Интегрированный урок литературного чтения и риторики. 3-й класс. Тема: "Картины родной природы в произведениях русских поэтов"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели.

  1. Показать на уроке, что слушание- это один из основных видов речевой деятельности.
  2. С помощью литературного жанра, как стихотворение, показать и доказать, насколько важно внимательно не только слушать, но и слышать, чтобы заслужить внимательного и неравнодушного слушателя.
  3. Учить владеть при чтении невербальными средствами (мимика, жесты, поза) и выразительными средствами общения (тон, темп речи, громкость), чтобы тебя понимали, вникали в смысл, получаемый на слух информации, и выделять главное – определять основную мысль текста.
  4. Учить произвести краткий анализ своего стихотворения; выражать точку зрения автора и свою.
  5. Развивать навыки чтения; творческой деятельности; речи.
  6. Формировать знания литературоведческих понятий и представлений.

Ход урока

I. Организация класса.

- Начнем работу на уроке с постановки цели, для того, чтобы вы получили удовольствие от исполнения вами произведений и заслужили внимательного неравнодушного слушателя.

II. Постановка цели урока.

1. Раз мы заговорили о слушателе, то интересно сначала разобраться с такими понятиями, как “слушать” и “слышать”.

- Ребята, как вы думаете, глаголы “слышать” и “слушать” обозначают одно и то же?

- Слушать – значит…(прислушиваться, вслушиваться, внимать, выслушивать, понять, сочувствовать, сопереживать).

- Слышать – значит…(воспринимать слухом, различать речь знакомую и незнакомую).

- Великие мудрецы древних веков говорили:

* “Если не умеешь говорить, научись слушать” - римский драматург Помпоний.

* “Искусство слушать почти равносильно искусству говорить” - французский поэт Буало.

* “Научись слушать и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо” - древнегреческий писатель и философ Плутарх.

- Я думаю, что эти мудрые мысли отражают нашу тему урока. Посмотрим, насколько хорошо мы умеем друг друга слышать и слушать, чтобы не получилось у нас на уроке, как у этих двух клоунах, которые никак не могут понять друг друга. А почему?

2. (Выступление двух ребят – клоунов)

Клоунада А.Л. Барто “ А, здравствуйте…”

- А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?

- Что вылил? Я ничего не вылил…

- Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?

- Ах, выли (в публику) Кто? Они выли? А зачем они выли?

- Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?

- Нет, я не выл!

- Ну, и они не выли!

- Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!

- Нет, я не один, а мы…

- Кто это – мы?

- (объясняя жестом) Вы, ты, мы, я…

- Кто – вымытые?

- Да, нет, я про всех говорю – вы, ты, мы, я…

- Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?

- Что променяли?

- Я говорю – не про меня ли?

- Ах, вас не променяли!

- Нет, нам никак не разобраться.

- Так, почему два клоуна не смогли друг друга понять? Вот вам наука, как нельзя вести себя во время общения!

III. Работа над литературными произведениями.

  1. А теперь перейдем к теме урока литературы “Картины родно природы в произведениях русских поэтов”.
  2. - Хочу начать со стихотворения Петра Андреевича Вяземского (одного из близких поэтов- друзей А.С.Пушкина), которое называется “Зима”.

    - Послушайте, подумайте и ответьте на вопросы:

    * О чем это стихотворении?

    * Какова главная мысль данного произведения?

    * Можно ли услышать, с каким настроением поэт писал свое стихотворение?

    * Какой литературный прием использовал поэт, чтобы так здорово изобразить красавицу – зиму? Докажите.

    ( Чтение учителем “Живое слово ребенка”, с 130,131)

    - Кто себе представил красавицу – зиму? Создайте словесную иллюстрацию нашей героине.

    - А какой рисунок, которые вы рисовали к теме нашего урока, подошел бы в качестве иллюстрации к стихотворению П. А. Вяземского?

    (дети рассматривают и выбирают рисунок).

  3. Работа по учебнику над стихотворением А. С. Пушкина “Зимняя дорога” (С. 59, 60)
  4. Работа по рабочей тетради (с.61, з.1)
  5. - Вспомните, значение литературных понятий:

    * Олицетворение – явление или предмет неживой природы, а также животные или растения наделяются качествами человека.

    * Эпитет – художественное определение, указывающее на какое – то качество человека, предмета или явления, одно из изобразительно – выразительных средств.

    (Повторное чтение стихотворения и нахождение олицетворений и эпитетов).

  6. Исполнение стихотворений учениками.

- У вас на столах находятся ваши любимые книги с вашими любимыми поэтами.

- Вспомните, как легко эти стихотворения читаются, как интересно удается поэту так складно излагать свои мысли?

- Давайте представим себе кабинет поэта: видите на столе рукопись – будущая книга. Поэт много работает над будущим произведением, обдумывает каждое точное слово, выразительное предложение, которое мы должны донести до наших слушателей.

- Итак, вам слово, дорогие любители поэзии!

(Исполнение и краткий анализ стихотворений)

План для анализа стихотворения (на доске):

  1. Почему выбрал для чтения это стихотворение?
  2. С каким чувством исполнял, почему?
  3. Какой бы рисунок подошел в качестве иллюстрации к твоему стихотворению?

IV. Физическая пауза.

- Я буду говорить пословицу и поговорку о слушании, а вы должны дать ей толкование, т.е. поработать толковыми словариками:

* Слышать краем уха.

* У него в одно ухо влетело, в другое – вылетело.

* Слышал звон, да не знает, где он.

* Язык – один, уха – два; раз скажи, два раза – послушай.

* Речь красна слушанием.

( Проводится между чтением стихотворений учащимися).

5.Игра “Снежный ком”.

- Давайте поиграем.

- Попробуйте на некоторое время стать группой авторов своего произведения. Составим текст на тему “Зима”.

- Делать будем так. Каждый из вас по очереди должен произнести свое предложение, повторив те, которые были сказаны предыдущими игроками. Последним игрокам будет труднее всего. Кто будет завершающим? ( Им надо быть очень внимательным человеком).

- Я начинаю: “Наступила зима”.

- Второй игрок: “Наступила зима. Она покрыла землю белым покрывалом”.

- Третий игрок: “Наступила зима. Она покрыла землю белым покрывалом. Ударила трескучими морозами” и т.д.

V. Итог урока.

- Если вы будете внимательными слушателями, то многое узнаете и запомните. Это пригодится вам в жизни. Старайтесь развивать свою память. Услышав или прочитав интересную важную информацию, попробуйте повторить ее, запомнить и донести до своего благодарного слушателя.

- Хочется завершить урок, вернувшись “в мир мудрых мыслей” великих людей (см. выше).

- Вы были все на уроке прекрасными исполнителями своих выбранных стихотворений, поэтому поаплодируем себе.