Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми породами кошек и собак, их жизнью, повадками; развивать кругозор, наблюдательность; воспитывать любовь к животным, приучать к ответственности за них и бережное отношение к ним.
Оборудование: иллюстрации и фотографии домашних любимцев, костюмы Кота Матроскина и Шарика, презентации “Кошки и собаки”, фонограммы песен о кошках и собаках.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд №1
Звучит фрагмент из песни “Не дразните собак”
Не дразните собак, не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц, ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать
Вас никто не будет.
Учитель:
-Чему учат нас эти строки?
Ответы учеников.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слайд №2
Учитель:
-Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?
Я вам помогу. Послушайте загадки, и вы сразу ответите, о ком сегодня пойдет речь
Мохнатенькая, усатенькая,
Сядет - песенки поет
(кошка)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(собаки)
Ну, конечно, сегодня мы с вами поговорим о наших любимцах: о кошках и собаках.
III. Работа над темой урока.
1.Науки о собаках и кошках.
Стук в дверь и в класс входит Кот Матроскин.
Слайд №3
Кот Матроскин:
Живут на земле существа
Неземной красоты.
Я думаю, что вы догадались – это коты.
Следом входит Шарик.
Шарик:
Ты, Матроскин, вечно преувеличиваешь. Какая тут неземная красота, усы и хвост - вот все твои достоинства.
Матроскин:
Нет, ты Шарик не прав
Коты грациозны-
Какая гимнастика
Может помочь тебе
Сравнится с котом
Взгляни-ка, как он лижет себя,
Как играет с хвостом!
Слайд №4
Шарик:
А чем хуже мы?
Мы охотники и сторожа.
Можем дом защитить
И спасателем быть.
На охоту сходить
И по речке проплыть.
Учитель:
Дорогие друзья, хватит вам спорить, ведь всем известно, что и кошки и собаки - прекрасные помощники и друзья человека. Вы лучше помогите мне познакомить ребят с жизнью кошек и собак.
Кот Матроскин:
А я вот помню, мне дед говорил, что существует целая наука о нас о кошках.
Слайд №5
Учитель:
Да, ты прав, Матроскин. Действительно, есть такая наука, и называется она фелинология (от латинского felines – кошачий и греческого logjs – знание). Изучает анатомию и физиологию домашних кошек, породы, вопросы селекции, особенности развития и содержания.
Кот Матроскин:
Вот – вот это очень важно.
Слайд №6
Шарик:
Ты, Матроскин, сильно не зазнавайся. Нами собаками тоже наука интересуется, а называется она кинология (от греческого kynos – собака и logos - учение). Кинологи изучают анатомию и физиологию собаки, происхождение и эволюцию пород, разведение и селекцию, кормление и содержание.
2. Знакомство с жизнью собак и их породами.
Слайд №7
Учитель:
Шарик, ты прав и поэтому мы сразу перейдем к истории. Как свидетельствуют археологи, собаки как домашние животные появились на земле более 20 тыс. лет назад. Собака - наш самый верный и самый надежный друг, прирученный человеком еще в каменном веке. Ученые считают, что родоначальником всех пород собак является волк. Хотя есть предположение, что древним предком домашних собак является дикая собака. Что же представляют собой эти дикие собаки?
Нет, я не волк и не лиса,
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса –
Воинственного Динго.
Существует удивительная история о том, как человек приручил мощного хищного зверя. Люди охотились за добычей, а у волков охота была неудачной. И вот голодные дикие звери стали лакомится отбросами, которые оставляли после себя люди. Со временем некоторые волки привыкли к такой прикормке, и стали постоянно находиться возле людей. Люди заметили, что четвероногие попутчики могут служить хорошими сторожами и быть полезными на охоте. Так постепенно дикие животные стали спутниками в жизни древнего человека. Они охраняли его и помогали на охоте. А со временем волки превратились в домашних животных.
Собаки охраняют дом, защищают хозяев, помогают пасти стада, охотиться на зверей. Каких только собак не бывает: служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные. Сейчас насчитывается более 400 разных пород собак. И у каждой породы свои особенности.
- Ребята, у каждого из вас дома живет четвероногий друг. Расскажите нам о нем по плану:
1.Порода.
2. Кличка.
3.Внешний вид.
4. Особенности характера и ваши взаимоотношения.
Ребята знакомят со своими четвероноги друзьями, приносят их фотографии. Слайд №8
Овчарка – сильное, умное животное, которое в дом не пустит, и за хозяина постоит, и границу охранять поможет.
