Цели.
- Показать на уроке, что слушание- это один из основных видов речевой деятельности.
- С помощью литературного жанра, как стихотворение, показать и доказать, насколько важно внимательно не только слушать, но и слышать, чтобы заслужить внимательного и неравнодушного слушателя.
- Учить владеть при чтении невербальными средствами (мимика, жесты, поза) и выразительными средствами общения (тон, темп речи, громкость), чтобы тебя понимали, вникали в смысл, получаемый на слух информации, и выделять главное – определять основную мысль текста.
- Учить произвести краткий анализ своего стихотворения; выражать точку зрения автора и свою.
- Развивать навыки чтения; творческой деятельности; речи.
- Формировать знания литературоведческих понятий и представлений.
Ход урока
I. Организация класса.
- Начнем работу на уроке с постановки цели, для того, чтобы вы получили удовольствие от исполнения вами произведений и заслужили внимательного неравнодушного слушателя.
II. Постановка цели урока.
1. Раз мы заговорили о слушателе, то интересно сначала разобраться с такими понятиями, как “слушать” и “слышать”.
- Ребята, как вы думаете, глаголы “слышать” и “слушать” обозначают одно и то же?
- Слушать – значит…(прислушиваться, вслушиваться, внимать, выслушивать, понять, сочувствовать, сопереживать).
- Слышать – значит…(воспринимать слухом, различать речь знакомую и незнакомую).
- Великие мудрецы древних веков говорили:
* “Если не умеешь говорить, научись слушать” - римский драматург Помпоний.
* “Искусство слушать почти равносильно искусству говорить” - французский поэт Буало.
* “Научись слушать и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо” - древнегреческий писатель и философ Плутарх.
- Я думаю, что эти мудрые мысли отражают нашу тему урока. Посмотрим, насколько хорошо мы умеем друг друга слышать и слушать, чтобы не получилось у нас на уроке, как у этих двух клоунах, которые никак не могут понять друг друга. А почему?
2. (Выступление двух ребят – клоунов)
Клоунада А.Л. Барто “ А, здравствуйте…”
- А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
- Что вылил? Я ничего не вылил…
- Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
- Ах, выли (в публику) Кто? Они выли? А зачем они выли?
- Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?
- Нет, я не выл!
- Ну, и они не выли!
- Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
- Нет, я не один, а мы…
- Кто это – мы?
- (объясняя жестом) Вы, ты, мы, я…
- Кто – вымытые?
- Да, нет, я про всех говорю – вы, ты, мы, я…
- Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
- Что променяли?
- Я говорю – не про меня ли?
- Ах, вас не променяли!
- Нет, нам никак не разобраться.
- Так, почему два клоуна не смогли друг друга понять? Вот вам наука, как нельзя вести себя во время общения!
III. Работа над литературными произведениями.
- А теперь перейдем к теме урока литературы “Картины родно природы в произведениях русских поэтов”.
- Работа по учебнику над стихотворением А. С. Пушкина “Зимняя дорога” ( С. 59, 60)
- Работа по рабочей тетради (с.61, з.1)
- Исполнение стихотворений учениками.
- Хочу начать со стихотворения Петра Андреевича Вяземского (одного из близких поэтов- друзей А.С.Пушкина), которое называется “Зима”.
- Послушайте, подумайте и ответьте на вопросы:
* О чем это стихотворении?
* Какова главная мысль данного произведения?
* Можно ли услышать, с каким настроением поэт писал свое стихотворение?
* Какой литературный прием использовал поэт, чтобы так здорово изобразить красавицу – зиму? Докажите.
( Чтение учителем “Живое слово ребенка”, с 130,131)
- Кто себе представил красавицу – зиму? Создайте словесную иллюстрацию нашей героине.
- А какой рисунок, которые вы рисовали к теме нашего урока, подошел бы в качестве иллюстрации к стихотворению П. А. Вяземского?
(дети рассматривают и выбирают рисунок).
- Вспомните, значение литературных понятий:
* Олицетворение – явление или предмет неживой природы, а также животные или растения наделяются качествами человека.
* Эпитет – художественное определение, указывающее на какое – то качество человека, предмета или явления, одно из изобразительно – выразительных средств.
(Повторное чтение стихотворения и нахождение олицетворений и эпитетов).
- У вас на столах находятся ваши любимые книги с вашими любимыми поэтами.
- Вспомните, как легко эти стихотворения читаются, как интересно удается поэту так складно излагать свои мысли?
- Давайте представим себе кабинет поэта: видите на столе рукопись – будущая книга. Поэт много работает над будущим произведением, обдумывает каждое точное слово, выразительное предложение, которое мы должны донести до наших слушателей.
- Итак, вам слово, дорогие любители поэзии!
(Исполнение и краткий анализ стихотворений)
План для анализа стихотворения (на доске):
- Почему выбрал для чтения это стихотворение?
- С каким чувством исполнял, почему?
- Какой бы рисунок подошел в качестве иллюстрации к твоему стихотворению?
IV. Физическая пауза.
- Я буду говорить пословицу и поговорку о слушании, а вы должны дать ей толкование, т.е. поработать толковыми словариками:
* Слышать краем уха.
* У него в одно ухо влетело, в другое – вылетело.
* Слышал звон, да не знает, где он.
* Язык – один, уха – два; раз скажи, два раза – послушай.
* Речь красна слушанием.
( Проводится между чтением стихотворений учащимися).
5.Игра “Снежный ком”.
- Давайте поиграем.
- Попробуйте на некоторое время стать группой авторов своего произведения. Составим текст на тему “Зима”.
- Делать будем так. Каждый из вас по очереди должен произнести свое предложение, повторив те, которые были сказаны предыдущими игроками. Последним игрокам будет труднее всего. Кто будет завершающим? ( Им надо быть очень внимательным человеком).
- Я начинаю: “Наступила зима”.
- Второй игрок: “Наступила зима. Она покрыла землю белым покрывалом”.
- Третий игрок: “Наступила зима. Она покрыла землю белым покрывалом. Ударила трескучими морозами” и т.д.
V. Итог урока.
- Если вы будете внимательными слушателями, то многое узнаете и запомните. Это пригодится вам в жизни. Старайтесь развивать свою память. Услышав или прочитав интересную важную информацию, попробуйте повторить ее, запомнить и донести до своего благодарного слушателя.
- Хочется завершить урок, вернувшись “в мир мудрых мыслей” великих людей (см. выше).
- Вы были все на уроке прекрасными исполнителями своих выбранных стихотворений, поэтому поаплодируем себе.