рассчитана на учащихся 13-17 лет
I. Пояснительная записка
1.1.Введение
Новые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования образования в нашей стране. Ведущая функция системы дополнительного образования направлена на создание условий для развития у воспитанников способностей и познавательных интересов, процессуальных умений и навыков самообразования, содействие их профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Настоящая программа учебного объединения “Юнкор - тинейджер ” предназначена для организации и обучения школьников работе со средствами массовой информации. Программа направлена на формирование у воспитанников жизненной позиции, развитие интереса к самостоятельному, творческому подходу в разработке школьной газеты, подготовка материалов в различные издания массовой информации, периодические газеты. Занятие школьной газетой позволяет избавиться от единообразия, открывает широкие возможности для творчества, то есть расширяет диапазон информации учащихся.
1.2. Актуальность
Данный учебный курс разработан на основании федеральных документов: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция модернизации дополнительного образования детей Р.Ф. до 2010 года, Предпрофильная и профильная подготовки учащихся, с учетом реализации приоритетного национального проекта “Образование”.
Приоритетная цель курса отвечает запросам современного общества на формирование активной, социально-мобильной личности, способной сделать свой жизненный выбор. Обучение в объединении строится на принципах природосообразности, педагогики- ненасилия, личностно- ориентированного обучения (И.С.Якиманская).
Освоение курса предполагает деятельностный подход, т.е. носит практико-ориентированный характер. Теоретической основой образовательной программы являются работы Л.В.Занкова (Развитие учащихся в процессе обучения), И.И.Блудницкой, М.И.Махмутова (Концепция профессионального образования), П.П.Блонского (Трудовая школа). Занятия строятся на основе интегрированной технологии, что способствует развитию продуктивного мышления, формированию широкого круга профессиональных компетенций у обучающихся.
1.3. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в использовании индивидуально-дифференцированного подхода к решению задач технологического образования, художественного развития, воспитания нравственных и эстетических качеств личности, профессиональной ориентации.
Уровень теоретической подготовки, сочетание элементов развивающей технологии, концепции профессионального образования М. И. Махмутова с технологией общеучебных навыков И.И.Блудницкой, уровневой дифференциации, личностно-ориентированных технологий, а так же высокий инновационный потенциал в использовании метода проектов позволяет совершенствовать учебный процесс. Внедряя интегрированную модель взаимодействия, создаются условия реализации креативных возможностей детей и подростков.
1.4. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие навыков работы с средствами массовой информации, привлечение молодежи и школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста.
Задачи программы:
- формирование характера журналиста-репортера, а также его эстетических и нравственных качеств;
- расширение кругозора подростков, научить их замечать интересные подробности ежедневной жизни;
- путем регулярного издания подростковой газеты “Тинейджер”, публикации корреспондентских материалов в местной прессе обучить кружковцев:
- методике создания журналистских материалов;
- созданию макета, дизайну и верстке газеты;
- работе с фото и художественными материалами;
- работе с оргтехникой, диктофоном, фотоаппаратом, компьютером;
- помочь подросткам научиться мыслить творчески, четко и понятно высказывать свои мысли на бумаге;
- познакомить с работой СМИ (газета, ТВ, радио и пр.)
- содействовать созданию дружеских отношений в группах кружка, создание крепкого творческого коллектива;
- воспитывать у подростков чувство национального достоинства, патриотизма, интернационализма и любви к своей Родине.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы
Данная образовательная программа рассчитана для учащихся 8-11 классов, так как предполагает некоторую подготовку воспитанников по предметам – русский язык, литература, информатика, рисование.
Набор учащихся в объединение свободный, независимо от национальной принадлежности и социального статуса родителей.
Учебная группа формируется из учащихся 13-17 лет. Состав группы постоянный, на протяжении 4 лет. (2 уч-ся из 11 класса, 3 уч-ся из 10 класса, 5 уч-ся из 9 класса, 5 из 8 класса). Количественный состав группы – 15 человек. Учащимся предлагаются следующие “профессии”, связанные со СМИ: художники, фоторепортеры, корреспонденты, собственные корреспонденты, специальные корреспонденты, сатирики и юмористы, корректоры, литературные и музыкальные критики, операторы компьютерной техники.
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на четыре года обучения для детей среднего и старшего школьного возраста.
Ежегодный курс обучения – 34 часа в год, 1 час в неделю. Основной формой обучения является учебное занятие. Учебный год начинается в сентябре, заканчивается в мае. Время проведения – свободное от школьных занятий время. Место проведения – учебный кабинет.
1.7. Ожидаемый результат
Прямыми критериями оценки результатов служат:
• Формирование личностных компетентностей.
• Выявление и осмысление участниками проекта социальной проблематики и возможных путей ее решения.
• Выработка личного мнения и определение собственной жизненной позиции через выявленные актуальные возрастные, социальные проблемы, проблемы поколений, идеологические и образовательные дефициты.
• Расширение спектра образовательных областей, позволяющих пробудить школьника к самостоятельному мышлению и деятельности.
Косвенными критериями служат:
• Создание стабильного коллективного объединения.
• Заинтересованность воспитанников в выбранном виде деятельности.
