ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обучение навыкам технологической обработки швейных изделий через освоение различных методов и приемов формообразования одежды, на основе новейших достижений в области конструирования, моделирования и изготовления современного костюма.
ЗАДАЧИ:
- Формирование навыков конструирования, моделирования, изготовления и художественного оформления одежды по индивидуальным заказам, а также умения оценивать и демонстрировать результаты работы.
- Воспитание художественного вкуса, чувства меры и гармонии в одежде.
- Развитие творчески думающей личности, привитие навыков ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
- Подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору.
Программа рассчитана на учащихся 5-11-х классов.
Срок реализации – 7 лет.
Учащиеся могут начать посещать занятия кружка с любого возраста - от 10 до 17 лет. На каждый год составляется индивидуальный план работы с каждой ученицей. При этом учитывается возраст, уровень знаний и умений, полученные на уроках технологии и на занятиях кружка, а также желание ребенка.
Занятия проходят на базе общеобразовательной школы № 6 в кабинете “Технология” 4 часа в неделю (по 2 часа - два дня).
Основной формой организации учебной деятельности являются занятия групповые. Используются также такие формы, как экскурсия и игра.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение;
- Наглядные: демонстрация готовых изделий;
- Практические: выполнение аппликаций, изучение видов швов, тканей и других материалов, изготовление выкроек и готовых изделий;
- Аналитические: наблюдение, сравнение с готовыми образцами, самоанализ, повторение пройденного материала, самоконтроль.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Выставки, демонстрация коллекций;
- Участие в культурно-массовых мероприятиях;
- Проведение классных тематических часов;
- Выступление на родительских собраниях.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
Знать | Уметь | |
5 класс | Правила безопасной работы с ручными и
на универсальной швейной машине; свойства нитей
основы и утка. Виды декоративно-прикладного творчества, различные материалы и приспособления для изготовления поделок. Общие сведения о системах конструирования одежды (для кукол), виды отделки швейных изделий |
Определять в ткани нити основы и утка,
лицевую и изнаночную сторону ткани. Выполнять поделки и сувениры из различных материалов. Изготавливать одежду для кукол несложного покроя. Оформлять поделки различными видами отделки. |
6 класс | Технические характеристики, назначение
основных узлов универсальной швейной машины,
правила работы на швейной машине. Принципы выполнения лоскутной пластики. |
Подготавливать материалы лоскутной
пластики к работе, подбирать материалы по цвету,
рисунку, фактуре, пользоваться инструментами,
шаблонами, соединять детали лоскутной пластики
между собой, использовать прокладочные
материалы. Изготавливать одежду для кукол усложненного покроя. |
7 класс | Устройство и принцип действия
регуляторов швейной машины. Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к изготавливаемым изделиям; правила подготовки выкройки к раскрою; технологическая последовательность изготовления изделий. |
Регулировать качество машинной
строчки, чистить и смазывать швейную машину. Подбирать ткань для изделий несложного покроя, подбирать нитки по цвету ткани выполняемого изделия. Выполнять машинные строчки в соответствии с техническими условиями. |
8 класс | Причины возникновения и принципы
устранения неполадок швейной машины. Правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок. Особенности простейшего моделирования. |
Устранять неполадки швейной машины. Измерять фигуру человека. Выполнять моделирование выбранной модели. Выполнять различные виды машинных швов. |
9 класс | Особенности моделирования усложненных
вариантов. Технологическая последовательность обработки изделий с различными видами отделки. |
Выполнять моделирование выбранной
модели. Изготавливать изделия в соответствии с технологической последовательностью. |
10 класс | Основные стили в одежде и современные направления моды; правила представления изделия. | Изготавливать изделия в соответствии с
технологической последовательностью, применять различные виды отделок. |
11 класс | Особенности изготовления изделий повышенной сложности. | Изготавливать изделия повышенной
сложности с соблюдением Т.У. Представление изготовленного изделия в театральной постановке. Изготовление модели для выпускного бала. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Раздел | Количество часов | ||||||||||||||
5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 10 кл | 11 кл | ||||||||||
всего часов | практика | всего часов | практика | всего часов | практика | всего часов | практика | всего часов | практика | всего часов | практика | всего часов | практика | |||
1 | Введение | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
2 | Моделирование | 20 | 18 | 10 | 9 | 20 | 18 | 20 | 18 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 | 9 | |
3 | Конструирование | 20 | 18 | 10 | 9 | 30 | 27 | 20 | 18 | 20 | 18 | 10 | 9 | 10 | 9 | |
4 | Декоративно-прикладное творчество | 50 | 45 | 44 | 39 | 10 | 8 | 10 | 8 | 10 | 8 | 10 | 8 | 10 | 8 | |
5 | Изготовление швейных изделий | 48 | 43 | 54 | 48 | 78 | 70 | 67 | 60 | 84 | 76 | 84 | 76 | 84 | 76 | |
6 | Демонстрация одежды (в том числе репетиции) |
- | - | - | - | - | - | 21 | 21 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
7 | Подготовка и участие в культурно-массовых мероприятиях | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||
Итого часов | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 |
Часы, предназначенные на теорию, не ведутся отдельно.
