Цель: формирование навыков правильного, сознательного, выразительного чтения.
Задачи:
1) раскрыть содержание второй части сказки;
2) расширять природоведческие знания о подготовке диких животных к зиме;
3) развивать речевое дыхание, устную речь, внимание;
4) воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование:
- аудиозапись “В мире много сказок”;
- иллюстрации: осень, сени, еж, заяц в гостях у ежа;
- листья клена на нитке для каждого ученика;
- таблицы речевого профиля ш, ч;
- фигурки зайца и лисы;
- таблица со словами для словарной работы;
- шапочки для чтения по ролям.
Ход урока
I.Организация класса на работу:
В начале урока звучит музыка “В мире много сказок”.
“Пусть добро навеки побеждает зло” - к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки.
Что же требуется от вас?
Отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
II.Сообшение темы и целей:
Сегодня на уроке мы продолжим чтение сказки Николая Матвеевича Грибачева “Рыжие листья”, познакомимся со второй частью.
Не забывайте четко прочитывать и проговаривать слова, соблюдать нужную интонацию.
III. Проверка домашнего задания:
Давайте перечитаем начало сказки (чтение первого абзаца). Какое время года пришло в лес? (рисунок осеннего леса) Назовите краски осеннего леса. Подтвердите свой ответ словами текста. О каком признаке осени вы прочитали? Какую скороговорку об осени вы знаете?
Сентябрьская скороговорка.
Все клены стали рыжие
И ни один не дразнится.
Раз все равно все рыжие,
Кому какая разница!
Дыхательная гимнастика.
В лесу листопад. Давайте мы его сейчас изобразим. Возьмите свои листья. Делаем вдох через нос, плечи не поднимаем, дуем на листочек медленно, чтобы он как можно дольше кружился в воздухе. (2-3 раза)
Какие звуки издавали опавшие листья? Прочитайте. (Шшу-шшу-шшурх!) Вспомните, как произносим звук /ш/? (по таблице)
А ветер как шумит между деревьями? Прочитайте. (Чшу-чшу-чшух!)
С кем из героев сказки мы встретились в первой части? (на рисунок осеннего леса помещаю фигурки зайца и лисы)
Прочитайте, почему лиса Лариска обрадовалась наступлению осени?
Чего боялся осенью маленький заяц Коська? Прочитайте.
К кому в гости он решил пойти?
Как мы озаглавили первую часть сказки? (Лиса и заяц в осеннем лесу.)
Физминутка.
Давайте и мы вместе с зайцем Коськой пойдем к ежу Кирюхе.
Топай правого ногой.
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Мы идем к ежу домой!
IV. Первичное чтение:
Что рассказал о себе еж Кирюха?
V. Перечитывание:
1) Уточнение словаря:
сени
отыскался
устраиваться
2) Самостоятельное чтение: с. 55 - 56.
3) Беседа по вопросам:
К кому пришел заяц Коська?
Что он увидел?
Что рассказал о себе еж Кирюха?
Что вы знаете о ежах?
4) Рассказ учителя:
Ежи - очень полезные животные. Ест еж много и очень шумно, в его меню присутствуют ужи, жабы, жуки, кузнечики, а также земляника, малина, желуди и дыни. Жуков он придавливает лапой, после чего берет зубами, а вот с убегающей жертвой он сначала бежит рядом, а потом впивается в нее зубами. Также он ест яйца птиц, которые гнездятся на земле, это фазаны, тетерева, перепела и куропатки. Еж может заползти в огород, но не для того, чтобы разорить грядки. Он съедает гусениц и улиток, которые приносят много неприятностей огородникам. Видит еж очень плохо, но нюх у него прекрасный.
Вода для ежа хуже смерти. В природе ежи не только прячутся от маленького дождика, но даже не живут возле болот. При попадании воды на тело ежа колючий клубочек против своей воли разворачивается и становится совсем беззащитным. Некоторые животные, зная эту особенность, подкатывают лапой ежа к луже или реке и бросают его в воду. Странно, но ежи любят находиться около кошек и играть их хвостом.
Общаются ежи с помощью свиста, но разозлившись, они начинают ворчать. Живут эти ворчливые существа совсем немного, около шести лет. Велика смертность ежат-первогодок, они часто замерзают, так как не умеют устроиться на зиму. Зимовку ежи проводят в одиночестве. Иногда они катаются в опавшей листве, таким образом, накалывая ее на свои иголки, для того чтобы спалось мягче. Спит еж приблизительно 127 дней. Весной колючий просыпается очень худым и голодным, потому ест круглые сутки. Ища пищу, он шумит прошлогодней листвой и по этому шелесту его очень легко можно найти в лесу.
5)Выборочное чтение:
А откуда пришел заяц Коська? Прочитайте.
Где отыскался еж Кирюха?
О чем Коська спросил ежа?
С каким чувством он задал свой вопрос? (с беспокойством)
Кто прочитает слова зайца Коськи с беспокойством, удивлением?
А что ответил еж?
Кто прочитает слова ежа так, будто он вот-вот заснет?
6)Чтение по ролям;
Каких действующих лиц можно выделить в этой части сказки? (автор, заяц Коська, еж Кирюха)
Как надо читать слова автора? (ровно, спокойно)
А как говорит заяц Коська? (удивленно)
Как отвечает еж Кирюха? (сонно, медленно)
Чтение по ролям с использованием шапочек с изображением действующих лиц.
7) Озаглавливание:
У кого в гостях побывал еж Кирюха?
Как можно озаглавить эту часть? (В гостях у ежа.)
VI. Итог урока:
Давайте вспомним, вторую часть какой сказки мы читали на уроке?
У кого в гостях побывал заяц Коська?
Что нового вы узнали о жизни ежей зимой?
VII.Домашнее задание: с.55 - 56, чтение по ролям.