Урок РТС (9-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 9


Цели:

  • Повысить активность работы учащихся, развить у них аналитико – синтезирующую деятельность, остроту мышления, пространственные представления, и воображение.
  • Систематически целенаправленно развивать подвижность и гибкость мышления, симулировать процессы переключения поисковой активности.
  • Воспитание графической грамотности.

Ход урока

I этаж.

Разминка: Цифровой диктант.

а) Игра: “Согласен, не согласен”

Согласен – 1, не согласен – 0.

1. Линейка, транспортир, циркуль – чертежные инструменты.
0. Вид сверху располагается сбоку от главного вида.
1. Вид сбоку располагается справа от главного.
0.1:2 – масштаб увеличения.
1. Плавный переход одной линии в другую называется сопряжением.
0. Контур детали проводят штриховой линией.
1. Осевые и центровые линии чертят штрихпунктирной тонкой линией.
0. Акснометрические оси изометрической проекции 90 и 135 градусов.
0. Технический рисунок не заштриховывают.

4 единицы 5 нулей (450 лет добровольного присоединения Башкирии к России).

4
5
0
Лет

б) Разминка: Ответу соответствует буква из таблицы. Запишите буквы – ответы на вопросы.

  1. Чему равен угол между осями изометрической проекции? (120 – Ч)
  2. Какой сегодня день недели? (2 – Е)
  3. Под каким углом проводят постоянную прямую справа от вида сверху? (45 – Р)
  4. Сколько в сумме прямоугольников разных цветов на флагах Росси и Башкортостана? (4 – Т)
  5. Сколько линий необходимо провести, чтобы разделить окружность на четыре равные части? (2 – Е)
  6. Сколько разных букв в слове “аксонометрия” (11 – Ж)

Какое слово получилось? (Чертеж)

Ж Е Ч Р Е Т
11 2 120° 45° 2 4

А я так представила этот термин.

II этаж.

Развитие психических механизмов, как основы РТС (внимание, память, воображение, наблюдательность, слуховой и зрительной памяти).

Задание на развитие зрительной памяти.

Задача “Как будто легко”.

Внимательно посмотрите на плакат 1- 2 минуты и я закрою его – вы изобразите. (2 человека у доски)

Задание на воссоздающее пространственное воображение. (никакие чертежи при решении делать нельзя)

  1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 60мм. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 60мм, и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась? (трапеция)
  2. Какое получится геометрическое тело, если вращать вокруг боковой стороны прямоугольник? (цилиндр)
  3. Представьте себе окружность. Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от неё (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности? (квадрат)
  4. Металлическую заготовку надо распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов? (11 распилов)

Развитие мышления.

а) Игра: ”Назови одни словом”.

Условия игры: Выделить общий существенный признак между понятиями.

Ответ: Геометрические фигуры, виды, геометрические тела, аксонометрические проекции.

б) В каждом ряду четыре слова, три из них объединены общим понятием, а одно не подходит. Определить его. И записать в тетрадь, составить два три предложения.

Сталь
Железо
Пластмасса
Чугун
Профильная
Фронтальная
Горизонтальная
Линия
Габаритные
Виды
Монтажные
Установочные

III Этаж.

Частично поисковые задачи.

а) В какую из указанных фигур можно поместить “втулка” (по количеству букв и углов в слове.)

б) Выявите закономерность слов: Аксонометрия, балка, вилка, главный вид, длина. (Записаны в алфавитном порядке)

в) ”Что бы это значило?”

(Сплошная толстая основная линия – СТОЛ)

Зрительные иллюзии.

(Два силуэта в окне или ваза)

г) Экспертиза чертежей. Ученик классифицирует изображения.

е) Смысловые пропорции. Понять какие существуют отношения между членами пропорции. Найти недостающий член и заполнить пропуск.

Чертеж – ? Текст – слово
Урок – кор Предмет – ?
Художник – кисть ? – карандаш
Проецирование – ? ? – Черепановы

IV Этаж. Логические каноны.

Канон в переводе с греческого – правило.

Таблицы построены по определённому правилу, которые следует определить.

Болт ?
Гайка 2
Шайба 2
Монж Гаспар
Рахимов ?
Путин ?
Изображение Жёлтый
Штриховка Синий
? Зеленый
С Карандаш
П Черный
? Чертить

Кроссворд – “Крыша здания”.

Отгадывая кроссворд записывайте лишь первые буквы ответов.

  1. Великий ученый геометр XVIII века.
  2. Под углом 120° располагается в изометрии аксонометрическая . . . . . . .
  3. Штрих пунктирная осевая. . . . . . .
  4. Аксонометрической проекцией окружности является. . . . . .
  5. Условное обозначение .
  6. Пропущена буква.
  7. Чертежный инструмент.

Подведение итогов урока: вывить самого активного ученика. Вручение галстука: Лучшему архитектору – строителю и чертежнику.