Цели:
- формировать умение составлять связный рассказ по картине, совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
- развивать внимание, наблюдательность, умение “читать” картину как произведение искусства;
- воспитывать любовь к красоте родной природы в зимнее время;
- соблюдать двигательный режим и гигиену письма.
Подготовительная работа:
- Экскурсия в зимний лес, наблюдение за первым снегом из окна класса,
Наблюдение учащихся за снегом, небом, поведением птиц, деревьями в начале зимы.
- Подбор учащимися стихотворений о первом снеге.
- Задание по развитию речи: подбор слов и выражений о снеге, о земле, о небе.
- Найти материал о художнике А.А. Пластове (индивидуальное задание)
- Фотографирование учащимися родного посёлка в зимнее время (для презентации).
Оборудование: экран, ПК, проектор, презентация к уроку, карточки с рядами слов и выражений, образцы примерных сочинений для слабоуспевающих учащихся.
Ход урока
Добавляю:
Цель для каждого – написать сочинение по картине А. Пластова “Первый снег”.
- Какое сейчас время года?
- Когда выпал первый снег?
- Какое у вас было настроение?
(Дети: хотелось побыстрее выбежать на улицу; потрогать первый снег; полюбоваться на падающий снег и т. д.)
- Как падает первый снег?
(Дети: тихо, медленно, плавно, большими хлопьями, как – будто опустилась мгла, “как в тумане”).
ВЫВОД: Ребята, у людей творческих профессий первый снег вызывал особенные чувства, подъём творческого настроения, желание творить. Композиторы писали музыку, поэты сочиняли стихи, а художники писали картины. Получались настоящие произведения искусства.
III. Чтение лирических произведений о первом снеге в сопровождении слайдов.
(слайды “Родной посёлок зимой”)
(Читают учащиеся)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо.
Падает, ложится
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело. (И. Суриков. Приложение 1 - слайд № 4)
И всю ночь, и день напролёт
Кружит в белом “невеста”.
Где весёлый мой хоровод?
И весь день, и всю ночь напролёт.
Над Россией снег идёт. (Приложение 1 - слайд № 5)Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев. Приложение 1 -слайд № 6)Чудная картина.
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Тёмная луна.
Свет небес высокий
И блестящий снег... (А. Фет. Приложение 1 - слайд №7)(Читает учитель)
Снег идёт, снег идёт
К белым звёздочкам в тумане…
Мело, мело по всей земле
Во все пределы… (Пастернак)
IV.Показ картины. Любование картиной.
- Рассказ о художнике А.А. Пластове учащимся (приложение 1 - слайд № 8).
- Описание картины учителем (Приложение 1 -слайд № 9).
- Составление плана сочинения (Приложение 1 - слайд № 10).
* * *
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году. Почти всю жизнь провёл в деревне среди крестьян, труду и жизни которых и посвятил своё искусство.
Детство прошло в деревне Прислониха. Своё название деревня получила, видимо, оттого, что издали, кажется. Будто дома прислонились к лесу и к холму. Вместе с другими ребятишками детство прошло в играх, в участии в деревенских работах в поле. Одно выделяло его – огромное пристрастие к рисованию. Это не случайно, т.к. Пластовы из рода в род занимались расписыванием икон и церквей.
В 1946 году А. Пластов создал картину “Первый снег”. Имя великого художника А.А. Пластова занимает достойное место среди великих русских художников. Картины замечательного художника размещены в Третьяковской галерее.
Учитель:
- Падает первый снег. На переднем плане картины изображены двое деревенских ребят. Девчушка в розовом платье, в накинутом наспех на голову в тёплом платке, и её младший братишка. Выбежали на крыльцо, чтобы порадоваться приходу зимы. С восторженной улыбкой девочка подняла лицо навстречу летящим снежинкам. Всё кругом принимает новый вид: земля, избы деревья постепенно укрываются пушистым белым покрывалом. Нет ещё ни одной натоптанной дорожки, ни одного оставленного следа. Снег чистый, нетронутый. Только невдалеке серым пятном темнеет на нём ворона. Формат картины вертикальный. Это не случайно! Художник хотел усилить впечатление от безграничности неба, снег идёт по всей земле.
