ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Толковый словарь Ожегова,
- Мультфильм “Кем быть; 1973 г.,
- Название темы,
- Напечатать группы профессий:
- человек-природа;
- человек-техника;
- человек-человек;
- человек-художественный образ;
- человек-знаковая система;
- пресс-конференция.
- Стол для делегаций, стойка для названия групп профессий,
- Художница с образцами работы (книгами),
- Выставка книг Озёрской поэтессы О.Ник. Ломтевой, стойка для книг,
- Образцы работ фотографа (фотогалерея),
- Мультимедийная установка со слайдами,
- ДВД с фильмом о профессиях, бейджик у каждого ученика с названием издательств.
ХОД УРОКА
1. Орг. нач. урока.
Включаю мультфильм “Кем быть?” (Начало, где мальчик задаёт вопрос, далее идут кадры профессий”)
- Как называется, кто автор? (В. Маяковский “Кем быть?)
- Тема нашего урока “Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь”. (Читают с доски)
2. Вступительная беседа. Работа со словарём.
- Вы хорошо знаете, что каждый человек на земле
– от мала до велика – должен трудиться, так как
без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет
основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим
специалистом, человек должен много знать и много
уметь.
Сегодня вы за школьной партой. Учение – тоже
труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы
будете молодыми людьми, и перед вами встанет
серьезный вопрос: “Кем быть?” Вы сейчас много
мечтаете, и мы, взрослые, должны помочь вам
выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в
выборе.
- Давайте посмотрим в словаре значение слова
“профессия”
- Пока кто-то ищет, мы поиграем в игру “Назови профессию на данную букву”.
(п, м, т)
- Зачитайте, что сказано в словаре.
(П. – это основной род занятий, трудовой деятельности).
- Чтобы больше узнать о профессиях, я хочу пригласить вас на пресс-конференцию.
3. Вывешивается название: “ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ”.
– Понятие “пресс-конференция” состоит из двух слов:
Пресс – означает, что в мероприятии участвуют представители прессы – журналисты из различных периодических изданий (газета “Заря”, “Озёрский край”, “За новую жизнь”, “Московский комсомолец”);
Конференция – собрание специалистов по каким-либо вопросам.
Таким образом, пресс-конференция – это собрание представителей печати, перед которыми выступают, т.е. сообщают информацию, отвечают на вопросы члены делегации. Сегодня наша делегация состоит из представителей разных групп профессий.
- На нашей пресс-конференции в качестве журналистов будете выступать вы, а членами делегации – подготовленные группы учеников.
- В мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии).
1.
- Приглашается делегация, которая расскажет о профессиях группы “Человек-человек”.
На стойку прикрепляется лист с названием группы: ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК.
(Показ слайдов).
Учитель, врач, продавец, воспитатель, милиционер, психолог, библиотекарь.
- Профессиональную сферу "Человек - человек" составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста.
- Главное содержание труда в данной профессии состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться.
Узнайте профессию. (Инсценировка).
- Откройте рот и скажите: "А-а". (Врач)
- Мороженое, сливочное, шоколадное. (Продавец)
- Тема сегодняшнего урока "Все профессии важны". (Учитель)
- Равняйсь, смирно? (Военный)
- Как вас постричь? (Парикмахер)
- Какие ещё можете добавить профессии? (Библиотекарь, экскурсовод)
- Спасибо за выступление!
2.
Предлагаю вашему вниманию следующую группу: “Человек-техника”. Они изложат нам информацию в виде устного журнала.
- Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим профессиям относятся следующие профессии: связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (например, шахтер, бульдозерист).
- Профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик), строительные профессии.
- Профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов (токарь, слесарь, сварщик) строительные профессии.
- Профессии в транспорте (водители разных машин).
Человек, выбравший данную профессию, должен любить технику, иметь стремление к ручному труду, предпочитать точность .
- Добавьте, какие профессии можно отнести к этой группе?
3.
- Послушаем следующую делегацию: “ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА”.
- Это профессии, связанные с знанием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), профессии, связанные с числами (экономист, бухгалтер, кассир, программист, компьютерщик, чертежник).
- Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и пр.
- Сейчас я узнаю, есть ли среди вас будущие специалисты в группе “человек - знаковая система”
Руки вверх
Сесть на корточки
Встать
Прыжки
Руки в стороны
Исходное положение
- Молодцы, вы все справлялись с заданиями.
4.
Следующая группа: “Человек-художественный образ”.
1)
- Эти профессии, связанные с изобразительной
деятельностью, музыкой,
литературно-художественной деятельностью и
актерско-сценической деятельностью.
- Очевидно, что это не только профессии художника,
музыканта, певца, танцора и композитора,
филолога, литератора и писателя, актера и
режиссера.
2) Это также все профессии, непосредственно связанные с данными ведущими специалистами или обслуживающие их. Это могут быть профессии декоративного и прикладного искусства (декоратора, дизайнера), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др.
- У меня творческая семья: мама и папа – художники, а папа ещё и фотолюбитель.
Сейчас Ольга Васильевна подробнее расскажет о своей работе.
(Выступление родительницы).
5.
И, наконец, следующая делегация расскажет о профессиях “ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА”.
Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе.
- Как вы думаете, что является объектом труда для профессий этого типа? (Природа).
Показ фильма.
1) И растения, и животные развиваются без всяких выходных и праздников; они живут, растут, болеют и гибнут. Специалисту нужно не просто очень многое знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность.
2) Вы, наверное, замечали, что животные тонко чувствуют состояние человека: боится ли он, или сам представляет угрозу; нервничает или уверен в себе, одних они любят, а других ненавидят или боятся. Исследования показали, что также реагируют на людей и растения, только эти проявления не так заметны.
3) Человек, работающий в сфере “человек — природа”, должен быть спокойным и уравновешенным. Иначе он передаст свое состояние “клиентам”.
4. Закрепление изученного.
- А теперь послушайте загадки и догадайтесь, о каких профессиях в них говорится и к какой группе они относятся.
1. Он и волк, и Дед Мороз
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он – … (Артист)-худ. обр.2. Вот на снимке вся семья,
Посмотрели – весело.
Кто вам снимок сделал? Я!
Кто я по профессии? (Фотограф)-чел-чел.3. Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)-чел-техн.4. Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его неловок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)-чел-природа5. Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач)-чел-чел.
Игра “Подскажи словечко”.
-Давайте вместе вспомним, что говорит о труде народная мудрость. На ваших листочках написана пословица, закончите её.
- Скучен день до вечера, когда делать … (нечего).
- Судят не по словам, а по …(делам).
- Не пеняй на соседа, когда спишь …(до обеда).
- Кто любит трудиться, тому без дела … (не сидится).
- Труд человека кормит, а лень … (портит).
- Хочешь есть калачи, так не сиди …(на печи).
- Сделал дело – гуляй … (смело).
- Делу время, а потехе …(час).
- Без труда не вытащишь и рыбку …(из пруда).
- Терпенье и труд, всё …(перетрут).
Итог урока.
- На какие группы делятся профессии?
- О каких профессиях мы сегодня говорили?
РЕФЛЕКСИЯ.
-У вас на партах лежат человечки. Это вы. Возьмите его и прикрепите его к той группе профессий, которая вас заинтересовала.
Эпилог.
Вот закончился, ребята,
О профессиях рассказ.
Выберете вы когда-то
Подходящую для вас.Но не будем торопиться,
Можно только помечтать.
Надо много всем учиться,
Чтоб специалистом стать.Чтоб потом гордились вами,
Вашей хваткой трудовой.
Чтобы были мастерами
Вы в профессии любой!