Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “Нахождение целого по его части”.
- Актуализация опорных знаний в условиях решения задачи.
- Развитие умения решать задачи с помощью чертежа, без составления уравнений.
Ход урока
Учитель ставит цель урока и переходит к работе по теории.
- Что такое дробь?
- Какие виды дробей вы знаете?
- Что показывает числитель и знаменатель обыкновенной дроби?
- Как число умножить на дробь?
- Как разделить число на дробь?
- Как найти часть от числа?
- Как найти целое, зная его часть?
Эти теоретические знания будут использованы для решения задач на уроке.
1. Мальчик прочитал книгу за 3 дня. В первый день он прочитал 0,2 всей книги и еще 16 страниц, во второй день 0,3 остатка и еще 20 страниц. В третий – 0,75 нового остатка и последние 30 страниц. Сколько страниц в книге?
Решение:
Для решения необходим чертеж. Умение строить чертеж, понимать его – половина успеха в решении задач, рассматриваемого типа.
- 30 :(1 – 0,75) = 120 (стр.) – осталось прочитать после второго дня;
- 120 + 20 = 140 (стр.) – остаток после второго дня чтения;
- 140 : (1 – 0,3) = 200 (стр.) – осталось прочитать после первого дня;
- 200 + 16 = 216 (стр.) – остаток после первого дня чтения;
- 216 : ( 1 – 0,2) = 270 (стр.) – столько страниц в книге
Ответ: 270 страниц в книге, которую читал школьник.
2. Турист совершил переход на велосипедах в три дня. В первый день они прошли всего пути без 2 км. Во второй день – половину оставшегося пути без 3 км и в третий день – оставшегося пути и еще 6 км. Сколько километров проехали туристы за три дня?
Решение:
1) –
второго остатка составляют 6 км;
2) (км) –
проехали туристы во второй день;
3) 54 – 3 = 52 (км) – половина первого остатка;
4) 51 : 0,5 = 102 (км) – первый остаток;
5) 102 – 2 = 100 (км) –2/3 всего пути;
6) (км) – весь путь
Ответ: за три дня туристы проехали 150 км
3. База отпустила четырем столовым картофель. Первой столовой отпущено 0,125 всего картофеля и еще 10 кг, второй – остатка и еще 40 кг, третьей – 0,4 нового остатка, четвертой столовой – 0,75 третьего остатка и остальные 57 кг. Сколько картофеля отпущено всем четырем столовым?
Решение:
1) 57 : ( 1 – 0,75) = 228 (кг)отпущено четвертой столовой;
2) 228 : ( 1 – 0,4) = 380 (кг) отпущено третьей и четвертой
столовой вместе;
3) 380 + 40 = 420 (кг) остаток после второй столовой без 40
кг;
4) (кг)
осталось отпустить после первой столовой;
5) (620+10) : (1 – 0,125) = 630: 0,875 = 720 (кг) отпущено картофеля.
Ответ: 720 кг картофеля отпущено четырем столовым.
4. Магазин продал кусок ткани в течение четырех дней. В первый день было продано всего куска и еще 5 м, во второй 20% остатка и еще 10 м, а в третий день – 25 % нового остатка и еще 9 м и в четвертый день того, что осталось после продажи в третий день, и остальные 13 м. сколько метров было в куске?
Решение:
1)
приходится на 13 м;
2) (м) продали
в четвертый день;
3) ;
4) 19,5 + 9 = 28,5 (м) – 3/4 нового остатка;
5) (м) –
новый остаток;
6) 4
7) 38 +10 = 48 (м) – 4/5 остатка;
8) (м) –
остаток;
9) ;
10) 60 + 5 = 65 (м) –
нового остатка;
11) (м) было
ткани;
Ответ: в куске было 78 м ткани.
Не все задачи, конечно могут быть рассмотрены на одном занятии, но нам кажется, что для развития мышления учеников, к ним имеет смысл возвращаться на других уроках.
Итог урока: Учитель еще раз подчеркивает, что для того чтобы решить задачу на части нужно сделать чертеж.
Домашнее задание: по усмотрению учителя две задачи из приведенных ниже.
5. Рыбный магазин продал в первый день 0,3 всего числа полученных ими банок осетрины и 1/7 остатка; во второй день – 3/8 того, что осталось после первого дня; в третий 5/12 того, что осталось после второго дня и 1/7 нового остатка, в четвертый день – остальные 3 десятка банок. Сколько банок осетрины получено магазином?
6. Для посадки продавались черенки смородины. Первый покупатель взял 0,2 всех черенков и еще 2 черенка, второй взял1/3 оставшихся и еще 2 черенка. Третий взял 0,5 оставшихся после второго покупателя черенков смородины. Четвертый взял остальные 9 черенков. Сколько черенков смородины было продано?
7. Колхозник продал картофель трем покупателям: первому – 0,25всего и еще 10 кг, второму – 5/11 остатка и еще 10 кг, а третьему – последние 50 кг. Сколько картофеля продал колхозник?
Ответ: 160 кг картофеля продал колхозник.
8. Строительная организация получила сначала отпущенных ей денег, затем остатка и, наконец. Последние 9500 руб. За кирпич уплатили в 3 раза больше, чем за цемент, а за кровельное железо на 670 руб. больше, чем за кирпич. Какая сумма была внесена отдельно на оплату кирпича, кровельного железа и цемента?
Литература:
- Г.И.Зубелевич Сборник задач Московских математических олимпиад. “Просвещение” М.1971.
- С.А.Пономарев, П.В.Стратилатов, Н.И.Сырнев Сборник задач по математике для 4-5 классов “Просвещение” М.1979.