Тип урока: повторно-обобщающий
Форма урока: соревнование по командам
Образовательные задачи:
- закрепление навыков работы с исторической картой;
- закрепление знаний важнейших географических и исторических объектов Древнего Египта;
- проверка знания фактов из жизни египетской знати, ремесленников, фараона;
- проверка знаний о культуре Древнего Египта;
- закрепление навыков решения задач по хронологии.
Развивающие задачи:
- продолжить формировать навыки составления рассказа;
- продолжить формировать умение работать в малой группе;
- продолжить формировать навыки заполнения контурной карты.
Воспитательная задача: заинтересовать учащихся нестандартной формой урока и пробудить интерес к истории, показать важность культурного наследия Древнего Египта.
Средства и оборудование:
- бейджики с названиями команд (Северный Египет, Южный Египет, Объединенный Египет);
- жетоны-скарабеи для награждения;
- карточки с заданиями, ребусами;
- распечатка контурной карты «Военные походы фараонов»;
- настенная историческая карта «Древний Египет»;
- вещи: статуэтка сфинкса, папирус, бюст фараона;
- цветные карандаши.
Ход урока.
1. Вводное слово учителя
о важности истории Древнего Египта, объявление правил соревнований (какие конкурсы как будут оцениваться, назначение судей).
2. С помощью жребия команды выбирают названия.
3. Конкурсы.
1 конкурс: «А знаете ли Вы, где это находится?» (1 балл за правильный ответ у исторической карты).
- Северный Египет – течение Нила, моря, омывающие Египет.
- Южный Египет – первая столица Египта, районы земледелия в Египте.
- Объединенный Египет – район великих пирамид, золотые рудники Египта.
2 конкурс: «Расскажите о том, как жили в Древнем Египте…» (от 3 до 5 баллов в зависимости от точности и информативности рассказа).
- Карточка-задание для команды Северного Египта.
«Расскажите о том, как жили в Древнем Египте ремесленники и земледельцы». - Карточка- задание для команды Южного Египта.
«Расскажите о том, как жили в Древнем Египте вельможи». - Карточка задание для команды Объединенного Египта.
«Расскажите о том, как жили в Древнем Египте фараоны».
3 конкурс: «Задачи по хронологии» (2 балла).
- Задание для команды Южного Египта.
«Что было раньше и на сколько веков, образование единого государства в Египте или строительство пирамиды Хеопса? Если известно, что единое государство в Египте образовалось ок. 3000 г. до н.э., а постройка пирамиды относится к ок. 2600 г. до н.э.». - Задание для команды Северного Египта.
«Сколько лет назад началось строительство пирамиды Хеопса? Сколько это веков? Если известно, что пирамида была построена ок. 2600 г. до н.э., а сегодня 2009 г. н.э.». - Задание для команды Объединенного Египта.
«Что происходило позже и на сколько веков, строительство пирамиды Хеопса или завоевания Тутмоса III? Если известно, что пирамида была построена ок. 2600 г. до н.э., а походы Тутмоса III начались в 1500 г. до н.э.».
4 конкурс: «Рассказ о вещи» (от 3 до 6 баллов).
5 конкурс: «Конкурс капитанов – Снежный ком» (3,4,5 баллов).
Капитанам предлагается продолжить фразу: «Египетские пирамиды знамениты тем, что…». Побеждает тот, кто придумает наибольшее количество предложений.
6 конкурс: «Головоломка» (2 балла).
7 конкурс: «Контурная карта» (2 балла).
4. Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература:
- Игры и занимательные задания по истории. М., Дрофа, 2003