Цели:
- Повысить активность работы учащихся, развить у них аналитико – синтезирующую деятельность, остроту мышления, пространственные представления, и воображение.
- Систематически целенаправленно развивать подвижность и гибкость мышления, симулировать процессы переключения поисковой активности.
- Воспитание графической грамотности.
Ход урока
I этаж.
Разминка: Цифровой диктант.
а) Игра: “Согласен, не согласен”
Согласен – 1, не согласен – 0.
1. Линейка, транспортир, циркуль – чертежные
инструменты.
0. Вид сверху располагается сбоку от главного
вида.
1. Вид сбоку располагается справа от главного.
0.1:2 – масштаб увеличения.
1. Плавный переход одной линии в другую
называется сопряжением.
0. Контур детали проводят штриховой линией.
1. Осевые и центровые линии чертят
штрихпунктирной тонкой линией.
0. Акснометрические оси изометрической проекции
90 и 135 градусов.
0. Технический рисунок не заштриховывают.
4 единицы 5 нулей (450 лет добровольного присоединения Башкирии к России).
4 |
5 |
0 |
Лет |
б) Разминка: Ответу соответствует буква из таблицы. Запишите буквы – ответы на вопросы.
- Чему равен угол между осями изометрической проекции? (120 – Ч)
- Какой сегодня день недели? (2 – Е)
- Под каким углом проводят постоянную прямую справа от вида сверху? (45 – Р)
- Сколько в сумме прямоугольников разных цветов на флагах Росси и Башкортостана? (4 – Т)
- Сколько линий необходимо провести, чтобы разделить окружность на четыре равные части? (2 – Е)
- Сколько разных букв в слове “аксонометрия” (11 – Ж)
Какое слово получилось? (Чертеж)
Ж | Е | Ч | Р | Е | Т |
11 | 2 | 120° | 45° | 2 | 4 |
А я так представила этот термин.
II этаж.
Развитие психических механизмов, как основы РТС (внимание, память, воображение, наблюдательность, слуховой и зрительной памяти).
Задание на развитие зрительной памяти.
Задача “Как будто легко”.
Внимательно посмотрите на плакат 1- 2 минуты и я закрою его – вы изобразите. (2 человека у доски)
Задание на воссоздающее пространственное воображение. (никакие чертежи при решении делать нельзя)
- Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 60мм. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 60мм, и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась? (трапеция)
- Какое получится геометрическое тело, если вращать вокруг боковой стороны прямоугольник? (цилиндр)
- Представьте себе окружность. Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от неё (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности? (квадрат)
- Металлическую заготовку надо распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов? (11 распилов)
Развитие мышления.
а) Игра: ”Назови одни словом”.
Условия игры: Выделить общий существенный признак между понятиями.
Ответ: Геометрические фигуры, виды, геометрические тела, аксонометрические проекции.
б) В каждом ряду четыре слова, три из них объединены общим понятием, а одно не подходит. Определить его. И записать в тетрадь, составить два три предложения.
Сталь Железо Пластмасса Чугун |
Профильная Фронтальная Горизонтальная Линия |
Габаритные Виды Монтажные Установочные |
III Этаж.
Частично поисковые задачи.
а) В какую из указанных фигур можно поместить “втулка” (по количеству букв и углов в слове.)
б) Выявите закономерность слов: Аксонометрия, балка, вилка, главный вид, длина. (Записаны в алфавитном порядке)
в) ”Что бы это значило?”
(Сплошная толстая основная линия – СТОЛ)
Зрительные иллюзии.
(Два силуэта в окне или ваза)
г) Экспертиза чертежей. Ученик классифицирует изображения.
е) Смысловые пропорции. Понять какие существуют отношения между членами пропорции. Найти недостающий член и заполнить пропуск.
Чертеж – ? | Текст – слово |
Урок – кор | Предмет – ? |
Художник – кисть | ? – карандаш |
Проецирование – ? | ? – Черепановы |
IV Этаж. Логические каноны.
Канон в переводе с греческого – правило.
Таблицы построены по определённому правилу, которые следует определить.
Болт | ? |
Гайка | 2 |
Шайба | 2 |
Монж | Гаспар |
Рахимов | ? |
Путин | ? |
Изображение | Жёлтый |
Штриховка | Синий |
? | Зеленый |
С | Карандаш |
П | Черный |
? | Чертить |
Кроссворд – “Крыша здания”.
Отгадывая кроссворд записывайте лишь первые буквы ответов.
- Великий ученый геометр XVIII века.
- Под углом 120° располагается в изометрии аксонометрическая . . . . . . .
- Штрих пунктирная осевая. . . . . . .
- Аксонометрической проекцией окружности является. . . . . .
- Условное обозначение .
- Пропущена буква.
- Чертежный инструмент.
Подведение итогов урока: вывить самого активного ученика. Вручение галстука: Лучшему архитектору – строителю и чертежнику.