Организация механизма построения преемственности дошкольного и начального образования

Разделы: Начальная школа


Вопросы преемственности в работе детского сада и школы всегда были, есть и будут актуальными для учителей начальной школы. Ведь учителей всегда интересует вопрос, какими будут их будущие первоклассники, какую образовательную программу для них выбрать, на каком интеллектуальном уровне строить обучение и общение с детьми. Воспитатели же в свою очередь озабочены тем, смогут ли их воспитанники проявить свои способности в школьной жизни, полностью раскрыться и стать успешными. Родителей волнует состояние комфортности пребывания их ребёнка в школе. Удовлетворить интерес учителя, снизить озабоченность воспитателей и тревожность родителей поможет разработка механизма построения преемственности дошкольного и начального образования. Основой разработки такого механизма являются конечные ориентиры дошкольного образования на обеспечение общей психологической готовности ребёнка к школе и исходные ориентиры начального образования, направленные на личностно-индивидуальное развитие детей.

Для запуска такого механизма требуется разработка и реализация плана методических мероприятий педагогами начальной школы совместно с воспитателями ДОУ, состоящего из нескольких последовательных этапов.

Первый этап преследует цель: развитие у воспитателей и учителей заинтересованного и уважительного отношения к педагогической деятельности друг друга, знакомство с принципиальными особенностями работы с детьми.

Содержание работы на данном этапе предполагает:

  • Знакомство с физиологическими и психологическими особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста. И хотя учителя в достаточной мере владеют подобной информацией, к данному вопросу приходится возвращаться постоянно, т.к. изменение социального уклада жизни влечёт за собой изменение в физиологическом и психологическом развитии людей. Ведь ни для кого не секрет, что психологи всего мира говорят о всеобщей инфантилизации, то есть, другими словами, современные семилетки личностно моложе своих же сверстников десятилетней давности.
  • Обсуждение образовательных программ и корректировка их. Сотрудничая, воспитатели и учителя должны прийти к взаимопониманию того, что научить ребёнка читать и писать можно в дошкольном возрасте, но очень важно это сделать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет современная школа. Однако, недопустимо эту задачу возлагать на родителей, т.к. есть риск, что родители научат ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать, что ведёт к подрыву физического и психологического состояния ребёнка. А вот знания о родном городе, о труде взрослых в семье, о природе родного края сослужат хорошую службу будущему первокласснику. Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием интеллектуальной подготовки будущих первоклассников.
  • Обсуждение формы и плана психолого-педагогических характеристик будущих первоклассников. Характеристика может быть индивидуальна или представлена в виде сводной таблицы, и иметь следующий план:
    1. Ф.И.О. ребёнка.
    2. Особенности личности ребёнка, его поведение в детском коллективе, отношение с детьми.
    3. Навыки самообслуживания.
    4. Работоспособность во время занятий.
    5. Состояние и характер памяти.
    6. Особенности мышления.
    7. Усвоение программы детского сада.
    8. Отношение родителей к проблемам своего ребёнка.
  • Знакомство с инновационными технологиями, используемыми педагогами в методической работе с детьми. Так, учителями школ по примеру воспитателей успешно применяются в образовательной практике элементы ТРИЗ-технологии. Развитие исследовательских навыков у дошкольников имеет в школе своё продолжение в виде создания индивидуальных исследовательских проектов детьми.

Второй этап посвящён организации совместной взаимообусловленной деятельности

воспитателей и учителей, направленной на решение общих целей воспитания и обучения детей. На этом этапе оправдывают себя следующие формы работы:

  • Взаимопосещение занятий, уроков с целью обмена опытом, поиска оптимальных форм и методов обучения дошкольников и школьников. Для учителя очень важны наблюдения за детьми не только на занятиях, но и в свободном общении (во время игр, прогулок) со сверстниками и взрослыми. Учителей также интересуют приёмы, которые использует воспитатель на занятиях, как он организует ребят, на чём основывается контакт воспитателя с детьми.
  • Ведение психолого-педагогических наблюдений, обследований, составление диагностики. Диагностика, как правило, предполагает не только групповое, но и индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребёнка и фиксирует его ответы в протоколе. Затем данные протокола соотносятся с результатами наблюдений воспитателя, логопеда и психолога. На основе проведённой работы можно сделать предварительный прогноз обучения ребёнка в школе.
  • Проведение совместных методических совещаний, круглых столов, тематических семинаров. Таковыми могут быть семинары «Проблемы развития речи детей», «Развитие мелкой моторики руки» и др. Воспитателями могут быть представлены открытые занятия, а учителями – уроки, на которых могут быть предложены пути решения данных проблем.
  • Организация экскурсии дошкольников в класс, где им предстоит учиться, знакомство детей с учителями, с атрибутикой школьной жизни.

