Цели урока:
- Продолжить формирование ЗУН по предметам: читать карту, заполнять таблицу, работать с учебной литературой, строить диаграмму, делать выводы. Обеспечить в ходе урока ознакомление учащихся со структурой электроэнергетики, её проблемами и перспективами развития.
- Продолжить работу над развитием речи учащихся, их мышления, памяти и внимания.
- Воспитывать положительное отношение к предметам и знаниям. Продолжить формировать нравственные качества учащихся.
Учебно-воспитательные задачи:
- Показать развитие электроэнергетики как одной из отраслей авангардной тройки.
- Дать характеристику различных типов электростанций.
- В целях экологического воспитания показать влияние электроэнергетики на окружающую среду.
Оборудование: Карта “Электроэнергетика мира”. Таблицы: “Ведущие производители электроэнергии”, “Десять крупнейших ГЭС мира”. Атласы, учебники В.П. Максаковский “География - 10” М. Просвещение, 2005.; карточки-задания, калькуляторы, компьютеры, интерактивная доска, слайдовая презентация.
Тип урока: комбинированный.
Формы урока: коллективная, индивидуальная.
Режимы урока: экстраактивный, интраактивный, интерактивный.
Методы урока: метод контроля, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
План урока:
- Организационный этап 4 мин.
- Повторение пройденного материала 8 мин.
- Изучение нового материала 33 мин.
- Практическая работа 38 мин.
- Заключительный этап 7 мин.
Ход урока
Учитель географии:
I. Организационный этап.
Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок географии и физики.
Тема урока: “Электроэнергетика мира”.
На уроках географии мы рассматриваем эту тему при изучении топливно-энергетического комплекса мира. На уроках физики при изучении тем: “Тепловые двигатели” и “Производство и передача электроэнергии”.
Готовясь к этому уроку, вы получили опережающее задание подготовить материал о различных видах электростанций мира.
Сегодня на уроке вы узнаете:
- о состоянии мировой энергетики.
- о различных типах электростанций.
- о проблемах и перспективах отрасли.
На уроке научитесь:
- анализировать диаграмму, выстроенную в заданном масштабе.
- делать выводы о развитии отрасли.
Ваша работа будет успешной, если вы активно будете работать с учебником, дополнительным материалом и внимательно слушать выступления учащихся.
II. Повторение пройденного материала.
Индивидуальный опрос по темам:
1. Топливная промышленность.
2. Основные виды энергетических ресурсов.
Учитель физики:
3.Что вы узнали об энергии топлива на уроках физики?
III. Изучение нового материала.
Откройте тетради и запишите тему урока: “Электроэнергетика мира”
Изучать отрасль будем по плану:
1. Значение отрасли.
2. Объёмы выработки электроэнергии по странам
мира.
3. Структура электроэнергетики (по видам
электростанций).
4. Проблемы отрасли.
5. Перспективы развития - использование
альтернативных источников энергии.
Учитель географии:
1. Значение отрасли.
В нашем цивилизованном обществе от энергии зависит всё, без неё не будет совершаться работа. Энергия может совершать иногда созидательную, а иногда разрушительную работу (например, атомная бомба).
Электроэнергетика-это ключевой элемент жизнеобеспечения стран. Без энергии хозяйство мертво, а жизнь страны невозможна. Даже изменение цен на отдельные энергоносители приводит к неожиданным последствиям в экономике. Так, энергетический кризис 1985г., когда нефтедобывающие страны (ОПЕК) подняли цены на нефть, привёл к потрясению всю мировую экономику.
Электроэнергетика – одна из отраслей авангардной тройки. Её роль заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения. Её значение резко возросло в эпоху НТР в связи с развитием электронной промышленности и комплекса автоматизации производства. Производство и потребление электроэнергии растёт быстрыми темпами. Так в 1990 г. – 11,6 трлн. кВт? ч. в 2000г.- 16,4 трлн кВт? ч.
2. Объёмы выработки электроэнергии по странам мира.
По объёмам выработки электроэнергии развитые страны в значительной степени опережают развивающиеся страны.
- Среди регионов мира лидируют Северная Америка
и западная Европа.
- Среди стран мира ведущими производителями
электроэнергии являются (показать на карте):
“Ведущие производители электроэнергии” Таблица №1
Страна | Выработка, млрд кВт*ч |
1.США 2.Янония 3.Китай 4.Россия 5.Канада 6.ФРГ 7.Франция 8.Индия 9.Великобритания 10.Бразилия |
3600 950 900 860 530 525 470 400 310 265 |
В составе “первой десятки” лидируют семь стран Севера и три страны Юга. По объёмам выработки электроэнергии на душу населения, безусловно, лидируют Норвегия, Канада, Швеция, США, Финляндия. Наименьший показатель - страны Африки, Китай, Индия.
