Информационная культура учащихся и учителей растет. Именно новые коммуникационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность. Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования их непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. Внедрение ИКТ – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.
Рассмотрим применение компьютерных технологий на практике:
Во-первых, заполнение документации классного руководителя. Текущие оценки, пропуски, успеваемость по четвертям и за год, подсчет среднего балла по ученику и предмету, количество тех или иных оценок по каждому предмету, подсчет количества учащихся, окончивших четверть (год) на “5”, “4” и “5”, “3” и “2”,определение количества учащихся, закончивших четверть (год) с одной “4”, “3”, “2” с указанием конкретных предметов и оценок по каждому ученику - этот мониторинг ведется с использованием электронных таблиц Microsoft Excel. Структурированные данные учеников класса, родителей внесены в базу данных:
- “Дневник классного руководителя”,
- “Социальный паспорт класса”,
- “Психологические карты учащихся группы риска”,
- “Сформированность учебной деятельности учащихся”,
- “Формирование надпредметных умений и навыков”,
- “Определение уровня обученности”,
- “Оценка информационной компетентности”*.
В ежедневной работе часто приходится обращаться к многочисленным данным о занятости учащихся во внеурочное время, об организации летнего отдыха и различных мероприятий, о проведении бесед по правилам техники безопасности и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, используется Microsoft Word и по необходимости составляется разного рода отчетность.
При проверке дневников применяется новшество – информационный лист ученика, где фиксируются учебные достижения и поведение учащихся. В тех случаях, где ситуация вызывает тревогу, выделяется маркером тот или иной ряд оценок. Родителей и детей такие подробные результаты особо интересуют. Помимо этого, второй год подряд практикуются распечатки листов-благодарностей за добросовестное дежурство, участие в акциях, мероприятиях и коллективных творческих делах.
* См. Приложение I-VII
Во-вторых, организация внеклассных мероприятий, соревнований, классных часов и др. Для этого используются ресурсы Интернета. К примеру, когда проходил Всероссийский конкурс сочинений “Письмо другу”, из Интернета была взята разработка классного часа “Искусство эпистолярного жанра” (Морозова И.А., город Санкт-Петербург). На основании этого материала было проведено с учащимися замечательное внеклассное мероприятие, в ходе которого дети познакомились с историей письма и правилами его написания, а также сами написали письма друзьям, учителям, а некоторые - президенту. Очень часто готовятся и используются презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время подготовки ведения мероприятия. Например, презентация к классному часу, проведенного в рамках Недели правовых знаний и толерантности “Жизнь дается один раз…”. Коллективное творческое мероприятие “Осенний бал в 6 классе”, куда были приглашены и родители учащихся, украсила подготовленная заранее презентация с сочинениями “Осень – 2009” и фотографиями на осеннюю тематику. Во время военно-патриотического месячника к смотру строя и песни была подготовлена и представлена выполненная группой детей презентация “Российская армия. Космические войска”.
Кроме того, на классных часах используются видеолекции, посвященные профилактике алкоголизма, курения и наркомании, например “Вредные привычки”. При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, а также отчетов “Голос дежурного” используются и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
В-третьих, работа с родителями. Одним из элементов такой работы является тестирование учащихся и родителей по специально разработанным тестам с последующей демонстрацией мультимедийной презентации результатов тестирования на родительском собрании. Результаты проведения тестов с родителями и учениками размещаются в базе данных Word и обрабатываются в приложении MS Excel. По результатам выполненного статистического анализа готовятся презентации в приложении MS PowerPoint, которая и обсуждается с родителями на родительском собрании. Так проведенное тестирование родителей, учащихся и учителя по тесту К. Томаса “Формирование гуманности у подростков” показал на диаграммах сходство оценки ситуаций выбора у классного руководителя, учеников класса и их родителей. В частности, наибольшее совпадение результатов было у классного руководителя и мальчиков. Еще одним примером очень удачного использования ИКТ в работе с родителями была подготовленная презентация к совместному с детьми родительскому собранию “Всё начинается с семьи…”, где ученикам и взрослым были предложены интересные задания. Нестандартные задачи, стихи современных авторов, пословицы и поговорки - все это, красочно оформленное, позволило сделать мероприятие живым и результативным.
В-четвертых, творческая работа с учениками. С помощью программы создания презентаций учащиеся самостоятельно оформляют мультимедиаальбом класса, где помещены фотографии (в классе уже многие имеют цифровые фотоаппараты) с различных мероприятий, информация о достижениях учащихся, их увлечениях и интересах. Некоторые семьи подготовили слайдовые презентации в PowerPoint о своих любимых занятиях и увлечениях. Одна семья, подготовившая самый содержательный материал, приняла участие в районном конкурсе “Семейная аллея”. Другая семья всегда старается выполнить задания классного руководителя при подготовке классных часов и домашних заданий по русскому языку и литературе с помощью компьютера (“Моя малая родина”, “Какие бывают ангелы…”, “Мои лучшие друзья…”, “Моя любимая мама” и др.)
В-пятых, методическая работа классного руководителя. В задачу классного руководителя входит выявление и индивидуальных особенностей ученика. Облегчает эту работу портфолио учащегося, такая новая форма работы используется в школах России около пяти лет. Вот основные пункты, которые заносятся в папки:
- сведения о поощрениях и наказаниях;
- портрет в виде эссе (мои интересы, я сам о себе…);
- дипломы и грамоты;
- успеваемость по предметам: средний балл по предмету, место в рейтинге класса;
- интересный случай;
- участие в факультативных курсах;
- творческие и проектные работы;
- участие в творческих делах класса и школы;
- страничка классного руководителя;
- успехи за пределами школы.
Работа классного руководителя по заполнению портфолио, естественно с помощью ИКТ, помогает выявить и вовремя решить проблемы, связанные с учебой, а также способствует тому, чтобы обо всех успехах узнали и одноклассники, и участники учебного процесса.
Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.