Цели урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся VII класса; повторить и обобщить знания о первоначальных химических понятиях, закрепить умения составлять химические формулы оксидов, кислот, солей и оснований, уравнения реакций, определять тип реакций, степени окисления элементов. Способствовать развитию логического мышления и речи; уметь работать самостоятельно и в коллективе, уметь выделять главное, сравнивать, делать выводы. Вызвать у учащихся интерес к предмету.
Оснащение: интерактивная доска (слайдовая презентация), компьютер.
Химическое оборудование: пробирки, индикаторы, вода, растворы щёлочи и кислоты, известковая вода, газоотводная трубка.
Тип урока: урок-путешествие.
Предварительная подготовка: За 1-2 недели, до проведения игры обучающиеся знакомятся с формой проведения урока. Темы для повторения вывешиваются в кабинете. Играют 2 команды - учащиеся 7-а и 7-д класса. Каждая команда получает домашнее задание: 1) Составить кроссворд, красиво его оформить. 2) Презентация на тему: “В мире интересного” (из химии). 3) название команды и девиз. (1. Всё на химии стоит. Тот, кто лучше ее знает, тот сегодня победит. 2. Химия – супер, химия – класс. Наука для умных, наука для нас).
Эпиграф к уроку: “Дорога к знанию? Ну что же её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь опять, но меньше, меньше с каждым разом”. (Написать на доске?).
Подготовка к уроку.
Учитель называет тему, цели урока и объявляет условия игры, представляет жюри и ведущих. В роли ведущих и жюри выступают учащиеся 10-11-х классов, которых заранее консультирует учитель о форме проведения урока. Члены жюри имеют зачетный лист для каждой команды. Задания оцениваются по пятибалльной системе.
ХОД УРОКА
Учитель. Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! (слайд 1). Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по континенту “Химия”.
(Слайд 2) Цель нашего урока - подвести итоги и выяснить, чему же мы научились за этот год, что узнали.
Мир веществ богат и разнообразен и открывает свои тайны только тому, кто настойчиво добивается этого. (Слайд 3) Эпиграф к нашему уроку: “Дорога к знанию? Ну что же её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь опять, но меньше, меньше с каждым разом”.
Путешествовать будут ребята 7-а и 7-д класса. Представьтесь ребята. (Название команды, девиз).
(Слайд 4) Посмотрите на экране схема маршрута по континенту “Химия” Впереди вас ждёт Страна веществ, Государство явлений, Королевство формул.
Схема маршрута по континенту “Химия”
Я хочу вам представить многоуважаемое жюри, которое будет оценивать конкурсы.
(Слайд 5). (Раздать лист контроля знаний 2-х команд). Задания оцениваются по пятибальной системе.
Лист контроля знаний команды_______________________________
Задания |
Количество баллов |
1. “Давайте познакомимся” |
|
2. “Игротека” |
|
3. “Третий лишний” |
|
4. “Экспертиза” |
|
5. “Химик – эрудит” |
|
6. “Знатоки” |
|
7. “Презентация” |
Общее количество баллов: _____ Место____
Ребята! На одном из последних уроков вы стали свидетелями химических проделок Шарика из Простоквашино (слайд 6 -16) (напомним вам сказку – презентацию, звучит музыка из мультипликационного фильма “Дядя Фёдор и его друзья”).
Знаменитый Шарик-химик, пользуясь услугами электронной химической почты, прислал нам письмо, которое я хочу представить вашему вниманию:
(Слайд 17). “Многоуважаемые коллеги-химики 7-а и 7-д класса!!!
Недавно я начал изучать химию. Несмотря на мои обширнейшие знания в области химических наук, у меня возникли неразрешимые вопросы. Помогите мне, пожалуйста, ответить на них.
С большим нетерпением жду ответа.
Желаю удачи!
С уважением, Шарик-химик”.
Итак, мы начинаем нашу интеллектуальную игру. Вам необходимо будет ответить на все вопросы Шарика-химика.
1 конкурс “Давайте познакомимся” (Слайд 18)
Определите, где на рисунке изображено простое вещество, сложное вещество или смесь.
Ответ 1 конкурса: а), б) – простые вещества; г) – сложное вещество; в), д)- смесь.
2 конкурс “Игротека”. (Слайд 19)
На уроках вы нередко отвлекаетесь и любите поиграть в разные игры, особенно часто играете в “Крестики-нолики”. Так давайте в неё сейчас и поиграем.
Выигрышный путь составляют:А – одинаковое значение степени окисления азота: 7-А
Б - одинаковое значение степени окисления серы: 7-Д
Ответ 2 конкурса:
А. KNO2, N2O3, NaNO2
Б. SO3, H2SO4, MgSO4
3 конкурс “Третий лишний”. (Слайд 20-21)
В каждой строчке вычеркнуть формулу того вещества, которое вы считаете “третий лишний”. Определить формулы оксидов, оснований, кислот, солей и назвать их.
Ответ 3 конкурса:
BaO HNO3 Na2SO4 Ca(OH)2 P2O5 |
CO2 HCl H2SO4 Al(OH)3 SO2 |
CaO H2O BaCl2 Al(NO3)3 MgO |
Оксиды | Основания | Кислоты | Соли |
BaO | Ca(OH)2 | HNO3 | Na2SO4 |
CO2 | Al(OH)3 | HCl | BaCl2 |
CaO | H2SO4 | Al(NO3)3 | |
P2O5 | |||
SO2 | |||
MgO | |||
H2O |
4конкурс. “Экспертиза”. (Слайд 22-23).
