Тип: Итоговый урок по теме: “Средневековье”.
Цель: Организовать деятельность учащихся для обобщения и систематизации знаний по теме “Средневековье”. Проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала. Развивать умение рационально выполнять задания, высказываться в устном виде, развивать креативное мышление и творческие способности учащихся. Воспитывать взаимопонимание, товарищескую помощь, чувство ответственности за успех команды, чувство восхищения произведениями искусства Средневековья.
Класс делится на три команды.
1 конкурс-приветствие и представление команд.
Это домашнее задание, к нему ребята готовятся неделю. Я встречаюсь с каждой из команд, руководя процессом подготовки, помогаю ребятам придумать название и девиз команды, костюмы или эмблему. В жюри приглашены трое учащихся из старших классов. Жюри оценивает каждый конкурс по пятибальной системе.
2 конкурс-разминка.
Каждой команде даётся по три вопроса. Кто быстрей и правильней ответит? 1 команда:
1) На какие периоды делится искусство средневековья, указать века?
2) Опишите внутренний и внешний вид здания в романском стиле.
3) Кто такие ваганты?
2 команда:
1) Почему один из периодов искусства средневековья называется романским?
2) Опишите внутренний и внешний вид здания в готическом стиле. 3) Какие вы знаете театральные жанры?
3 команда:
1) Почему один из периодов искусства средневековья называется готическим?
2) Кто такие трубадуры?
3) Какие вы знаете музыкальные жанры?
3 конкурс – литературный.
Каждой команде даются два отрывка из литературных произведений средневековья. Определить название произведения и кратко рассказать о нём.
1 команда:
1отрывок
-Идёт, - сказали лесники,
Любой заклад хорош,
Оленя за 500 шагов
Хоть лопни, не убьешь.
Один прыжок, другой прыжок
Олень на землю лёг.
- Моя победа, лесники,
Трясите кошельки!
(баллада о Робин Гуде).
2 отрывок
Почуял граф - приходит смерть ему,
Холодный пот струится по челу.
Идёт он под тенистую сосну,
Ложится на зелёную траву.
Свой меч и рог кладёт себе на грудь,
К Испании лицо он повернул,
Чтоб было видно Карлу- королю,
Когда он снова с войском будет тут,
Что граф погиб, но победил в бою.
(песнь о Роланде).
2 команда:
1 отрывок
- “Отважный принц, я слыхом не слыхивал о юной Олвен и её родителях, но я без промедления разошлю гонцов во все стороны света.” Но гонцы возвращались один за другим без всяких вестей.
- “И знать не знаем, и не верим, что есть на свете такая девушка, поверь нам, господин”, - сказали они. – “Ты слышишь, принц?” - спросил король. Но Килух ответил: “Все получают от тебя что-нибудь, все кроме меня, я остаюсь ни с чем”. Но тут вступился верный слуга короля - Кай Упрямый.
- “Ты не прав, принц,- сказал Кай,- лучше садись на коня и сам поезжай искать Олвен, а я и мои друзья поедем с тобой и поможем тебе”.
( легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола).
2 отрывок
Теперь на героя налетели тридцать разъярённых противников. Но разъярился и он сам. Этой особой боевой ярости тоже когда-то учил его карлик. Не всякий раз пробуждалась она в бою. Но уж возникнув, удесятеряла силы. И меч работал быстрее молнии. Взлетая над головами врагов, рассекая их шлемы и панцири. А когда противников тридцать и каждый из них пытается достать единственного врага, они часто сбивают и топчут друг друга. Смоченный кровью Бальмунг рубил доспехи врагов, и могло показаться, что это не рыцарь управляет им, а он, меч, сам ведёт за собой и руку хозяина, и даже коня. Уже валявшиеся на земле враги старались отползти поскорей в разные стороны, чтобы кони своих же воинов не раздавили их в этой безумной схватке.
(песнь о Нибелунгах).
3 команда:
1 отрывок
Чудовище приближалось. Голова у него была медвежья, глаза красные, как пылающие уголья, на лбу два рога, уши длинные и мохнатые, когти как у льва, хвост змеиный, тело чешуйчатого грифа. Рыцарь пустил на него коня с такой силой, что, хотя и щетинясь от ужаса, тот прыгнул на чудовище. Копьё рыцаря, коснувшись чешуи, разбилось вдребезги. Тогда храбрец обнажил меч, занёс его и ударил дракона по голове, но не оцарапал даже его шкуры. Однако чудовище почувствовало удар: оно выпустило когти, вонзило их в щит и оборвало его застёжки. С незащищённой грудью рыцарь ещё раз бросился на дракона с мечом и нанёс в бок столь сильный удар, что он прозвенел в воздухе. Тщетно: ранить дракона он не может, а тот извергает из ноздрей потоки ядовитого пламени. Панцирь рыцаря почернел, как потухший уголь; конь его пал. Быстро вскочив на ноги, он вонзил свой добрый меч в пасть чудовища. Он проник в него весь и рассёк пополам сердце. В последний раз испустил дракон свой ужасный крик- и издох.
(роман “Тристан и Изольда”).
2 отрывок
Случилось, что он и Маленький Джон
Зелёным брели перевалом,
И Джону сказал отважный стрелок:
- Стреляли с тобой мы не мало.
Но больше не сделать ни выстрела мне,
Стрела с тетивы не помчится.
Спущусь я в долину, в обители той,
Пусть дверь отворит мне сестрица.
(баллада о Робин Гуде).
4 конкурс – центральный конкурс турнира.
Нарисовать два здания в романском и готическом стиле, учитывая особенности каждого стиля.
5 конкурс- конкурс капитанов.
Блиц-турнир: отвечать нужно быстро. Капитаны задают друг другу по два вопроса, рассчитывая на знания соперников по всей теме “ Средневековье”.
Например:
1) Как переводится слово - фарс?
2) Самое знаменитое произведение средневековой Англии?
3) Главная церковная служба?
4) Вершина средневекового театра?
5) Роман о любви?
6) Что такое хорал?
6 конкурс – домашнее задание.
Каждая команда должна составить опорную схему-конспект и на турнире представить её и защитить. Учащиеся должны уметь составлять такие схемы, так как учились это делать, проходя темы: “Искусство древней Греции” и “Искусство древнего Рима”.
Этап рефлексии проходит под звучание средневековой церковной музыки. У каждой команды листок с вопросами, они вместе отвечают на них письменно:
- Самым интересным для нас было на уроке…
- Если бы не было эпохи Средневековья, то появились…
- Комфортно вам работалось командой ?... С каким настроением вы сегодня работали?... Довольны ли собой?...
Подводятся итоги турнира: зачитываются лучшие ответы на вопросы и объявляется команда- победительница (по сумме баллов за все конкурсы).