Цель:
- Ввести определение “дробного выражения”;
- Отработка приёмов вычислений с обыкновенными дробями и рациональных приёмов действий с дробными выражениями;
- Развитие элементов творческой деятельности учащихся и умения контролировать свои действия.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок теоретических, практических и самостоятельных работ.
Форма проведения: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудование: карточки, таблицы, компьютер, тесты, учебник “Математика, 6 класс” – автор Виленкин Н.Я.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
№ 618 (в): 16/9 * 12/5 * 5/8 = 8/3 = 2 2/3;
№ 624: Задача на составление уравнения (4/3х + х = 35; х
= 15, л);
№ 593 (д, г) (ответ: д) у = 14/27; г) к = 5).
Дополнительное задание:
Ученик вышел из дома в школу в 8 часов утра. В какое время он придёт в школу, если до неё 1 км?
II. Теоретический опрос (вопросы задаёт ассистент – один из учеников класса):
- Назовите правила деления смешанных чисел.
- Как умножить дробь на дробь?
- Назовите основное свойство дроби.
- Как найти дробь от числа?
- Как найти число по данному значению его дроби?
III. Работа с тестами.
- Сегодня, когда сдача экзаменов проходит через ЕГЭ, то мы к этому должны готовиться уже сейчас. Поэтому мы сейчас выполним тестовые задания по теме “Повторение”. (Ребятам предлагается выход в Интернет http: //school – collection.edu.ru, тестовые задания, № 9.Выполнить самостоятельно.)
Тест №10. (Интернет: http: //school – collection.edu.ru)
А1. Чему равны 3/4 от числа 40 + 80?
а) 20;
б) 30;
в) 90;
г) 40.
А2. На сколько больше 3/5 от числа 125, чем 5/11 от числа 121?
а) на 100;
б) на 55;
в) на 4;
г) на 20.
А3. От рулона материи, в котором было 160 метров сначала отрезали 3/5, а потом 7/8 остатка. Сколько материи осталось в рулоне?
а) 64;
б) 8;
в) 12;
г) 32.
А4. Турист проехал на велосипеде ? пути, а оставшиеся 7 км прошёл пешком. Чему равен весь путь туриста?
а) 21 км;
б) 49 км;
в) 14 км;
г) 28 км.
В это время 4 учащихся работают на индивидуальных досках, выполняя те же задания. Затем следует коллективная проверка теста.
IV. Устная работа. (работа с компьютером: через мультимедийный проектор на экран проецируются задания устной работы). Ассистент комментирует ответы учащихся вместе с учителем.
1) Выполните действия:
1) (12 * 7/5) * 5/7));
2) ;
3) ;
4) 2 1/4 * 1 1/3;
5) 5 1/5 : 13/15;
6) 30 – 1 : 1/25;
7) ;
8) 3/х * 2/7.
(При каких значениях х выражение не имеет смысла?)
2) Найти корень:
а) 7/9 х Х = 1;
б) Х * ( Х – 1/2) ( Х – 12) = 0;
в) ;
3) Верно ли равенство?
Вывод к устной работе:
- Итак, мы с вами столкнулись с трудностями при решении выражений, а это значит, что знания по этой теме нам надо расширять. Поэтому, тему нашего сегодняшнего урока “Дробные выражения”.
V. Работа по новой теме.
1) Что же такое “Дробное выражение”?
Определение: Частное двух чисел или выражений, в котором знак деления обозначен чертой, называют дробным выражением.
Пример:
а) 13/ав;
б) 3,17/3 * 15;
в) .
Выражение, стоящее над чертой, называют числителем, а выражение, стоящее под чертой – знаменателем дробного выражения.
С дробными выражениями можно выполнять действия по тем же правилам, что и с обыкновенными дробями.
2) Работа с учебником (коллективное решение выражений у доски).
№ 677, 678, 679 (а,д), 682 (а).
Дополнительное задание для учащихся:, которые быстрее справились с работой:
1) ;
2) .
VI. Итог урока.
- С какой темой мы познакомились на сегодняшнем
уроке?
- Справились ли вы с намеченными целями?
- Какой вид работы вам понравился больше
всего?
- В ходе какой работы вы испытали трудность? А где
вам было легко?
Резервное время. Используются задания из Интернета (Интернет: http: //school – collection.edu.ru)
Правильно решив пример, вы узнаете, какую оценку получил класс за работу на уроке.
.
Ответ: 5.
- Итак, в ходе сегодняшнего урока мы рассмотрели понятие “дробное выражение” и выполняли действия с дробными выражениями.
VII. Домашнее задание: п. 19, стр.104, № 682 (б), 700 (а,д), 702.
Творческое дополнительное задание:
Сумма возрастов трёх друзей 29 лет. Сколько лет им будет вместе через 5 лет?
Литература:
- Дидактический материал для 5 класса. – М., Просвещение, 1994 год.
- Дорофеев Г.В. Математика – 6 класс. Дидактический материал для ОУ. – М., Дрофа, 1995 год.
- Дидактический материал для 6 класса.
- Виленкин Н.Я. Математика, 6 класс.
- http: urok.1sept.ru/
- http://school – collection.edu.ru/
- http://images.yandex.ru/