Данная деятельность происходит на каждом занятии, занимая 10% всего времени.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Введение. Знакомство с программой, правила Т.Б. на занятиях кружка, температурный режим, правила поведения учащихся МОУ “СОШ № 6”. Правила поведения при ЧС и ПДД.
II. Конструирование. Изучение особенностей строения фигуры. Конструирование одежды с помощью кроя и без. Покрой одежды – членение изделия на детали определенной конфигурации и размера. Правила снятия мерок для построения одежды для кукол и в натуральную величину. Построение чертежа выкройки в зависимости от сложности изделия и умений учащихся.
По сложности изделия выбираются в зависимости от года обучения и сформированных знаний, умений и навыков учащихся.
III. Моделирование. Изучение особенностей моделирования различных видов одежды, способов моделирования одежды для кукол и в натуральную величину. Моделирование плечевых, поясных изделий. Выбор модели. Изменение деталей чертежа в соответствии с выбранным фасоном в зависимости от сложности изделия и умений учащихся. Расчет количества материалов, необходимых для изготовления модели, и стоимости изделия.
По сложности изделия выбираются в зависимости от года обучения и ЗУН учащихся.
IV. Материаловедение.
1. Декоративно-прикладное творчество. Изучение его видов, назначения. Изучение технологии изготовления декоративных изделий. Выполнение изделий из различных материалов, с применением специальных инструментов и приспособлений для работы. Знакомство с лоскутной пластикой: способы соединения, техника выполнения. Изготовление панно, салфеток, игольниц, диванных подушек и др. Оформление интерьера комнат (макеты). По сложности изделия выбираются в зависимости от года обучения и ЗУН учащихся.
2. Изготовление швейных изделий. Изготовление швейных изделий различной сложности, художественное оформление.
Изучение назначения различных швейных изделий, основных стилей в одежде и современных направлений в моде. Дизайн-анализ швейных изделий. По сложности изделия выбираются в зависимости от года обучения и ЗУН учащихся.
V. Демонстрация одежды. Участие в различных культурно–массовых мероприятиях, привитие навыков дефиле.
VI. Просветительская работа (проводится на классных часах и массовых мероприятиях): о красоте, хорошем вкусе, умении найти свой стиль, правилах поведения в общественных местах.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дидактические материалы
- Технологические карточки “Изготовление швейных изделий”.
- Технологические карточки “Поузловая обработка”.
- Наглядные материалы “Моделирование и конструирование швейных изделий”.
- Наглядные материалы “Виды переплетений”.
- Наглядные материалы “Основы цветовидения”.
- Лекала.
- Видеоматериалы показов коллекций швейных изделий (личные, конкурсы различных уровней).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материалы | Инструменты и приспособления | Оборудование |
|
|
|
Материалы, фурнитура и т.п. обеспечиваются за счет средств родителей. Изготовленные изделия остаются у учащихся. Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учебного заведения, остаются в школе и используются как демонстрационный материал.
ЛИТЕРАТУРА:
- Гусейнов Г. М. и др. Композиция костюма. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2 изд. М., Издательский центр “Академия”, 2004 – 432 с.
- Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., Издательский центр “Академия”, 2002 – 480с.
- Орлова Л.В. Азбука моды. М., Просвещение, 1989 – 176 с.
- Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды. / Серия “Учебники, учебные пособия”. Ростов-на-Дону, Издательство “Феникс”, 2002 – 608 с.
- Сасонова И.А., Марченко А.В. Технология. 5-8 классы. Программа. М., Вентана-Граф, 2006 – 96 с.
- Силаева М. А. Пошив изделий по индивидуальным заказам. Учебник для начального профессионального образования. М., Издательский центр “Академия”, 2003 – 528 с.
- Симоненко В.Д. и др. Технология. Учебник для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Под ред. В. Д. Симоненко. М., Вентана-Граф, 1999 – 240 с., с илл.
- Шершнева Л.П. Основы конструирования женской и детской одежды. Учебное пособие для средних профессионально-технических училищ. М., Легпромбытиздат, 1987 – 224 с., с илл.