Слайд №9
Колли – собака красивая, умная, добрая. Еще ее называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака очень ласковая и любит детей.
Слайд №10
Русская борзая – незаменимый помощник на охоте. Эти собаки отличаются выносливостью и красотой. Охота с такими красавцами прямо удовольствие. На такой охоте не бывает подранков и бесполезной гибели зверя. Тут либо борзая взяла зверя, либо он ушел невредимым.
Слайд №11
Не знающие страха бойцовые породы: боксер, ротвейлер, дог немецкий, сенбернар.
Слайд №12
Пудель – собачка декоративная. Сама по себе собака веселая, сообразительная. Часто можно ее встретить в цирке: она и кувыркается, и через обруч прыгает, и танцует.
Слайд №13
Лайка – древняя группа собак и, видимо, одна из первых одомашненных человеком. История их происхождения восходит ко времени великого оледенения Земли. Лайка – это охотник, пастух и, конечно, извозчик. Там где не могут проехать машины, пройти олени, так пойдет упряжка ездовых лаек.
Слайд №14
Но, кроме породистых собак, есть и беспородные. В народе зовут их дворняжками. Это тоже хорошие, умные, преданные собаки и никогда не оставят хозяина в беде.
Кот Матроскин:
Все понятно! Собака хороший помощник в хозяйстве, но в доме лучше кошек не найдешь. Кто играет с малышами, кто делает зарядку, кто ловит мышей? Давайте, ребята, немного отдохнем.
Слайд №15
Физкультминутка.
Киска на ребят глядит-
Вот так, вот так!
(повороты головы в стороны)
Хвостиком она играет-
Вот так, вот так!
(локоть одной руки стоит на ладони другой и в такт словам дети наклоняются в стороны)
Спинку кошка выгибает-
Вот так, вот так!
(руки на поясе, наклоны вперед)
А ребята приседают-
Вот так, вот так!
( приседания)
3. Знакомство с жизнью кошек.
Слайд №16
Учитель:
Уважаемый Кот Матроскин, мы не умоляем твой талант и значение кошек в жизни человека. Ведь кошки, как и собаки, поселились рядом с человеком с тех пор, как он стал вести оседлый образ жизни. Но это были дикие кошки, питавшиеся отбросами.
Разные исследователи придерживаются противоположных взглядов на происхождение домашних кошек. По более строй версии принято считать единым предком домашней кошки североафриканскую степную кошку, одомашненную в Нубии около 4 тысяч лет назад. Из Нубии одомашненные кошки попали в Египет, а дальнейшем в Азии они скрестились с лесной бенгальской. Итог этих скрещиваний - своренное разнообразие пород, линий, расцветок.
Многочисленные свидетели пребывание кошек в Египте хорошо прослеживаются. На росписях в гробницах Сакнараха кошки изображены с ошейниками, что, безусловно, свидетельствует об их одомашнивании. А на знаменитой фреске из Бени-Хасана кошка уже изображается в доме рядом с хозяйкой. В храмах, посвященных богине Баст, содержалось много кошек, почитаемых как священное животное. Когда кошка умирала, в семье объявляли траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировали и хоронили в пышных гробницах на специальных кладбищах. Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь. В Европе кошки вплоть до эпидемии “черной смерти”, когда их функция истребления мелких грызунов, была оценена по достоинству, не пользовались популярностью и нередко становились жертвами предрассудков.
На Востоке кошки издавна находились в привилегированном положении по сравнению с Европой. В исламе кошки весьма почитаются, кошка Муэзза жила у самого пророка Мухаммеда. В память о ней всем кошкам разрешено было свободно входить в мечеть. Кот входит в число 12 животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображение считались приносящими счастье. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки - такое же серьезное преступление, как и убийство человека.
В 1727 году появился труд француз Монкрифа “История кошек”, окончательно реабилитировавший животных.
С XVIII века в Европе, и прежде всего в Англии, начинается работа над созданием новых пород, продолженная и небывало усилившаяся в дальнейшем, когда кошки прочно заняли второе, а кое- где и первое место среди домашних любимцев.
Слайд №17
Кот Матроскин:
Вот это правильный подход. Я – самое любимое животное! У меня тонкий слух и я очень чистоплотное животное, часто умываюсь. А вы знаете ребята, что слизываю я не только грязь, но и собственный запах. Ведь мы охотники и поэтому у нас острое зрение и чуткий нюх, а ходим мы бесшумно, когти прячем в подушечки.
