Урок русского языка в 4-м классе по теме "Словообразование имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать умение образовывать новые имена прилагательные при помощи суффиксов от имен существительных и прилагательных, учить находить и выделять суффиксы в прилагательных, решать орфографические задачи;
  • создавать условия для раскрытия исследовательских способностей учащихся;
  • способствовать развитию внимания, интереса к русскому языку.

Оборудование: Интерактивная доска, карточки с текстами.

Ход урока

1. Орг.момент.

Ι слайд

Запись числа в тетради.

2. Словарный диктант.

Картина, галерея, природа, искусство, мечта, багровый, печаль, праздник, багряный.

Подчеркните орфограммы, Проверка. У доски ученик, комментирует написание орфограмм в словах. . ( Использование инструмента ластик, появляется правильное написание слова)

ΙΙ слайд

 

Какие слова могут быть лишними? Почему?

– ученики:

  • искусство – орфограмма удвоенная согласная;
  • праздник – орфограмма непроизносимая согласная, в других словах безударная непроверяемая гласная;
  • багровый, багряный – безударная гласная проверяемая ударением;
  • имена прилагательные, остальные существительные.

Что обозначают эти имена прилагательные? (оттенки темно-красного цвета)

– Как называются эти слова? ученики: Однокоренные слова

ΙΙΙ слайд

(Использование толкового словаря, на доске появляются картины)

– Как можно запомнить написание слов багряный и багровый?

(ученики: запомнив славянское слово багр)

3. Объяснение нового материала. Создание проблемной ситуации.

Рассмотрите схему. О чём она может рассказать?

ΙV слайд

(ученики: при помощи суффикса образовали новое слово, однокоренное)

– Что такое суффикс? ( под звёздочкой гиперссылка на ЦОР, затем убирается шторка)

– На доске слова снег, честь, аромат, закон, осень, дверь.

Прочитайте слова, К какой части речи они относятся? Докажите. (ученики: это имена существительные, отвечают на вопрос что?, обозначают предмет)

– При помощи суффикса -н- образуйте новые слова.

( ученики по очереди выходят к доске, произносят образованное слово, выбирают суффикс с нужным окончанием, с функцией утилиты множественного клонирования и перетаскивают к слову рукой)

ΙV слайд

– К какой части речи принадлежат слова, которые мы сейчас образовали? (ученики: имена прилагательные, обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?)

Запишите. Какие орфографические задачи возникают при образовании имён прилагательных? (ученики: ароматный, законный, осенний - безударная гласная непроверяемая ударением; дверной-безударная гласная, проверяемая ударением, законный, осенний- удвоенная согласная на стыке корня и суффикса, снег-снежный: чередование согласной,; честный- непроизносимая согласная в корне слова)

Слова, какой части речи у нас получились?

Сформулируйте тему урока.

(ученики: образование имен прилагательных)

V слайд

– Только ли от существительных можно образовать имена прилагательные?

Наблюдение

Упр. 339 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык») Образуйте новые имена прилагательные, запишите их в тетрадь, выделите суффиксы.

VΙ слайд

– От какой части речи образовывали новые слова?

Какие ещё суффиксы участвуют в образовании имён прилагательных? (ученики: суффиксы: -еньк-, -оват-, -еват-)

Какое значение вносят эти суффиксы в слова? (ученики: -еньк- уменьшительно-ласкательное, -оват-, -еват- оттенок цвета)

Возвращение к IV слайду

Открывается шторка, на доске схема

4. Физминутка.

Мы немного отдохнём –
физминутку проведём!

Вот за партами ребята
Расшалились как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.

Для глаз: Крепко зажмурить, открыть поморгать, в даль посмотреть.( повторить 5 раз)

5. Наблюдение за словообразованием имён прилагательных.

VIΙ слайд

( под звёздочкой гиперссылка на ЦОР)

Групповая работа по 4 человека. Карточки с текстами раздаются по группам

1 карточка

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу.
  3. Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов?

Наступил январский морозный вечер. На пороге появился кот Васька. Его пушистый хвост бал замазан сажей.

2 карточка

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу.
  3. Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов?

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)

3 карточка

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу.
  3. Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов?

Узорчатые следы на снегу могут о многом рассказать. Вот сибирский кедр. Даже февральские морозы не отпугнут белок, зайцев, медведей от лакомства. Кедровые орешки любят все!

VΙΙI слайд

 

Выписать имена прилагательные в таблицу, обосновать свое решение ( от группы выходят по одному ученику и маркером записывают слова)

ΙX слайд

-

Вернёмся к словам багровый, багряный. Как же были образованы эти слова?

Разберите по составу слова багровый, багряный. Помните правило разбора cлов по составу.

6. Игра «Эстафета»

Образовать от имен существительных и прилагательных при помощи суффиксов новые имена прилагательные, выделить суффикс. (Каждому варианту раздаётся список слов, участники по очереди заполняют лист и передают дальше.)

Например: ветер, желтый, конь, синий, рука, глаз и т.д.

Вывод урока. Как можно образовать новые имена прилагательные?

7. Рефлексия

Что было сложным на уроке? Что удалось?

X слайд

 

Спасибо за работу. Дом. задание записать 10 имен прилагательных, образованных при помощи суффиксов.

Презентация