Цели:
- сформировать умение образовывать новые имена прилагательные при помощи суффиксов от имен существительных и прилагательных, учить находить и выделять суффиксы в прилагательных, решать орфографические задачи;
- создавать условия для раскрытия исследовательских способностей учащихся;
- способствовать развитию внимания, интереса к русскому языку.
Оборудование: Интерактивная доска, карточки с текстами.
Ход урока
1. Орг.момент.
Ι слайд
Запись числа в тетради.
2. Словарный диктант.
Картина, галерея, природа, искусство, мечта, багровый, печаль, праздник, багряный.
Подчеркните орфограммы, Проверка. У доски ученик, комментирует написание орфограмм в словах. . ( Использование инструмента ластик, появляется правильное написание слова)
ΙΙ слайд
Какие слова могут быть лишними? Почему?
– ученики:
- искусство – орфограмма удвоенная согласная;
- праздник – орфограмма непроизносимая согласная, в других словах безударная непроверяемая гласная;
- багровый, багряный – безударная гласная проверяемая ударением;
- имена прилагательные, остальные существительные.
– Что обозначают эти имена прилагательные? (оттенки темно-красного цвета)
– Как называются эти слова? ученики: Однокоренные слова
ΙΙΙ слайд
(Использование толкового словаря, на доске появляются картины)
– Как можно запомнить написание слов багряный и багровый?
(ученики: запомнив славянское слово багр)
3. Объяснение нового материала. Создание проблемной ситуации.
– Рассмотрите схему. О чём она может рассказать?
ΙV слайд
(ученики: при помощи суффикса образовали новое слово, однокоренное)
– Что такое суффикс? ( под звёздочкой гиперссылка на ЦОР, затем убирается шторка)
– На доске слова снег, честь, аромат, закон, осень, дверь.
– Прочитайте слова, К какой части речи они относятся? Докажите. (ученики: это имена существительные, отвечают на вопрос что?, обозначают предмет)
– При помощи суффикса -н- образуйте новые слова.
( ученики по очереди выходят к доске, произносят образованное слово, выбирают суффикс с нужным окончанием, с функцией утилиты множественного клонирования и перетаскивают к слову рукой)
ΙV слайд
– К какой части речи принадлежат слова, которые мы сейчас образовали? (ученики: имена прилагательные, обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?)
Запишите. Какие орфографические задачи возникают при образовании имён прилагательных? (ученики: ароматный, законный, осенний - безударная гласная непроверяемая ударением; дверной-безударная гласная, проверяемая ударением, законный, осенний- удвоенная согласная на стыке корня и суффикса, снег-снежный: чередование согласной,; честный- непроизносимая согласная в корне слова)
– Слова, какой части речи у нас получились?
Сформулируйте тему урока.
(ученики: образование имен прилагательных)
V слайд
– Только ли от существительных можно образовать имена прилагательные?
Наблюдение
Упр. 339 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык») Образуйте новые имена прилагательные, запишите их в тетрадь, выделите суффиксы.
VΙ слайд
– От какой части речи образовывали новые слова?
Какие ещё суффиксы участвуют в образовании имён прилагательных? (ученики: суффиксы: -еньк-, -оват-, -еват-)
– Какое значение вносят эти суффиксы в слова? (ученики: -еньк- уменьшительно-ласкательное, -оват-, -еват- оттенок цвета)
Возвращение к IV слайду
Открывается шторка, на доске схема
4. Физминутка.
Мы немного отдохнём –
физминутку проведём!
Вот за партами ребята
Расшалились как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Для глаз: Крепко зажмурить, открыть поморгать, в даль посмотреть.( повторить 5 раз)
5. Наблюдение за словообразованием имён прилагательных.
VIΙ слайд
( под звёздочкой гиперссылка на ЦОР)
Групповая работа по 4 человека. Карточки с текстами раздаются по группам
1 карточка
- Прочитайте текст.
- Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу.
- Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов?
Наступил январский морозный вечер. На пороге появился кот Васька. Его пушистый хвост бал замазан сажей.
2 карточка
- Прочитайте текст.
- Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу.
- Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов?
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)
3 карточка
- Прочитайте текст.
- Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу.
- Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов?
Узорчатые следы на снегу могут о многом рассказать. Вот сибирский кедр. Даже февральские морозы не отпугнут белок, зайцев, медведей от лакомства. Кедровые орешки любят все!
VΙΙI слайд
Выписать имена прилагательные в таблицу, обосновать свое решение ( от группы выходят по одному ученику и маркером записывают слова)
ΙX слайд
-
– Вернёмся к словам багровый, багряный. Как же были образованы эти слова?
– Разберите по составу слова багровый, багряный. Помните правило разбора cлов по составу.
6. Игра «Эстафета»
– Образовать от имен существительных и прилагательных при помощи суффиксов новые имена прилагательные, выделить суффикс. (Каждому варианту раздаётся список слов, участники по очереди заполняют лист и передают дальше.)
Например: ветер, желтый, конь, синий, рука, глаз и т.д.
Вывод урока. Как можно образовать новые имена прилагательные?
7. Рефлексия
Что было сложным на уроке? Что удалось?
X слайд
– Спасибо за работу. Дом. задание записать 10 имен прилагательных, образованных при помощи суффиксов.