Подготовка к сбору:
1. Речёвка, эмблемы, название, девиз у каждого
отряда.
2. Сочинения по классам:
- Что такое доброта?
- Что такое вежливость?
- Как считаешь: добрый ли ты и вежливый? Почему?
3. Найти пословицы и поговорки о доброте,
вежливости и милосердии.
4. Название сбора и 2 высказывания:
“Ничто не обходиться нам так дёшево и не
ценится так дорого, как вежливость”. (М.
Сервантес)
“Истинная вежливость заключается в
благожелательном отношении к людям”. (Ж.-Ж.
Руссо)
5. Песни: “Улыбка”, “Если добрый ты”,
“Частушки”.
6. Стихи и сценки.
Ход сбора
(Вход в зал с речёвкой)
Ведущий: - Всем – здравствуйте! Отряды к сбору готовы? (все – “Готовы!”) Мы – (хором – “Дружба”!) Наш девиз – (хором – “ Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только вместе”!)
- Отряд 4 класса?(название отряда) Ваш девиз? ...
- Отряд 3 класса? ... Ваш девиз? …
- Отряд 2 класса? … Ваш девиз? …
- Отряд 1 класса? … Ваш девиз? …
- И, так, перекличка закончена, есть предложение: начать сбор. Кто за? Кто против?
Ведущий: Сейчас послушайте внимательно стихотворение, которое прочитает 2-ой класс и скажите, о чём мы поговорим сегодня на нашем сборе.
Стихотворение “Доброта”. Н.Тулупова
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Ответы детей.
Вед: Правильно. Сегодня мы поговорим о
доброте и вежливости. Узнаем, почему надо быть
добрым и вежливым. Прочитайте название сбора хором.
Как вы понимаете эти слова?
Вед: Ребята, готовясь к сбору, написали
сочинения на тему доброты и вежливости.
Анализ сочинений детей.
Вед: Подводя итог сочинений, хочу сказать, что доброта – это стремление человека давать счастье людям.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
А любовь и помощь согревают, как солнце.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно находиться рядом с тобой.
Много славных дел ждёт вас впереди, но, прежде всего вы должны вырасти добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость и доброта радуют людей.
Песня “Если добрый ты…” в исполн. 3-го класса.
Вед: Ребята к сбору нашли пословицы и поговорки о доброте и вежливости. Сейчас отряды по очереди будут называть по одной пословице. Пословицы не должны повторяться.
Кольцовка пословиц.
Пословицы и поговорки о доброте.
1. На хороший цветок и пчела летит.
2. На языке медок, а на сердце ледок.
3. Радостная жизнь сердце веселит.
4. Сердце матери лучше солнца греет.
5. При солнышке тепло, а при матери добро.
6. Ссора до добра не доведёт.
7. Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.
8. Жизнь дана на добрые дела.
9. Добрые вести не лежат на месте.
10. Живи для людей, поживут люди и для тебя.
11. Хорошим словом весь мир освещается.
12. Слово лечит, слово и ранит.
13. От добра добро не ищут.
14. Спеши делать добро.
15. Без добрых дел нет доброго имени.
16. Добрые дела красят человека.
17. Доброе слово сказать – посошок в руку дать.
18. Ласковое слово и камень растопит.
19. Доброе слово и кошке приятно.
20. Добро творить – себя веселить.
21. Доброе слово – половина счастья.
Вед: Для того, чтобы стать вежливым, прежде всего надо научиться пользоваться “волшебными” словами. Давайте их повторим.
Кольцовка “волшебных слов”.
Обсуждение: - Почему мы эти слова называем “волшебными”? (От них становится теплее и радостнее).
Сегодня у нас в гостях сказочные герои. Догадались? Правильно.
Давайте послушаем, о чём они говорят: (Появляются Буратино и Мальвина. Сценка. 4-й класс)
Сценка “Буратино и Мальвина”.
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что-то ты не весёлый сегодня?
Может быть задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвина: Почему?
Буратино: (Злобно выкрикивает). Потому
что не умею себя сдерживать!
Мальвина: А как ты думаешь, приято ли
людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот ещё! Кто не хочет, пусть со
мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста,
каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит – каким тоном!
Обыкновенным!
Мальвина: Подожди, Буратино, пусть
ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя
обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои
мнения).
Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко, зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется о землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: “Ну, как посадка прошла?” Он обиделся почему-то и ушёл. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы его утешить, спел: “Клякса – вакса – гуталин, на носу горячий блин!” Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Не хорошо он поступил, правда, ребята? (Ответы детей).
Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо! Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что не правильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шёпот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: “Слово лечит, слово и ранит”. Запомните это!
Обсуждение:
- К чему нас призывает Буратино?
