Цели урока:
- Обучающая: повторение и закрепление учащимися основных положений социального пенсионного страхования;
- Развивающая: развитие умений анализировать, обобщать, систематизировать и делать выводы;
- Воспитательная: содействие социализации школьников, воспитание активной жизненной позиции.
Оборудование: проектор, экран, доска.
Ход урока
1. Актуализация темы урока, вводное слово учителя.
Пенсионная система РФ находиться сейчас пореформенном состоянии. До радикальных реформ 90-х годов в ней накопилось большое число экономических и социальных проблем, которые могут быть решены только путем кардинальных изменений всей ПС.
Особенность кризиса российской ПС состоит в том, что неблагоприятные демографические тенденции совпали с негативными экономическими и социальными изменениями.
Прежде чем более подробно говорить о современной системе социального страхования, познакомимся с историей зарождения пенсионного законодательства.
2. Выступления учащихся:
1 выступление – “История зарождения Пенсионной системы”.
Первая организованная система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891) и Новая Зеландия (1898) ввели систему пенсионирования, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.
В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировали системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией.
2 выступление – “Пенсии в дореволюционной России”.
В 1866 году Александр II повелел начать вычеты из жалования судебных чинов для создания эмеритальной ( от лат.emeritus-заслуженный) кассы, но ее деятельность началась только в 1885 году.
Из нее выплачивались пенсии уволенным в отставку государственным чиновникам и пособия вдовам и сиротам. Денежные средства составляли неприкосновенную собственность и могли использоваться только на пенсии и пособия, а также на расходы по осуществлению деятельности кассы.
Система социального страхования в России возникла при Александре III.
На протяжении всего XIX века фабричные рабочие пенсиями не обеспечивались - ни государственными, ни частными. Лишь в 1893году по предложению С.Ю Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.
В сентябре 1902 года законопроект “О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев” был завершен. 2 июня 1903 года он был утвержден Николаем II, а с 1 января 1904 года вступил в силу.
Однако даже такие урезанные пенсии, полагавшиеся по закону, на практике выплачивались далеко не всегда.
При фактическом отсутствии государственной пенсионной системы многое зависело от владельцев предприятия, где трудились рабочие. Многие предприниматели, занимаясь меценатством и благотворительностью, не забывали и о рабочих собственных компаний. Известно множество случаев строительства различных частных богаделен, бесплатных квартир, вдовьих и сиротских домов, где могли проживать старики и дети, не способные к работе на заводе и фабрике.
3 выступление – “Пенсии советского периода”.
После Великой Октябрьской революции(1917),в Совете народных комиссаров сразу же был создан Наркомат государственного презрения. Декретом СНК от 6 марта 1918 года ему было поручено заниматься вопросами соцстрахования. Однако в КЗоТ РСФСР 1922года пенсии по старости не упомянуты - только по нетрудоспособности.
Постановлением ЦИК и СНК “Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости” от 15 мая 1929 года. Однако в этом документе речь идет лишь об отдельных категориях рабочих. Тогда и появились нынешние 60 лет для мужчин и 55- для женщин. Но все это при условии трудового стажа 25 и 20 лет соответственно. Постепенно отдельными актами пенсии по старости начинали получать и другие категории трудящихся. Конституция СССР 1936 года предусматривала пенсию по старости. Последними этого блага удостоились колхозники. Для них был принят в1964 году специальный пенсионный закон.
В 1990 году был впервые принят закон СССР, предусматривающий социальные пенсии любым гражданам, независимо от их трудовой деятельности, но не просто по достижении определенного возраста, а в силу нетрудоспособности.
3. Комментарии по выступлениям.
Учитель обращается к учащимся с вопросами:
- Что мы узнали об истории зарождения
пенсионной системы?
- В каких странах впервые были введены пенсии?
- Каким слоям населения они выплачивались?
- Перечислите источники финансирования для
социальных выплат?
- Когда впервые в России появились пенсии?
- Каким было социальное пенсионное страхование в
Советском Союзе?
4. Слово учителя.
Обобщение и систематизация знаний с использованием презентации “Пенсионная система в современном обществе” (Приложение1.ppt)
5. Закрепление (блиц-опрос).
- Что такое пенсия?
- Из каких она частей состоит?
- От чего зависит размер пенсии?
- Возраст выхода на пенсию у мужчин и женщин?
- Виды трудовых пенсий.
- Кто осуществляет инвестирование пенсионных
накоплений?
- Для чего нужно обязательное пенсионное
страхование?
6. Заключительная часть:
Сегодня мы систематизировали и обобщили ранее полученным знания. Послушали ваши выступления, ответили на вопросы, посмотрели презентацию. У нас есть возможность задать вопросы представителю пенсионного фонда нашего города, Он ответит на те вопросы, которые мы сегодня не рассматривали на уроке, но они непосредственно касаются нашей темы.
Вопросы представителю ПФ г.Нижнекамска:
- Может ли ребенок пенсионера отдохнуть в оздоровительном лагере бесплатно?
- Расскажите о начислении пенсий детям-инвалидам, инвалидам 1,2,3 группы. Из каких частей они состоят?
- Будет ли решаться вопрос о сохранении льгот по оплате коммунальных услуг, по достижении ребенком – инвалидом 18 лет, в том же объеме- 50 процентов?
- Выплачивается ли пособие по уходу за ребенком – инвалидом, при достижении им совершеннолетия, при условии, что оба родителя инвалиды?
7. Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся.