Урок по химии в 8-м классе на тему: "Путешествие в царство кислот. Химические свойствах кислот. Взаимодействие с металлами"

Разделы: Химия


Тип урока: Комбинированный урок с применением игровой технологии.

Цель: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о химических свойствах кислот; актуализировать и скорректировать знания учащихся по предыдущим темам: классификация, названия кислот; продолжить формировать умения выполнять химический эксперимент по распознаванию кислот , соблюдая правила ТБ; на новых примерах подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения; развивать умения составлять уравнения химических реакций, характерных для кислот.

Оборудование: серная кислота (конц.), вода, термометр, индикаторы, лист бумаги, спиртовка, хим. посуда, оксид меди (11), сок яблока.

На столах учеников: соляная кислота (разб.), пробирки, лакмусовая бумага, цинк, медь, инструкция.

Химический эксперимент: демонстрационный опыт “Обугливание лучины”, действие индикаторов на кислоты.

Лабораторная работа: взаимодействие кислот с металлами.

Оформление доски: на доске прикреплены таблички – названия станций следования. Кроме того, заранее заготовлены карточки с названиями формул веществ: H2SO4, HCl, H3PO4, H2S, Mg, Cu, Zn, Fl, Hg, Ag, CuO, MgO и т.д.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Взор химика пытлив,
Ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он постичь капризы тайных сил.
Он многое из них уже установил.
Следя за их игрой, участник их раздоров.
И скоро он велит, властитель этих споров
Признать и чтить закон, который он открыл.
Завидую тебе, взыскательный ученый.
Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,
Как в день творения, исток всех прочих дней
Веди же и меня в загадочное царство!
Я верю: только в нем отыщется лекарство
От всех бесчисленных печалей и скорбей!
Веди же и нас, наука Химия, в загадочное “Царство кислот”.

Сегодня ребята нам предстоит увлекательное путешествие по стране кислот, где мы с вами будем знакомиться с особенностями жителей этой большой страны. Маршрут путешествия перед вами, на доске. А все новое, что вы узнаете за время нашего путешествия, вы будете записывать в своем дневнике – тетради. Итак, в путь.

1 станция “Информационная”.

Вопросы учителя: Какие вам известны кислоты? Запишите в тетради их химические формулы. (Один ученик или двое записывают формулы на доске).

Как классифицируют кислоты? Как определить валентность кислотного остатка? Для чего человеку нужны кислоты? Где их использует человек? Какие различия и что общего в составе кислот?

После ответов учащихся делается вывод:

Оказывается в “царстве кислот” у каждой кислоты есть свое определенное местожительство, т.к. кислоты классифицируют по наличию или отсутствию кислорода, по количеству атомов водорода.

Учитель показывает схему:

Одноосновные

двухосновные

трехосновные

HBr, HI, HCl

H2SO4, H2CO3

H3PO4

Бескислородные

кислородсодержащие

Определите, используя представленную схему, в чем сходство всех кислот?

(Ученики отмечают наличие водорода).

Общее в составе и строении кислот обусловливает и общие свойства кислот. Большинство кислот кислые на вкус, исключение составляет салициловая – сладкая, никотиновая – горькая.

2 станция “ПТБ”.

Учитель: Кислоты требуют очень осторожного обращения. Особенно коварна концентрированная серная кислота. Учитель с помощью термометра демонстрирует разогревание концентрированной серной кислоты при её разбавлении. Объясняет правила разбавления:

Плотность воды меньше плотности кислоты. Поэтому:

Сначала вода, потом кислота,

Иначе случится большая беда! (если сделать наоборот вода на поверхности кислоты “вскипит” и при выплескивании может попасть на кожу вместе с кислотой, что грозит химическим ожогом.)

Если кислота попадает на кожу, нужно немедленно смыть её большим количеством воды, а при возможности промыть 5% раствором соды пищевой.

Затем учитель демонстрирует опыты по обугливанию лучины концентрированной серной кислотой, нагревание бумаги над спиртовкой, на которой предварительно написано серной кислотой слово “химия”. Просит учеников объяснить наблюдаемые явления.

3 станция “Индикаторная”

Учитель демонстрирует действие кислот на индикаторы, фиксирует результаты на доске, ученики записывают соответственно в тетрадь.

Учитель: Отличаются ли соляная и серная кислота от кислот, входящих в состав продуктов питания?

Ученики выдвигают разные гипотезы.

Демонстрируется опыт: Действие индикатора на сок яблока.

Ученики делают вывод: Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

4 станция “Экспериментальная”.

Учитель: А сейчас экспериментальным путем мы с вами определим какими химическими свойствами обладают кислоты.

На столах у вас по 2 пробирки. Определите с помощью индикатора в какой из них находится кислота. (Учащиеся выполняют опыт, фиксируют результаты в тетрадь).

А теперь с помощью параграфа учебника выясните с какими веществами могут реагировать кислоты?

Ученики работают с текстом учебника, делая краткие записи в тетради. И отвечают на вопросы учителя.

Со всеми ли металлами могут реагировать кислоты? (Учитель выслушивает ответы учеников).

А теперь давайте выясним это путем эксперимента.

Опыт вы будете проводить самостоятельно, с использованием инструкции, которая находится на вашем столе.

Инструкция

  1. В одну пробирку поместите кусочек цинка, в другую кусочек медной проволоки.
  2. Прилейте в каждую пробирку 1-2 мл разбавленной соляной кислоты. Что наблюдаете?
  3. найдите медь и цинк в ряду, составленным Н.Н. Бекетовым и подумайте, на основании каких свойств составлен это ряд.
  4. напишите уравнение химической реакции, которую вы наблюдали в этом опыте. К Какому типу эта реакция относится? Какой газ выделялся?
  5. Почему во второй пробирке ничего не произошло? Объясните.

(один ученик пишет уравнения реакции на доске, затем обсуждаются результаты лабораторной работы.)

Далее учитель демонстрирует опыты взаимодействия кислот с основными оксидами и основаниями на примере взаимодействия серной кислоты разб. с оксидом меди и гидроксидом натрия.

В тетрадях записывается общая схема химических свойств кислот.

Кислота + Ме (активный) --- соль + Н2 (реакция замещения)

Кислота + МеО (любой) ---- соль + Н2О (реакция обмена)

Кислота + МеОН----- соль+ Н2О

И в заключении нашего урока-путешествия жители “царства кислот” задают нам свои вопросы:

    1. Каким из металлов не удается проникнуть в “царство кислот”? Назовите их.
    2. Помоги кислотам найти свой город. (Учитель показывает карточки с формулами кислот, а ученики классифицируют их.)
    3. Какая соль образуется, если встретятся магний и соляная кислота?

Цинк и серная кислота, оксид натрия и серная кислота, медь и соляная кислота. Подумайте, и дома запишите уравнения возможных реакций.

Наше путешествие подошло к концу, и я прошу вас поднять карточки красного цвета, если оно вам понравилось, зеленого - если не понравилось.

Домашнее задание: Приготовить сообщения о использовании кислот человеком.