Цели урока: обобщение изученного материала, формирование вычислительных навыков, развитие внимания, логического мышления учащихся, повышение интереса к предмету, повышение общей культуры учащихся.
Оборудование: компьютеры с подготовленным файлом в Microsoft Word (фотографии памятников), карточки для индивидуальной работы учащихся.
Ход урока
Здравствуйте ребята. Мы почти закончили изучение действий с натуральными числами и сегодня постараемся повторить и обобщить изученный ранее материал. Особое внимание уделим вычислениям. Но урок у нас будет не совсем обычный: мы отправимся на экскурсию. Проверим знание вами таблицы умножения и узнаем где мы сегодня побываем.
Вычислите устно:
8 * 6 | 4 * 8 | 8 * 9 | 7 * 5 | 9 * 9 | 7 * 7 | 12 * 4 | 6 * 7 |
Ключ:
72 | 32 | 81 | 42 | 35 | 48 | 49 |
о | м | е | к | л | с | н |
Правильно, мы побываем в Смоленске, а точнее вы увидите памятники города Смоленска. Найдите файл с названием “Памятники” и откройте его. Экскурсия начинается!
1. Памятник В. Куриленко.
В сквере центра города расположен памятник юному герою-партизану В.Т.Куриленко (скульптор К.Б.Пастернак, архитектор С.В.Шестопал), установленный в 1996 году. На высоком гранитном постаменте запечатлена фигура юноши в плащ-палатке и с гранатой в руке. На черной мраморной плите высечены слова: “Куриленко Владимир Тимофеевич, герой Советского Союза, партизан Смоленской области…”. Вместо многоточия высечены годы жизни партизана. О них мы узнаем, выполнив следующее задание:
Карточка №1.
Запишите в порядке возрастания числа: 1941; 1935; 1924; 1930; 1942. Первое число и последнее и являются пропущенными в надписи на плите.
Сколько лет было герою?
2. Памятник с орлами.
Подвиг защитников Смоленска увековечен в целом комплексе памятников, сосредоточенных в центре города. Сюда относится и знаменитый памятник с орлами, символизирующий силу и мощь Смоленска – города-щита, хранящего покой всей России. Этот заслуженно памятник считается не только лучшим монументом Смоленска, но и лучшим памятником героям 1812 года в России. Более того, с годами он стал символом города. Выполнив очередное задание, мы узнаем в каком году был заложен памятник.
Карточка №2.
Вместо * поставьте число так, что бы получились верные неравенства:
104<*05;
2*46>2864;
*3*9<1331.
3. Памятник М.В. Исаковскому.
На тенистом тихом бульваре с широкой аллеей посередине у Дома работников просвещения установлен памятник поэту М.В.Исаковскому (скульптор А.Г.Сергеев), причем установлен он был несколько лет назад.
Карточка №3.
Чтобы узнать год поточнее решите уравнение:
X : 125 = 16.
4. Памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года.
Украшением центральной аллеи парка в Лопатинском саду стал памятник “Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года”. Он был торжественно открыт в 1841 году в честь 29-й годовщины изгнания Наполеона (архитектор А. Адамини). В Российской империи было установлено 6 таких памятников: в Смоленске, на Бородинском поле, в Малоярославце, в Красном и два на территории Беларуси. До наших дней сохранился только один – в Смоленске.
На грахях памятника помещены изображения памятных медалей 1812 года. На восточной стороне изображена Смоленская икона Божьей Матери, а под ней - металлическая доска с рельефным планом Смоленского сражения.
Карточка №4.
Переведите 30000 кг в граммы и вы узнаете примерный вес памятника.
5. Памятник Софийскому полку.
В честь столетия победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, на высоком земляном валу Королевского бастиона был установлен памятник солдатам и офицерам Софийского полка героически отличившимся в Смоленском сражении и Бородинском бою (скульптор Б.Н. Цапенко).
Карточка №5.
Вычислив значение выражения a – b при a = 2000; b = 88 вы узнаете в каком году был установлен памятник Софийскому полку.
6. Памятник М.И. Кутузову.
В начале одной из центральных улиц, Большой Советской, разбит небольшой сквер имени М.И.Кутузова, главным украшением которого является памятник великому полководцу (скульптор Т.И.Мотовилов, архитектор Л.М.Поляков). Бронзовая фигура изображает фельдмаршала во весь рост в парадном мундире, со шпагой в руке.
Решите задачу и вы узнаете высоту бронзовой фигуры Михаила Илларионовича Кутузова.
