Цели урока:
- Повторять и обобщать знания учащихся о глаголе как части речи; тренировать умения распознавать глаголы в тексте, устанавливать их связь с именами существительными.
- Развивать умения правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
- Воспитывать любовь к животным и природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение 1).
Ход урока
І. Организационный момент.
- Кто знает, каким словом называли слово
“говорить” в старину? (Вместо слова
“говорить” употребляли слово “глаголить”)
- Название какой части речи созвучно со словом
“глаголить”?
- Какую роль глаголы играют в речи человека?
ІІ. Постановка темы урока.
- Как мы называем часть речи, которая указывает
на действие имён существительных? (Глагол)
- Как вы думаете, над какой темой мы с вами будем
сегодня работать?
ІІІ. Чистописание.
1. Упражнения для разминки пальцев.
- Рассмотрите образцы букв.
е о ю м я и
- Какую букву в этом ряду можно назвать лишней?
(М – она согласная, остальные гласные).
Напишите по образцу буквы.
Прочтите предложение.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
- Из какой сказки отрывок, кто автор?
- Кто сможет продолжить?
Запишите предложение.
2. Работа с предложением.
- Какие изученные орфограммы встретились в
словах?
- Назовите слова, которые обозначают действие
предмета.
- На какой вопрос они отвечают?
- К какой части речи они относятся?
Подчеркните эти слова двумя чертами.
ІV. Игра “ Найди ошибку”.
- Дверная ручька;
- Мальчик бижал;
- Высокий дуп;
- Яркая солнце;
- Зодумала число;
- Подошел к чяще.
- Назовите слова, которые обозначают действие
предмета.
- На какой вопрос они отвечают?
- К какой части речи они относятся?
- Кто сможет сказать,что такое глагол?
V. Словарная работа.
- Назовите предметы.
Корова, медведь, собака, заяц, лисица.
- Скажите одним словом, это кто?
- На какие две группы делятся животные?
- Чем отличаются домашние животные от диких?
- На какую орфограмму эти слова?
- К какой части речи они относятся?
- Что такое имя существительное?
Записать эти слова и приписать к ним слова, которые покажут, какие действие может выполнять упомянутый предмет.
(Корова мычит, медведь спит, собака лает, заяц бежит, лисица охотится).
- Чем сходны все слова, которые вы приписали к именам существительным?
(Обозначают действие предметов).
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие имён существительных?
VІ. Физминутка.
Улыбнулись, потянулись,
Дружно вместе все присели
И назад за парты сели.
- Что мы сейчас выполняли? (Действия).
- Какая часть речи нам помогает выполнять разные
действия?
- Назовите глаголы, которые использованы в этой
физминутке.
VІІ. Работа по учебнику.
- Устно. Стр. 130 упражнение 1.
- Письменно упражнение 3.
VІІІ. Выборочный диктант.
1. Прочитать и озаглавить текст.
Тропа бежит через лесок. Весело шумят ёлочки. Алёша и Яша идут домой. Мальчики были в гостях у деда. Дед работает лесником. Ребята сажали с дедом маленькие дубки.
- Какие изученные орфограммы встретились в
тексте?
- Выписать из предложений глаголы.
2. Проверка.
ІX. Итог урока.
- Какую тему начали изучать?
- Что мы называем глаголом?
- На какие вопросы отвечают и что обозначают?
- Приведите примеры глаголов.
X. Домашнее задание.
Стр.133 упр.8.