Дидактические цели проекта:
- активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для учащихся);
- формирование информационной компетентности.
Задачи проекта:
- освоить новую форму диагностирования знаний учащихся;
- использовать различные источники информации, включая интернет-ресурсы;
- анализировать полученные результаты;
- оценивать деятельность учащихся с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Планирование работы по проекту:
- выбор темы, вопросов, возрастной категории учащихся, формулировка целей, задач;
- подготовительная работа обеспечения проекта.
Наполнение проекта содержанием:
- работа с источниками;
- использование информационных технологий;
- подготовка результатов к представлению.
Защита проекта
Представление результатов работы. Эффективность использования.
Система средств ТСО
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска.
О проекте
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения.
Учащиеся заинтересованы в проверке
своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы
за процессом его труда следили, замечали ошибки,
способствовали быстрому их исправлению. Ученик
желает видеть свой собственный рост и результаты
своего труда, а значит, проверка оказывает
воспитывающее действие, которое трудно
переоценить.
В зависимости от подхода к проверке изменяется
ее содержание. Проверку необходимо проводить как
можно более полно, всесторонне, систематично.
Одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса, являются физические диктанты.
Это кратковременные проверочные работы, рассчитанные на 7- 15 минут.
С появлением в школе компьютера с проектором, появилась возможность проведения физического диктанта в электронном варианте.
Чем замечательна такая форма проведения диктанта?
- Большая объективность по сравнению с устной проверкой, так как легче осуществить контроль за усвоением материала.
- Своевременность проверки диктанта, корректировка пробелов в знаниях.
- Новизна восприятия. Наглядность.
- Экономия времени на изготовление дидактического материала в бумажном виде для учителя, возможность многократного использования в дальнейшем.
- Экономия времени на уроке на проговаривание заданий для каждого варианта.
В электронном виде можно проводить различного вида диктанты.
1. На знание определений, законов, сущности понятий и явлений. Вставить пропущенное слово, дописать предложение, составить правильные выражения.
2. На знание символических обозначений физических величин и их единиц, соотношений между ними, формул для расчета, математических связей между величинами. Найти соответствие: символьное обозначение – единица измерения - формула для расчета – прибор для измерения.
3. На проверку умений читать графики, изображать векторные величины на чертеже, находить проекции, видеть физические явления и процессы, происходящие в окружающем мире на рисунках, фотографиях. Определить значение по графику, найти направление, указать знак проекции и найти её значение, перечислить явления и т.д.
Вопросы диктантов требуют одинакового времени на обдумывание ответа и его запись. Каждый диктант состоит из набора вопросов утвердительного характера (вступительная часть написанная учителем) и констатирующей части (записанная учащимися в тетрадях). Смена слайдов происходит автоматически (через заданное время), что позволяет оптимизировать время, отведенное на проведение диктанта.
Проверка диктанта начинается сразу после его написания, учащимся предлагаются электронные варианты ответов. Ученики сверяют их со своими ответами, обсуждают, вносят исправления, дают объяснения. Возможно проведение самопроверки или взаимопроверки (обмен тетрадями с соседом по парте).
При наличии в школе интерактивной доски готовые ответы не даются. Ответы дописываются самими учащимися на исходных слайдах.
Оценивание диктанта проводится согласно критерию, предложенному учителем. В случае 10 вопросов каждый оценивается в 0,5 балла. Такая проверка позволяет учащимся сразу же получить информацию о своих пробелах в знаниях, а учителю – о степени усвоения изученного материала, о готовности класса к выполнению других видов работы.
Как показывает практика, диктанты можно использовать на всех этапах обучения физике, но при этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. (для 7-8-х классов требуется больше времени на обдумывание вопроса, для 9-11-х классов применяю диктанты, как правило на знание формул, чтение графиков)
Анализ сравнения результатов письменных и электронных диктантов показывает, что электронные физические диктанты дают более высокие результаты. (традиционный диктант – 35-40% (качество), электронный 45-52%).
По результатам анкетирования - 80% учащихся считают такую форму проведения проверки более приемлемой.
Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Учащиеся знают, что для успешного написания диктанта необходимо готовиться к нему в течение всего времени изучения данной темы, работать с текстом учебника, внимательно слушать объяснение учителя на уроке. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал, привыкают к тому, что знания каждого из них будут проверены и оценены. Это способствует воспитанию трудолюбия, дисциплины труда, а в конечном итоге положительно влияет на развитие учащихся и их интеллектуальных умений и навыков.
Примеры электронных диктантов
Текстовый вариант физического диктанта
7-й класс
Тема: Строение вещества
Закончите предложения или вставьте пропущенные слова.
- Молекулы вещества состоят из … (атомов)
- Молекулы всех тел движутся … (непрерывно и беспорядочно)
- Молекулы одного и того же вещества … друг от друга. (не отличаются)
- При нагревании вещества объем молекул … (не изменяется)
- Движение молекул холодной и горячей воды … (отличается)
- Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества называются … (диффузией)
- При одинаковой температуре скорость диффузии минимальна в … (в твёрдых телах)
- С ростом температуры скорость диффузии … (растет)
- Молекулы твердого тела не разлетаются вследствие действия межмолекулярных сил… (притяжения)
- Движение частичек краски в воде – пример … (броуновского движения)
- … принимает форму и объем сосуда, в котором находится (газ)
- Снег и … одно и тоже вещество (лед)
- Расстояние между молекулами в … сравнимы с размером самих молекул. (твердом теле)
- При сжатии тела расстояние между молекулами … (уменьшается)
- ….практически не сжимаемы. (жидкости)
- Сохраняют объём и форму …… тела (твердые)
- В твердом теле молекулы располагаются ………. (упорядоченно)
- Распространение запахов пример явления … (диффузии)
- Молекулы жидкости и газа … порядка в расположении (не имеют)
- Явление …. доказательство движения молекул. (диффузии)
Текстовый вариант физического диктанта
7-й класс
Тема: Расчет массы и объема тела по его плотности
Учащимся предлагается составить правильные соответствия.
Обозначение – единица измерения – формула для расчета
Например: А3Б4В2
Проверка - анимация. При щелчке мыши неправильные ответы удаляются Масса. Плотность. Объем. (три варианта)