Цели урока:
1)Познакомить с творчеством Н.Носова;
Формировать умение определять идею произведения;
Учить детей выразительно читать;
Учить различным видам пересказа;
Закрепить интерес к творчеству Н. Носова.
2) Развивать в детях эмоционально-чувственное отношение к событиям в тексте;
Воспитывать культуру общения.
3) Развивать мыслительную деятельность учащихся: анализ, синтез, обобщение.
Формирование общих учебных умений и навыков учащихся
1. Учебно- управленческие умения:
- ставить и понимать учебную задачу;
- соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи;
- равнивать полученные результаты с учебной задачей;
- оценивать свою учебную деятельность;
- осуществлять рефлексивные действия.
2. Учебно – информационные умения:
- работать с художественным произведением;
- правильно и осознанно читать вслух и про себя;
- составлять план текста;
- пересказывать содержание прочитанного;
- участвовать в диалоге;
- обосновывать высказанное суждение.
3. Учебно - логические умения:
- определять причинно – следственные зависимости;
- формировать выводы по результатам анализа;
- решать творческие задачи;
- передавать своё впечатление от произведения.
Оборудование: мультимедийная приставка; портрет Н.Носова; раздаточный материал; выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
II. Усвоение новых знаний
Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.
1. Определение темы:
- Что общего у всех этих ребят?
Котька, Мишка, Стасик, Вовка, Виталик, Витя Малеев...
(Это мальчика, наши ровесники, герои книг Носова…) (слайд1 (см. презентацию))
2. Сообщение темы.
- Сегодня мы будем работать с произведением Носова “На горке” (слайд2)
- Что вы знаете об этом писателе? (слайд5)
(Дети рассказывают, вывешивается портрет писателя, дополнение учителя)
3. Знакомство с планом урока (слайд3)
4. Контрольный вопрос:
Почему дети так любят читать произведения Николая Николаевича Носова? (слайд4)
III. Первичная проверка понимания нового материала
Задача: Установить правильность и осознанность усвоения нового материала.
1. Проверка домашнего задания:
(Графический диктант, если ответ верный ставим V, если неверный, ставим ?)
-Ребята во дворе строили горку.
- Главного героя звали Мишка Чижов.
- Мальчик не мог забраться на горку, т.к. она была скользкая.
- Чтобы не падать он посыпал её солью.
- Ребятам пришлось снова заливать горку.
- Котька сделал ступеньки.
Проверка выполнения диктанта.
2. Блиц - проверка внимательности чтения.
Найди и зачитай правильный ответ:
-Почему сделав горку, ребята ушли домой?
- В какой квартире жил Котька?
- Что придумал Котька, чтобы залезть на горку?
- Что предлагал ребятам Котька?
- Почему Котька сделал ступеньки?
- Где он взял песок?
3. Работа над лексическим значением слова ДВОРНИЦКАЯ.
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Давайте подберём родственные слов.
- Найдите значение этого слова в толковом словаре.
Дворницкая – (устаревшее), помещение для дворника.
- Подберите слова, которыми можно заменить данное слово (склад, подсобка…)
4. Физкультпауза.
- Звучит песня “В траве сидел кузнечик”.
-Как вы думаете, почему ф. м. была именно под эту песню?
(Слова к этой песне написал Н.Носов.)
5. Деление текста на части.
- Сколько частей вы выделили, читая рассказ? (Выделили 5 частей)
- Рассмотрите иллюстрации к данному рассказу, расположите их в порядке того, как развивались события.
- Мы составили картинный план. А теперь озаглавим каждую часть.
1. Строительство горки.
2. Хитрый Котька.
3. Делаешь наспех – сделаешь на смех.
4. Исправление ошибки.
5. Ударная работа.
6. Пересказ текста.
- Какие виды пересказа вы знаете? (Подробный, сжатый, пересказ от…лица)
- Давайте попробуем пересказать:
1часть – подробный пересказ;
2часть – сжатый пересказ;
3часть – пересказ от 1 лица.
7. Работа над выразительным чтением.
- Чтобы выразительно читать, надо выбрать правильную интонацию, определить настроение героев, понять их чувства.
Мы будем отрабатывать выразительное чтение на 4 части рассказа.
4часть будем читать по ролям.
-Давайте определим, между кем возник данный диалог? (Между Котькой и ребятами)
-Как ребята относятся к Котьке?
- Как надо прочитать слова: Выразить досаду; обиду; возмущение; угрозу; недовольство?
- Как должны звучать слова Котьки? Робко; уверенно; с удивлением; резко?
- А теперь прочитаем по ролям.
- А теперь попробуем прочитать диалог, исключая слова автора.
8. Подберите пословицу, которая подходит к данному рассказу.
- Как вы думаете, какая из данных пословиц подходит больше всего к данному рассказу? (Дети обосновывают свой выбор)
Только после доброго труда наступает добрый отдых.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
Трудом не наказывают, а исправляют.
9. Определение жанров, в которых работал Н.Носов. (Слайд 11)
-Н. Носов Написал много произведений, которые были переведены на различные языки. Произведения, каких жанров он писал? (Рассказы, повести, сказки, стихи)
Все его произведения юмористического характера. Автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает насмешливое отношение к ним.
10. Просмотр выставки книг.
- Как определить книги писателя? (рассматривание обложки, иллюстраций...)
11. Проверка начитанности детей.
- Отгадайте кроссворд по произведениям Носова (слайды 6,7,8,9,10)
1. Главные герои Стасик и Мишка, которые любили придумывать небылицы.
2. Главные герои впервые оказались в Москве и заблудились.
3. Главный герой Виталик, который выменял рыбку на свисток.
4. Главные герои Павлик и Котька, которые совершили воровство, но потом исправились.
5. Главные герои очень любили играть в прятки.
Если вы правильно отгадали кроссворд у вас должно появиться ключевое слово. Какое? НОСОВ. (Слайды 12,13)
IV. Подведение итогов урока
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели.
1. Контрольный вопрос.
-Так давайте же ответим на контрольный вопрос нашего урока: (Слайд 14)
Почему дети так любят читать рассказы Носова? (Рассказы очень смешные, поучительные, весёлые…)
VI. Рефлексия
Задача: инициирование рефлексии учащихся по поводу эмоционального состояния, своей деятельности.
А вы, почему читаете книги Носова? Покажите сигнальные карточки, если вы считаете, что:
- Рассказы очень весёлые и поучительные, то красные карточки.
- Рассказы очень смешные, то зелёные карточки.
- Меня заставляет мама, то синие карточки.
IV. Домашнее задание
По выбору: Пересказать рассказ;
Нарисовать картинный план;
Прочитать по ролям.