• Создание творческой атмосферы в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества.
II. Тематический план занятий
34 часа
№ п/п |
Кол-во часов |
Содержание занятия |
1 |
1 |
Цели и задачи работы кружка “Юнкор-Тинейджер ”, выбор главного редактора и творческих групп |
2 |
1 |
Выбор редакторской группы, рубрик для школьной газеты |
3 |
1 |
Планирование тематики для выпуска школьной стенгазеты |
4 |
1 |
Редактирование материала и навыки работы с компьютером |
5 |
1 |
Редактирование материала и навыки работы с компьютером |
6 |
1 |
“Это интересно знать?”, работа по теме поиск и редактирование материала, навыки работы с компьютером |
7 |
1 |
Что такое социологический опрос? Его роль в создании материалов для школьной газеты |
8 |
1 |
Редактирование материала и навыки работы с компьютером |
9 |
1 |
Выпуск школьной газеты “Тинейджер № 1 ”, заседание школьных корреспондентов |
10 |
1 |
Планирование тематики для выпуска второго номера газеты |
11 |
1 |
“Спортивные новости” - рубрика для всех читателей, работа с материалом |
12 |
1 |
Составление и подбор материалов. Что такое “Колонка редактора”, ее роль в публикуемой информации в газете |
13 |
1 |
Редактирование материала и навыки работы с компьютером |
14 |
1 |
Подготовка и редактирование материалов для выпуска школьной газеты “Тинейджер № 2 ” - праздничный выпуск. Навыки работы с компьютером |
15 |
1 |
Выпуск школьной газеты “Тинейджер № 2 ”, навыки работы с компьютером |
16 |
1 |
Обсуждение итогов работы за II четверть и составление плана работы на III четверть |
17 |
1 |
Заседание школьных корреспондентов, обсуждение подготовленных материалов для выпуска школьной газеты “Тинейджер № 3 ”. Навыки работы с компьютером |
18 |
1 |
“Психологическая страница”, составление анкеты, обсуждение материалов, навыки работы с компьютером |
19 |
1 |
Редактирование материала и навыки работы с компьютером |
20 |
1 |
Сообщение о дне Св. Валентина, подбор и систематизация материалов, навыки работы с компьютером |
21 |
1 |
Заседание школьных корреспондентов, обсуждение подготовленных материалов для выпуска школьной газеты “Тинейджер № 3 ”. Навыки работы с компьютером |
22 |
1 |
Редактирование материала и навыки работы с компьютером, подбор материалов к выпуску очередного номера газеты |
23 |
1 |
Выпуск школьной газеты “Тинейджер № 3 ”, навыки работы с компьютером |
24 |
1 |
“Лирическая страница”, ее роль в составлении материалов для школьной газеты. Навыки работы с компьютером |
25 |
1 |
“В мире интересного” подготовка и выпуск школьной газеты “Тинейджер № 4”, навыки работы с компьютером |
26 |
1 |
Выпуск школьной газеты “Тинейджер № 3 ”, навыки работы с компьютером |
27 |
1 |
Обсуждение и составление плана работы на IV четверть |
28 |
1 |
“Профилактика простудных заболеваний”, заседание школьных корреспондентов, обсуждение подготовленных материалов для выпуска школьной газеты |
29 |
1 |
Редактирование материала и навыки работы с компьютером |
30 |
1 |
Заседание школьных корреспондентов, обсуждение подготовленных материалов для выпуска школьной газеты “Тинейджер № 4 ”. Навыки работы с компьютером |
31 |
1 |
“Этот День Победы”, обсуждение темы и составление опросника для старшеклассников |
32 |
1 |
Советы психолога “Как подготовиться к экзаменам?”, обсуждение темы подготовка к публикации школьной газеты “Тинейджер № 4 ”. Навыки работы с компьютером |
33 |
1 |
Выпуск школьной газеты “Тинейджер № 4 ”, навыки работы с компьютером |
34 |
1 |
Подведение итогов года и составление плана работы на новый учебный год |
III. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
3.1. Методическое обеспечение программы предполагает:
- систематическую работу с литературой научно-методического характера в области педагогики;
- поиск эффективных методов и образовательных технологий;
- сбор и систематизацию материалов.
3.2. Методическое обеспечение включает:
- разработки педагога для обеспечения образовательного процесса;
- разработки информационного характера и для проведения занятий.
3.3. Учебно-дидактическое обеспечение:
- инструкции по ТБ и пожарной безопасности;
- образцы школьных газет прошлых лет;
- дополнительная литература для учащихся.
3.4. Техническое оснащение программы:
- помещение для общей работы – учебный кабинет;
- во время групповой работы у учащихся должна быть возможность работать с фото-архивами, в интернет-сети.
- компьютерная сеть для монтажа школьной газеты, (4 компьютера);
- Установленное соответствующее программное обеспечение на компьютерах (Microsoft Office Publisher, Word, Photoshop, Moviemaker).
3.5. Основной формой обучения является учебное занятие:
- комбинированное занятие сочетает теорию и практику освоения новых знаний, умений и навыков;
- занятие - самостоятельная работа формирует навык самостоятельного выполнения заданий;
- занятие – практикум – отработка практических навыков работы.