Обратимся к учебнику за интересными фактами (ДТ [2] с. 165)
Учитель географии:
3. Структура электроэнергии.
Ребята, какие вы знаете традиционные типы электростанций?
- Ответ: ( ТЭС, ГЭС, АЭС)
Давайте обратимся к карте “Электроэнергетика мира” По круговой диаграмме видно, что:
а) В структуре выработки электроэнергии в
мире первое место принадлежит ТЭС. Их доля
составляет 63%
б) Второе место производства электроэнергии
обеспечивает ГЭС. Их доля составляет 20%
в) Третье место принадлежит АЭС. Их доля
составляет 17%
Сейчас мы будем заносить данные по традиционным видам электростанций в карточку №1. Приготовьтесь с ней работать. Внесите данные в графы тип электростанции и доля вырабатываемой ими электроэнергии.
К сегодняшнему уроку вы готовили рефераты о работе различных типов электростанций. Прослушаем учащихся, готовивших материал о ТЭС. По ходу выступлений докладчиков всем остальным надо будет заполнять карточку. Поэтому будьте предельно внимательны при заполнении колонки технико-экономические особенности.
Итак, слушаем материал о ТЭС, ГЭС и АЭС.
По ходу заполнения карточки идут дополнения учителей.
Учитель географии:
Десять крупнейших ГЭС мира.
Таблица №2
Название | Страна | Мощность, млн кВт*ч |
Итайпу | Бразилия-Парагвай | 12,6 |
Гранд-Кули | США | 10,8 |
Гурии | Венесуэла | 10,3 |
Тукурун | Бразилия | 8,0 |
Саяно-Шушенская | Россия | 6.4 |
Корпус-Посадос | Аргентина-Парагвай | 6,0 |
Красноярская | Россия | 6,0 |
Ла-Гранд-2 | Канада | 5,2 |
Черчила-Фолз | Канада | 5,2 |
Кориндо | Бразилия | 5,0 |
Учитель физики:
Третье место принадлежит АЭС. В мире 450 атомных реакторов. Атомная энергетика обеспечена сырьём. К числу главных производителей уранового концентрата (U3 O8) относятся Канада, Австралия, Намибия, США и Россия.
Выступление учащихся об АЭС.
Карточка №1(ожидаемый результат)
Тип электростанции | Доля вырабатываемой электроэнергии | Технико-экономические особенности | Крупнейшие электростанции |
ТЭС | 63% | 1. Используют невозобновляемые ресурсы 2. Сильно загрязняют атмосферу 3. Воздействуют на водные ресурсы 4. Быстро строятся. |
США, Китай, Россия, ФРГ, Польша, ЮАР, Нидерланды, Италия. |
ГЭС | 20% | 1. Используют возобновляемые
энергоресурсы 2. Производят самую дешёвую электроэнергию 3. Длительное время строительства 4. Меняют уровень грунтовых вод, что приводит к заболачиванию территории |
Канада, США, Бразилия, Россия, Китай, Норвегия. |
АЭС | 17% | 1. Создают опасность радиационного
заражения 2. Производят дорогую электроэнергию 3. Неисчерпаемый запас топлива |
США, Франция, Япония, ФРГ, Швеция, Россия, КНР, Канада, Великобритания, Украина. |
Учитель географии:
4. Проблемы отрасли.
Итак, как вы поняли из выступлений, что основными проблемами электроэнергетики является:
1. Истощение запасов первичных энергоресурсов и
их удорожание.
2. Загрязнение и разрушение природной среды.
Об этом более подробно расскажет наш эколог.
Эколог:
Проблема загрязнения и разрушения природной среды стоит очень остро. Тепловая электроэнергетика выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ (двуокись серы, окись азота, зола и т.д.), тем самым изменяется газовый состав атмосферы, повышается температура воды и воздуха.
Гидроэнергетика приводит к экологическим нарушениям при строительстве ГЭС: затоплению земель и нарушению водного баланса территории, гибели рыб, изменению режима рек и растительного покрова.
Возникновение атомной энергетики породило проблему захоронения отходов и аварий на АЭС.
Учитель физики:
5. Перспективы развития – использование альтернативных источников энергии.
Решение проблем, перечисленных нашим экологом и проблем истощения запасов минерального топлива, видится в переходе к энергосберегающей политике, к использованию альтернативных (нетрадиционных) источников энергии.
Какие вы знаете нетрадиционные типы электростанций?
Ответ: ПЭС, СЭС, ВЭС, ГеоТЭС
Давайте послушаем наших докладчиков и заполним карточку №2, внося в неё названия стран.
Карточка №2 (ожидаемый результат)
Приливные электростанции (ТЭС) | Солнечные электростанции (СЭС) | Ветровые электростанции (ВЭС) | Геотермальные электростанции (ГеоТЭС) |
Франция Великобритания Канада Россия Индия Китай Кислогубская |
Работают в 30 странах мира Франция Испания Япония США Крым |
Западная Европа Дания, ФРГ Великобритания Нидерланды США, Индия Китай Север России |
Страны Центральной Америки Филиппины Исландия Камчатка (Паужетская ГТЭС) |
Учитель географии:
Давайте обратимся к учебнику за справочным материалом о ВЭС стр. 166 и ГТЭС стр.166.
Международная транспортировка электроэнергии осуществляется с помощью магистральных ЛЭП.
Итак, вы узнали о состоянии мировой электроэнергетики, о различных типах электростанций и проблемах и перспективах отрасли.
А сейчас переходим ко второй части урока - практической работе.
IV. Практическая работа.
1. Постройте диаграмму, используя таблицу №1“Ведущие производители электроэнергии” в масштабе: в 0,5 см. 265 млрд кВт? ч Ответьте ,в каких странах электроэнергия развивается на собственном сырье, в каких на привозном?
2. Заполните карточку №3: “География промышленности”.
С помощью текста учебника (стр.130-131) заполните пропуски в предложениях.
(Ожидаемый результат).
1) Наиболее ярко ориентация на ТЭС выражена в
таких “угольных ” странах, как Польша или ЮАР,
и в таких “нефтяных” странах, как Саудовская
Аравия, Кувейт, ОАЭ, Алжир, где ТЭС дают всю
электроэнергию.
2) Гидроэлектростанции вырабатывают более 90 %
электроэнергии в Норвегии, Бразилии и Киргизии.
3) Более всего электроэнергии на АЭС вырабатывают
Франция, Литва и Бельгия.
4) Геотермальные электростанции в Исландии
используются не только для получения
электроэнергии, но и для отопления.
Давайте проверим правильность заполнения карточки (один ученик читает ответы, другие проверяют).
3. Заполните карточку №4, (задание выполняется на компьютере).
“Электроэнергетика” Карточка № 4
1. На рисунке показаны доли электроэнергии, производимой различными типами электростанций. Подпишите их, отметьте их процентное содержание.
2. Укажите, к каким типам электростанций относятся следующие технико-экономические особенности:
- Используют невозобновляемые ресурсы.
- Сильно загрязняют атмосферу.
- Воздействуют на водные ресурсы.
- Используют возобновляемые энергоресурсы.
- Длительное время строительства.
- Дают самую дешёвую электроэнергию.
- Создают опасность радиационного заражения.
- Дают много твёрдых отходов.
- Дают дорогую электроэнергию.
Учитель географии:
V. Заключительный этап.
1. Домашнее задание: на контурной карте разными цветами нанесите крупнейшие электростанции мира, используя карточку №1.
2. Пользуясь планом, скажите, пожалуйста, что вы узнали нового на уроке, чему научились? Сформулируйте вывод урока.
Вывод урока (ожидаемый результат):
Электроэнергетика – одна из отраслей “авангардной тройки”. Её роль заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения.
Производство и потребление электроэнергии растёт высокими темпами. Отрасль продолжает изменяться и, прежде всего под воздействием НТР. В состав “первой десятки” стран по объёмам выработки электроэнергии лидируют семь стран Севера и три страны Юга. Но по размерам выработки электроэнергии на душу населения различия между ними остаются ещё большими.
Электроэнергия вырабатывается на различных видах электростанций ТЭС -63%, ГЭС-20%, АЭС-17%, которые имеют технико-экономические особенности.
Проблема отрасли состоит в истощении запасов первичных энергоресурсов и загрязнении природной среды.
Перспективы отрасли - в энергосберегающих технологиях и использовании нетрадиционных источниках энергии ПЭС, СЭС, ВЭС и т.д.
Оценки за работу на уроке.
Спасибо за урок.