Сколько бы ни прожил человек на свете, его всегда приводят в волнение первые цветы, первые ягоды, первый гром, первая гроза, первый снег. И для маленького, и для взрослого человека это всегда становится поэтическим событием. Вот о чём рассказывает нам картина А.А. Пластова “Первый снег”.
(Во время рассказывания учащиеся делают необходимые пометки в черновиках.)
ВЫВОД: Картина А. Пластова “Первый снег” - настоящее произведение искусств.
Первый снег.
План.
- Выпал первый снег.
- Радость деревенских детей.
- Моё отношение к картине.
(Моё настроение при наблюдении.)
(Учащиеся выбирают 3 пункт для себя индивидуально. По желанию составляют свой план.)
- Речевая подготовка – составление словесных рядов слов и выражений
- Рассматривание вариантов работы над сочинением (Приложение 1 - слайд № 12).
- Орфографическая подготовка (фронтально).
(Приложение 1 - слайд № 11).
(учащиеся при подготовке сочинения уже составили ряды слов)
СНЕГ |
НЕБО |
ЗЕМЛЯ |
белый |
спокойное |
укрыта снегом |
чистый |
лёгкое |
припорошена |
пушистый |
далёкое |
наряд к лицу земле |
лёгкий |
светлое |
принарядилась словно невеста |
нетронутый |
ясное |
снежное покрывало |
загадочный |
пасмурное |
белая скатерть |
недолговечный |
тёмное |
белым - бело |
мохнатый |
необыкновенное |
сказочно красивая |
долгожданный |
глубокое |
великолепный наряд |
искристый |
укуталась пуховым одеялом |
|
тихий |
принакрылась снегом |
|
спокойный |
||
блестящий |
||
переливающийся |
(Данный материал распечатан на карточках и выдаётся слабоуспевающим учащимся во время работы над сочинением и все учащиеся по необходимости пользуются им.)
- Ребята, давайте подумаем: от чьего имени можно написать сочинение?
(Дети: от имени автора, от себя, от лица девочки (мальчика), от лица вороны.)
- Правильно, а можно от лица берёзы.
1). Зачитывание варианта сочинения от лица вороны.
“Я была так рада, когда выпал первый снег. Я стояла перед берёзой, и было видно, что она тоже радуется первому снегу. Она расставила свои ветки, и на них падал снег. Вдалеке шёл человек с санями, он тоже хотел испробовать первый снег.
Вдруг я увидела, что из избушки, что стояла рядом с берёзой, выбежал мальчик. Он огляделся, и, увидев. Что всю деревушку завалило снегом, позвал свою сестру. Я посмотрела на небо, оно было тёмно – фиолетового цвета и отражалось на снегу. По сугробам рассыпались розовые, фиолетовые, голубоватые полосы.
Я была так рада, и мне не верилось, что снег, наконец – то выпал. Поэтому я всё время клевала его. В то утро я съела немало снега, протоптала немало дорожек. Первому снегу и ворона всегда рада”. (Миша М.) [1]
2) Обращаю внимание учащихся на другие варианты сочинений и предлагаю их в распечатанном виде учащимся дополнительно. Использую варианты сочинений предыдущей книги с. 93 – 95. Выкладываю распечатки на отдельном столе, где лежат карточки из п.5 и орфографические словари.
V.Устное составление текста учащимися по плану.
VI.Самостоятельная творческая работа учащихся по написанию текста сочинения (слайд №12).
(Во время работы слежу за посадкой учащихся, во время написания сочинения учащиеся в индивидуальном порядке делают физические упражнения самостоятельно, используют по необходимости парты – конторки. Во время работы учащиеся могут проконсультироваться с учителем по написанию слов, предложений).
VII. Зачитывание работ учащихся на тему “Первый снег” (2 – 3 работы).
VIII. Подведение итогов работы.
Список литературы
- В.И. Воровьёва, С. К. Тивикова. Сочинения по картинам. М. Астрель. АСТ. 2007. с. 95.