- Почему недаром в народе говорят: “Слово лечит,
слово и ранит”?
Вед: Послушайте стихотворение “Слово-то, какое – очень дорогое!” Хором добавляйте недостающие слова и предложение “Слово-то, какое – очень дорогое!”
Друг мой очень огорчён, рассказал он вот о чём:
Настя – славная девчонка, ходит Настя в 1-й класс,
Но давно уже от Насти я не слышу слова… (здравствуйте).
Слово-то, какое – очень дорогое!
Встретил Витю, непоседу, встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!
Но, представьте! Зря от Вити ждал я слово… (извините).
Слово-то, какое – очень дорогое!
Дед про внучку говорил: “Экая досада –
Я портфель ей подарил, вижу – очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба, ну сказала бы …” (спасибо).
Слово-то, какое – очень дорогое!
Вед: Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, улучшить его настроение. Не только слова, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть. Послушайте частушки в исп. 1. класса.
Частушки.
1.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
2.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!”
3.
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
4.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут:
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
5.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
6.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорить!
7.
Мы про вежливость частушки
Весело пропели.
И хотим, чтобы ребята
Не были такими!
Стих. “Ежели вы вежливы”. 3-4-й класс.
Ежели вы вежливы. С. Маршак.
1.
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
2.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы –
То есть сами.
3.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
4.
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном и целом переплёте.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы станните защитником, пред сильным не робея.
5.
Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил: отняв у младших мячик,
Он их благодарил, “Спасибо!” - говорил.
6.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите!
Сценка “Очень вежливый Индюк”. 3-й класс.
Раз по 30 в день (не реже) он кричал:
– Эй вы, невежи!
Заходите в гости к нам,
Поучитесь вежливости.
- Я и сам – кричал индюк-
Доктор вежливых наук,
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, осёл,
Заходи, садись за стол,
Что же ты молчишь, как рыба?
Ты свиньёй не будь свинья,
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло.
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шёл:
Ни хавронья, ни собака,
Ни корова, ни осёл.
Посинел индюк от злости-
Зря пропали все труды:
– Все они балды, балды,-
И добавил с высоты
Своего величья,-
– Не усвоили они
Правила приличья!
Обсуждение:
- Почему стих называется так?
- А на самом деле?
- Какие поступки Индюка вам показались
невежливыми?
Вед: Уместно будет ещё раз повторить правила вежливого поведения на уроках. О них нам напомнят ребята 3-го класса.
1.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай не перебивая.
2.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы всё было понятно.
3.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
4.
На математике считают,
На перемене отдыхают.
5.
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не сорока.
6.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
7.
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно руку.
8.
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты звонок.
9.
Когда звонок раздался снова –
К уроку будь всегда готовым.
10.
Чтоб не тревожили врачи,
На переменах не кричи.
Обсуждение:
- Поднимите руки те, кто выполняет эти правила.
- А есть среди нас такие, кто иногда забывает о
правилах поведения на уроках?
- Что мы можем им посоветовать? Почему нужно
соблюдать эти правила?
Вед: А сейчас, ребята, порешаем задачки не на сложение, а на правила поведения.
1. Мальчик крикнул прохожему: “Сколько сейчас часов?” Какие ошибки он допустил?
2. Одна девочка жалуется маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый, зовёт меня Галькой. – А как ты его зовёшь? - спросила мама. – А я вообще никак его не зову, я ему кричу: “Эй ты!””. Скажите права ли Галя? А мальчик?
3. На сиденье, в автобусе, сидели мальчик и девочка: он у окна, она со стороны прохода. Подошла женщина с ребёнком на руках. Кто должен уступить ей место?
4. Пока отец брал в кассе билеты, Никита захватил удобное место, устроился и крикнул: “Папа, иди сюда скорей, я тебе место занял!” Отец, подойдя к сыну, наклонился к уху и тихо сказал. Что мог сказать отец сыну?
Вед: Подведение итогов.
- О чём мы сегодня говорили на сборе?
- Скажите, для чего надо быть добрым и вежливым?
- Какое мы примем решение сегодня на нашем сборе?
Стихотворения:
***
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Мир! Мир! Свет!
Мир – это радость, это дружеский привет.
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Вед: Слова: “До свиданья!” “Спасибо”, “Простите”, “Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите! Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку, как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить!
- Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
Песня “Улыбка” исполняет 2-й класс.
Игра “Салют”. Отряды называются: красный, желтый, зелёный, синий. По команде “красный!”- хлопает 1й отряд, “зелёный”- 2й отряд, и т д .
Затем команда: “Красный, жёлтый, зелёный, синий!” Хлопают все.