Ученик:
Кошка первой входит в дом
И живет подолгу в нем.
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает…
В.Приходько.
Кот Матроскин:
Что, правда, то, правда: кошки очень свободолюбивое животное. Ее не стоит принуждать делать то, что она не хочет. А если я захочу, чтобы вы меня погладили и приласкали, я сам приду к вам в дом.
Слайд №18
Учитель:
На свете около 60 разных пород кошек. Но большинство тех кошек, которые живут в наших квартирах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто - домашние кошки.
Слайд №19
Далее заслушиваются рассказы детей о кошках, которые живут у них дома, по тому же плану, что и составляли рассказы о собаках. Дети рассматривают породы кошек в учебнике.
Сценка “Кошка”
Мальчик: Говорит мне тихо кошка:
Кошка: Пожалей меня немножко!
Мальчик: Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету,
Я под самый Кошкин нос
Лучший свой значок поднес
Я обнял ее за шею:
-Вот как я тебя жалею!
Ну, чего ты хочешь кошка?
Говорит она:
Кошка: Немножко, хоть немножко
Пожалей – отпусти меня скорей!
Слайд №20
Учитель:
Не секрет, что есть такие ребята, которые берут себе маленьких котят и щенят, но плохо за ними ухаживают. А иногда просто выбрасывают на улицу. Помните: если взяли в дом маленького питомца, то должны быть за него в ответе. И я верю, что так и есть.
Кот Матроскин:
Я тоже хочу в это верить! А известны ли науке какие-нибудь знаменитые коты? Нет не так… Есть ли коты - ученые?
Шарик:
Коты - ученые? Ишь чего захотел. Еще скажи научные работники.
Учитель:
Ну почему же, Шарик, если хозяин научит своего питомца, то тот сможет многое. Хотя коты поддаются хуже дрессировке, а для собак созданы даже школы, где их специально обучают. Истории известны случаи, когда благодаря котам были сделаны научные открытия. Когда французский ученый Бернар Куртуа проводил опыты, на его плече сидел кот. Однажды коту что- то не понравилось, он спрыгнул и опрокинул пробирки. Вещества, которые в них находились, соединились, и получился йод.
Кот Матроскин: А имя кота сохранилось в истории?
Учитель: Нет, зачем?
Кот Матроскин:
Вот так всегда вся слава людям и собакам. А котам опять ни славы, ни богатства. Даже имени в истории нет. Имена знаменитых собачек Белки и Стрелки все, наверное, знают. Коту, открывшему йод, вообще памятник надо поставить.
Учитель: Но йод открыл ученый, а не кот.
Кот Матроскин: Без кота даже имени этого ученого никто бы не знал.
Учитель: Но кот даже не узнал, что совершил открытие, потому, что он не знает науки. Очень часто коты и собаки, живя своей жизнью, помогают людям.
Ребята, а вы хорошо знаете жизнь своих питомцев? Давайте проверим.
4. Закрепление нового материала.
Викторина.
- Как называется “общежитие” для собак? (псарня)
- Эти шалунишки играют в кошки- мышки? (Том и Джерри)
- Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи “Спокойной ночи, малыши!”)
- Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (несет мышку в зубах)
- Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке “Репка”)
- Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич)
- Как называют дикую собаку? (Динго)
- Какой континент является родиной кошек? (Африка)
- Назовите ближайших родственников собак? (волк и лиса)
- Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио)
- Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город?
(Тотошка)
- В какой стране кошка является священным животным? (в Египте)
Слайд №21
IV. Итог урока.
Учитель:
Молодцы, ребята, я вижу, что сегодняшний урок не прошел напрасно, и вы узнали много нового и интересного.
V. Домашнее задание.
Шарик:
Друзья, прочитайте рассказы о кошках и собаках в ваших учебниках (с. 80-81)
Кот Матроскин:
А если у кого-то нет четвероного друга, напишите рассказ “Если бы у меня была собака (кошка)”
Учитель:
А если вы захотите больше узнать о своих четвероногих друзьях, то можете пойти в библиотеку, и почитать в журнале “Тошка” интересные истории о своих любимцах.
Используемая литература: В.А. Корабельников “Легенды и быль о собаках”;
Н. Непомнящий “Кошка в вашем доме”;
журнал “Тошка”.