Третий этап нацелен на сотрудничество учителя, воспитателя и родителей будущих первоклассников. От правильно спланированной и вовремя проведённой работы с родителями во многом зависит успех учебно-воспитательного процесса в целом. Зарекомендовали себя следующие формы работы:

  • Родительские собрания с участием педагогов обоих образовательных учреждений. Первое такое собрание проводится задолго до первосентябрьского праздника с целью знакомства родителей с образовательными программами и основными направлениями в работе школы.
  • День открытых дверей в школе, где организуется экскурсия по школе, даются рекомендации и памятки по подготовке ребёнка к школе, готовятся выставки «Что должен взять с собой ребёнок в школу», «Школьные достижения», «Эту красоту по силам сделать вашим детям». Школьные творческие группы представляют свои достижения, номера художественной самодеятельности.
  • Индивидуальные беседы и консультации с родителями. Инициаторами таких консультаций могут выступать как педагоги, так и, что очень ценно, родители. Очень важно, чтобы в ходе таких бесед у родителей сформировалось понятие готовности ребёнка к школе – это не столько умение читать, писать и считать, сколько достаточно развитый интеллект, умение слушать, рассуждать, говорить.

Четвёртый этап – рефлексивный. Если в работе предыдущих этапов ведущая деятельность принадлежала воспитателю, а учитель выступал в роли активного приемника, то на данном этапе приоритетная деятельность должна быть отдана учителю. Как правило, этот этап начинается праздником « День знаний» и предполагает следующее:

  • Организация учителем в адаптационный период серии уроков из курса «Введение в школьную жизнь» с целью помочь каждому ребёнку войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой, и призван обеспечить плавный переход от игровой деятельности к учебной. Насколько планомерно велась работа на предыдущих трёх этапах, настолько будет безболезненно для детей проходить адаптация в школе.
  • Проведение педагогического консилиума по итогам адаптационного периода, в котором принимают участие, наряду с учителями и воспитателями, психологи, логопеды, социальные педагоги, методисты.
  • Составление коллективной и индивидуальных характеристик учителем и соотнесение их с прогнозируемым результатом.
  • Тестирование первоклассников с целью отслеживания динамики в их развитии по сравнению с дошкольным периодом и определения дальнейшего маршрута обучения.

Поэтапное представление работы по преемственности между детским садом и школой ни в коем случае не предполагает жёстких рамок и обязательного следования одного этапа за другим. Мероприятия каждого этапы могут пересекаться, вклиниваться друг в друга, осуществляться одновременно.

Реформы в образовании ставят перед педагогами новые задачи. Следовательно, будут претерпевать изменения и вопросы преемственности. Уже на сегодняшний день обозначились проблемы, требующие первостепенного решения:

  • Всеобщая компьютеризация общества ставит перед школой задачи применения информационно-компьютерных технологий в учебном процессе. Первоклассники уже на начальном этапе обучения сталкиваются с работой на компьютере. Пока эта работа подразумевает учебные игры, тем не менее, требует от детей умения пользоваться мышкой и клавиатурой. В отсутствии этих умений и кроется проблема. А ведь, как показывает практика, дети дошкольного возраста овладевают навыками работы на компьютере гораздо быстрее и успешнее иных взрослых. К тому же в продаже есть множество дисков с программами, направленными на развитие детей. Так почему бы эту возможность не использовать в дошкольных учреждениях.
  • Спортивные площадки школ города всё больше превращаются в спортивные городки, оснащаясь современным спортивным оборудованием. Улыбка умиления возникает на лицах прохожих, когда они видят на спортивных снарядах резвящуюся группу дошколят. Учителя благодарны воспитателям, что они используют такую возможность для физического развития своих воспитанников и не опасаются выводить их за пределы детсадовских площадок. А ведь можно эти снаряды использовать не только для организации игр во время прогулки, но и завести новую традицию проведения спортивных эстафет совместно с учащимися начальных классов, приурочив их к знаменательным событиям и датам (Олимпиада, День защиты детей и т.п.)
  • Пока ещё редко, но уже существует практика интеграции педагогической деятельности воспитателей в школу, а учителей – в детский сад. Так, воспитатели проводят в своих ДОУ для учащихся экскурсии по зимнему саду, живому уголку, расширяя тем самым познания школьников в области флоры и фауны. Педагоги школы занимаются с дошколятами в кружках и секциях, ведут занятия по развитию речи и пр. Учителя физкультуры оказывают дошкольным учреждениям помощь в организации и проведении в школьном спортзале «Малых Олимпийских игр дошкольников». Однако, такая интеграция не получила ещё должного развития и поэтому отнесена в разряд перспективных.

Таким образом, решение вопросов преемственности между школой и ДОУ рождает качественно новые формы сотрудничества учителей и воспитателей, что способствует взаимообогащению педагогическими идеями и развитию творческих возможностей педагогических коллективов.

Литература:

  1. Бикбаева Л.Почему дети не любят школу? // Начальная школа. – 2007. - №18. - с.42.
  2. Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школьному обучению // Начальная школа. – 2004. - №34. - с.9.
  3. Тимошенко Л.В. О создании единого педагогического коллектива «Начальная школа – детский сад» // Начальная школа. – 2004. - № 11. - с.13.