обеспечиваются за счет средств родителей. Изготовленные изделия остаются у учащихся. Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учебного заведения, остаются в школе и используются как демонстрационный материал.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гусейнов Г. М. и др. Композиция костюма. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2 изд. М., Издательский центр “Академия”, 2004 – 432 с.
  2. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., Издательский центр “Академия”, 2002 – 480с.
  3. Орлова Л.В. Азбука моды. М., Просвещение, 1989 – 176 с.
  4. Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды. / Серия “Учебники, учебные пособия”. Ростов-на-Дону, Издательство “Феникс”, 2002 – 608 с.
  5. Сасонова И.А., Марченко А.В. Технология. 5-8 классы. Программа. М., Вентана-Граф, 2006 – 96 с.
  6. Силаева М. А. Пошив изделий по индивидуальным заказам. Учебник для начального профессионального образования. М., Издательский центр “Академия”, 2003 – 528 с.
  7. Симоненко В.Д. и др. Технология. Учебник для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Под ред. В. Д. Симоненко. М., Вентана-Граф, 1999 – 240 с., с илл.
  8. Шершнева Л.П. Основы конструирования женской и детской одежды. Учебное пособие для средних профессионально-технических училищ. М., Легпромбытиздат, 1987 – 224 с., с илл.

Приложение.