ЗАДАНИЕ для 7-д класса. Сапоги мои – того: Пропускают …. Распознать … среди других веществ и найти массовые доли химических элементов в сложном веществе.
ЗАДАНИЕ для 7-а класса. На суку сидит сова, Выдыхает …. Доказать наличие …и найти массовые доли химических элементов в сложном веществе.
Ответ 4 конкурса: H2O. W (H) = 2 : 18 = 0,1111 ИЛИ 11,11%; W (O) = 16 : 18 = 0,8889 ИЛИ 88,89%
CO2. W (C) = 12 : 44 = 0,2727 ИЛИ 27,27%; W (O) = 32 : 44 =0,7273 ИЛИ 72,73%
5 конкурс “Химик - эрудит”. (Слайд 24-25).
Восстанови шпаргалку. В кабинете химии учитель на доске заранее написал уравнения химических реакций. Кто-то пробрался в кабинет и стёр коэффициенты. Восстановите их и определите тип химической реакции. Сумма правильно расставленных коэффициентов будет равна относительной молекулярной массе: гидроксида аммония (NH4OH);
…Fe(OH)3 —> Fe2O3 + …H2O
Al2O3 +…H2SO4—> Al2(SO4)3 +…H2O
… HCl + Cr2O3 —> …CrCl3 +…H2O
…Al + …O2 —> …Al2O3
Ответ 5 конкурса: 2Fe(OH)3 —> Fe2O3 + 3H2O (реакция разложения)
Al2O3 + 3H2SO4—> Al2(SO4)3 + 3H2O (реакция обмена)
6HCl + Cr2O3 —> 2CrCl3 + 3H2O (реакция обмена)
4Al + 3O2 —> 2Al2O3 (реакция соединения)
Mr (NH4OH) = 14 + 4 + 16 + 1 = 35
Сумма коэффициентов: 2+1+3+1+3+1+3+6+1+2+3+4+3+2=35
6 конкурс “Знатоков” (Слайд 26).
Определите тип химической реакции. Объясните, почему вы так решили?
Ответ 5 конкурса: Реакция замещения, т.к. атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.
Zn + 2HCl —> ZnCl2 + H2
7 конкурс “Презентация”
Ребята 7-А и7-Д класса должны были подготовить презентацию.
7-А класс. Гнедков Иван. (Слайд 27-32).
Презентация по химии на тему: “Воздух - неисчерпаемое сырьё”. Гнедков Иван принял участие в фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио” г. Москва 2007-2008 учебный год.
Презентация состоит из увлекательного путешествия в мир земной атмосферы, в мир воздуха - неисчерпаемого сырья, его состава, а также с многочисленными областями практического применения интересной смеси в технике, промышленности, для растений, животных и человека.
7-Д класс. Присенко Ирина. (Слайд 33-45).
Презентация по химии на тему: "Основы общей химии”. Присенко Ирина приняла участие в фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио” г. Москва 2007-2008 учебный год.
Презентация состоит из увлекательного путешествия в мир веществ и их превращений, с многочисленными областями практического применения химической науки, без которой немыслима сегодня повседневная жизнь человека.
Ребята, на этом наше путешествие по Континенту Химия подходит к концу.
(Слайд 46).Давайте подведём итог урока. Я думаю, что вы ответили на все вопросы Шарика - Химика. Сейчас вы составите синквейн (в переводе с французского - пятистрочье) и всё это мы отправим по электронной почте Шарику - Химику. Напоминаю, как составляется синквейн. Одно существительное. Два прилагательных. Три глагола. Одна фраза. Одно существительное - синонимум первого существительного. Рифмы может и не быть, но главное, чтобы был смысл.
Урок; деловой, захватывающий; играем, решаем, придумываем; составляем уравнения и участвуем в играх; работа. Химия; увлекательная, интересная; превращает, сравнивает, занимает; изучает вещества; наука. Химия; практическая, теоретическая; создаёт, развивает, анализирует; познаёт и преобразует окружающий мир; превращение.
Игра; активная, всепоглощающая; думали, спорили, находили; нет ни одного равнодушного; класс!
(Слайд 47) С каким настроением вы заканчиваете путешествие? (Учащиеся поднимают карточки - смайлы определенного вида).
Рефлексия (Слайд 48)
Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке. А теперь выполните тест. Листочки не подписывайте. Если согласны с утверждением, то ставьте около него “+”:
1. На сегодняшнем уроке я закрепил (а) знания. 2. На уроке было над чем подумать. 3. На уроке я поработал (а) добросовестно. 4. Мне было интересно. 5. Я хотел (а) бы … Поднимите руки те, кто поставил 5 “+”, 4 “+”, 3 “+”.
Спасибо вам за то, что вы с интересом участвовали в конкурсах и достойно проявили себя в неожиданных ситуациях.
Жюри подсчитывают баллы, определяют победителей и вручают дипломы 1 и 2 степени.
(Слайд 49) Спасибо всем за работу! Урок окончен. До свидания!
Звуковое сопровождение.