Цели урока:
- Научить составлять выражения;
- Находить значение выражения;
- Развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
а) Математический диктант.
- Напишите сумму чисел 45 и 85;
- Напишите разность чисел 64 и 38;
- Чему равно первое слагаемое в сумме 654 + 888?
- Чему равно уменьшаемое в выражении 1005 – 435?
- Как называется результат вычитания?
б) Устные упражнения. (презентация)
Первый слайд.
1. Впиши пропущенные числа, чтобы равенства были верными:
а) 35 : _ + 6 = 11;
б) 50 – 9 * _ = 23;
в) ( 4 + _ ) : 8 = 9;
г) ( _ : 5 + 3) * 6 = 48;
д) 7 * _ - 14 = 28.
Второй слайд.
2) Пользуясь записью деления в “столбик”, найди корни уравнения:
- 66150 : 75 = 882;
- 882 * x = 66150;
- х – 600 = 61;
- 615 – x =15;
- 75 * x = 600;
- 150 : x = 2.
Третий слайд.
1. Дополните до 100 числа: 28; 36; 54; 48; 25.
2. Назовите натуральные числа, которые на
координатном луче расположены между:
а) 53 и 57;
б) 999 и 1002.
II. Формирование умений и знаний.
(Презентация).
Второй слайд.
Цели:
- Уметь находить значение выражения;
- Записывать решения задач в виде выражения.
Третий слайд.
1) Заполни таблицу:
Значение а | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Значение а+12 | ||||||
Значение 16 - а |
Четвертый слайд.
Заполните таблицу.
Значение а | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Значение а + 12 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Значение 16-а | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 |
Пятый слайд.
При каких значениях а:
а) 16 – а меньше, чем а + 12,
б) 16 – а больше, чем а + 12,
в) значение 16 – а и а + 12 равны?
Шестой слайд.
2) Составьте выражение для решения задачи:
- В первом классе 15 учеников, а во втором на 3 ученика больше. Сколько учеников в двух классах?
- В первом классе 15 учеников, а во втором на а ученика больше. Сколько учеников в двух классах?
- В первом классе с учеников, а во втором на а ученика больше. Сколько учеников в двух классах?
Седьмой слайд.
Ответы:
- 15 + (15 + 3)
- 15 + (15 + а)
- с + (с + а)
Ответ:
- КМ = с – (а + b);
- КМ = с – а – b.
Девятый слайд.
Чем похожи все выражения?
- (3 575 + 299) - 99;
- (2 063 + 1 480) – 1 520;
- (380 + 412) – 602;
- (400 + 325) – 525;
- (7 855 + 45) – 855.
Выбери выражения, значения которых сможешь вычислить:
а) одним способом;
б) двумя способами;
в) тремя способами.
III. Повторение.
№ 193.
Вычислите устно:
а) 458 + 333 + 42 + 67;
б) 635 + 308 + 1365 + 392;
в) 411 +419 + 145 = 725 + 87;
г) 11 + 12 + 13 + 14 + 15 + 16 + 17 +18 + 19.
№ 349.
Вычислите устно:
а) 50 + 40 : 30 * 50 - 100 =
б) 30 + 70 : 10 * 15 - 150 =
в) 100 – 70 * 3 - 18 : 36 =
г) 100 – 80 : 4 * 14 - 67 =
д) 67 – 23 : 11 * 25 - 19 =
№ 360.
Подчеркните уменьшаемое одной чертой, а вычитаемое двумя чертами в выражении:
а) (157 + 34) – 124 : 62;
б) (х + 156) – 143.
№ 361.
Запишите сумму:
а) 37 * 2 и 45 – 17;
б) 156 : 12 и 31 * 7.
IV. Самостоятельная работа.
(стр. 6 “Дидактический материал” для 5 класса)
№ 54
Найдите значение выражения 21 – 57 : 3 + 6 (8)
№ 55
Составьте выражение для решения задачи: “В первой книге 92 страницы, во второй 56, а в третьей в 2 раза больше, чем в первой и во второй вместе. Сколько страниц в третьей книге?” Найдите значение выражения.
№ 56
Запишите в виде числового выражения сумму двух выражений47 -24 и 37 + 28 и найдите значение этого выражения.
№ 57
Сумма двух чисел больше первого из них на 48. чему равно второе число?
(стр. 6 “Дидактический материал” для 5 класса)
V. Домашняя работа: № 368, № 371(б, в)
VI. Релаксация.
Использованная литература:
- Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд учебник математики 5 класс 2006 г.
- Н. Б. Истомина, Г. В. Воителева Рабочая тетрадь №1 Натуральные числа.
- В. И. Жохов, и. М. Митяева Математические диктанты 5 класс Пособие для учащихся и учителей.
- А. С. Чесноков, К. И. Нешков дидактические материалы по математике.