Карточка №6..
Скорость пешехода 5 км/ч, а скорость велосипедиста – 20 км/ч. Во сколько раз скорость пешехода меньше скорости велосипедиста?
7. Памятник А.Т. Твардовскому.
В одном из тенистых скверов Смоленска на площади Смирнова (ныне площадь Победы) был открыт памятник выдающемуся земляку смолян поэту А.Т.Твардовскому и его литературному герою В.Теркину (скульптор А.Г.Сергеев).
Такое в истории встречается исключительно редко, чтобы на все времена были увековечены в металле творец поэтического шедевра и его герой.
…Сидят на бревнышке два русских человека, два русских солдата. Подполковник Александр Трифонович Твардовский и рядовой Василий Теркин. Земляки-побратимы. У поэта накинута шинель на плечи, в руках планшетка. Задумчивый, внимательный, немного уставший взгляд: война – трудная работа, а он еще не возвратился с передовой в редакцию фронтовой газеты с новыми материалами и стихами.
Солдат “царицы полей” пехоты, еще не остывший от яростных атак за тем бугром, где полегло немало однополчан, степенно рассказывает о том, что было там, где нас уж нет. Не спешит развернуть меха гармошки, излить печаль о боевых товарищах, не вернувшихся с поля брани, оттуда, где “Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы. Ради жизни на земле”.
Карточка №7.
Вместо * поставьте числа так, что бы вычисления были верными:
Числа вместо * подскажут год открытия памятника.
8. Памятник М.И. Глинке.
Памятник гениальному композитору (скульптор А.Р. Фон Бок, архитектор И.С. Богомолов) М.И. Глинке создан на добровольные пожертвования. Бронзовая скульптура изображает композитора у пюпитра с дирижёрской палочкой в руке. Оригинальная ажурная ограда памятника выполнена в виде нотных строк, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений Глинки. Критик В.В. Стасов отметил: "Подобной решётки нигде до сих пор не было в Европе. Она вся из нот, точно из золотого музыкального кружева". Торжественное открытие памятника состоялось при большом стечении народа. Среди присутствовавших был русский композитор П.И. Чайковский. 2 раза в день из динамиков установленных вокруг памятника в определённые часы звучат бессмертные произведения композитора.
Карточка №8.
Определите, знак какого действия пропущен и вместо * поставьте числа так, что бы вычисления были верными:
Последняя строчка подскажет вам год открытия памятника.
9. Могила А.А. Скалона.
Перед вами могила генерала, предки которого были выходцами из Франции, он командовал в Смоленском сражении Иркутским, Сибирским и Оренбургским драгунскими полками. 5 августа 1812 г., во время боя за Рачевское предместье, он сорвал попытку неприятеля прорваться к Днепровскому мосту, но при этом погиб в бою. На другой день французы похоронили его со всеми почестями у подножия Королевского бастиона. Обращаясь к своим солдатам, Наполеон заявил:"Пусть все знают, как умею я ценить храбрость и верность воинскому долгу даже у своих врагов". Внуки храброго генерала возвели над его могилой скромный обелиск, окружённый узорной оградой.
Выполнив очередное задание, узнайте фамилию этого героя.
Карточка №9.
Упростите выражения:
2X + 5X | 9X - X | 3X * 2 | 14X – 10X | 3X : 3X | 20X : 4 |
Ключ:
5X | 8X | 4X | 6X | 1 | 7X |
н | к | л | а | о | с |
10. Мемориальный знак в честь освобождения Смоленщины.
В центре города установлен знак в честь освобождения области от немецко-фашистских оккупантов (скульптор Г.И. Самоделкин, архитектор Ю.А. Шаталов). На красном граните изображён артиллерийский расчёт, меняющий огневую позицию. Данный знак расположен возле знаменитой башни. Что бы узнать как она называется, выполните следующее задание.
Карточка №10.
Вычислите устно:
16 : 4 | 54 : 6 | 56 : 7 | 10 : 10 | 24 : 3 | 100 : 50 | 125 : 25 | 63 : 9 |
Ключ:
5 | 1 | 8 | 9 | 7 | 4 | 2 |
а | м | о | р | я | г | в |
Ну вот и все. Время нашего урока подошло к концу.
Спасибо за работу. Подведем итоги: сегодня мы повторили основные действия с натуральными числами, повторили таблицу умножения и посмотрели некоторые памятники Смоленска.
Домашнее задание: найдите что-то интересное о нашем областном центре и по найденным данным составьте какое – либо задание.